Пойдут по воде. Калининградский залив откроют для малого приграничного движения

1
голос

Понравился материал?
нажми ↓

Было интересно!
Прислала
Нелли Шестопалова

Фото: Игорь Зарембо/РИА Новости

Польша и Россия одобрили идею внедрения малого приграничного передвижения на акватории Калининградского (Вислинского) залива. Это даст свободу морякам, шкиперам и яхтсменам, а также пойдет на пользу развитию туризма в регионе.

В ближайшее время будет дополнено успешно действующее соглашение о безвизовом режиме между Калининградской областью и польскими воеводствами. Власти обоих государств решили перенести режим упрощенного передвижения на гладь совместного водоема, в России именуемого Калининградским, а в Польше — Вислинским заливом.

СПРАВКА SmartNews

Калининградский залив — залив, расположенный в южной части Балтийского моря, называемый также Вислинским, фактически является лагуной — почти закрытым водоемом, отделенным от моря песчаной Вислинской косой. В залив впадают реки Ногат — правый рукав Вислы, Преголя, Прохладная и другие, поэтому вода в заливе довольно пресная. Берега низкие, болотистые, с хвойным лесом. Зимой покрывается льдом. Длина залива — 91 км, ширина варьируется от 2 до 11 км, площадь — 838 кв. км. Общая береговая линия протянулась на 270 км, из которых 159 км относятся к России и 111 км к Польше. Средняя глубина составляет 2,7 м, максимальная — 5,2 м. Акватория залива разделена между Россией и Польшей, при этом 56,2% площади относится к России и оставшееся к Польше. По акватории проходит граница Калининградской области.

Прислала
Нелли Шестопалова

По обе стороны границы к идее расширения сотрудничества относятся позитивно.

Существует такая идея, и она близка к осуществлению, — расширить географию совместных погранпереходов морскими пунктами пропуска. Разумеется, в пределах той зоны приграничного сотрудничества, которая сегодня зафиксирована межгосударственным соглашением. В ближайшее время специалисты министерств транспорта Польши и России должны пересмотреть перечень существующих погранпереходов и дополнить его новыми. Эта актуальная тема обсуждалась на заседании профильного международного комитета в Кракове.

За непродолжительное время существования режим малого приграничного передвижения (МПП) оправдал себя полностью. Неслучайно именно польская сторона первой в Евросоюзе выступила с инициативой о безвизовом общении Старого Света с Россией. Однако в большом и хорошем деле почему-то забыли про малое. Морякам, шкиперам и яхтсменам новые правила пересечения границ не добавили никакой свободы.

Официальные пункты пропуска — исключительно сухопутные. Сам я проехать через них могу, по той же пластиковой карточке участника малого приграничного передвижения. Но яхту-то куда дену? Получается ерунда, в том же Фромборке, когда я швартуюсь, пограничники разводят руками, извиняются, но требуют загранпаспорт с шенгенской визой. Все потому, что их пункт не входит в реестр МПП, а значит, не имеет права осуществлять контроль за участниками приграничного передвижения.

Такого же мнения придерживаются и жители калининградских райцентров, расположенных на водоеме.

Чтобы добраться до Польши, мне нужно потратить час времени до Калининграда. Столько же до границы. Потом отстоять две очереди. То есть как минимум потратить 3-4 часа. Если же по воде, то отметиться на погранпункте в Балтийске, сесть в моторку, через 20 минут причалить в Польше, отметиться там.

Расширение географии пунктов пропуска для упрощенного въезда в значительной мере поможет и рыбакам обеих стран, промышляющим в заливе. Пластиковая карточка — не бумажный паспорт, можно брать с собой и не бояться, если непогода или туман заставят невзначай пересечь границу сопредельного государства. При этом польские власти не без оснований надеются, что открытый режим мореплавания поможет вложить солидные деньги в развитие экологии и туристической привлекательности водоема.

Залив — уникальный культурный и природный объект. В рамках программ приграничного сотрудничества мы планируем сохранить не только его экологию, но и восстановить памятники, характерные для этого региона: дома, мосты и плотины.

До 2030 года на обустройство залива и берегоукрепительные мероприятия власти сопредельного государства намерены потратить более 1,5 млрд евро. При этом треть этих средств планируется направить сразу же после признания залива зоной малого приграничного сотрудничества. 

Видео

Видео: MrDarmaley на YouTube

Калининградский залив

Автор

Петр Градов

Над статьей работали

Елена Хотулева, Нелли Шестопалова

Новое на сайте