Не только хиджаб. SmartNews узнал, как выглядят мусульманские модницы

11
голосов

Понравился материал?
нажми ↓

Было интересно!

Фото: предоставлено Нажией Галимовой

Мусульманская мода Казани еще очень молода — ей не более 20 лет. Сегодня девушки ищут нечто среднее между стилями Европы и Турции с поправкой на местный климат и ритм современной жизни. Молодые мусульманки Казани постепенно вырабатывают свой стиль, подчеркивающий не только религиозность, но и этнические особенности.

Мусульманская мода в Казани находится на стадии зарождения, но развивается бурно и активно. Появляются популярные мусульманские модельеры, открываются специальные ателье, одежда поставляется из-за границы. Это способствует тому, что в Казани постепенно вырабатывается своя мусульманская мода, обладающая местным колоритом и этническими особенностями.

Согласно шариату (своду религиозно-этических и правовых предписаний ислама), одежда мусульманки должна укрывать ее тело. Данный аят (место в Коране) не говорит, что женщина должна быть покрыта чадрой с головы до ног, оставив прорези только для глаз, поэтому мусульмане разных стран и школ по-своему интерпретируют это предписание. В основном считается, что мусульманка должна полностью закрывать голову (платком), на теле же могут оставаться открытыми лицо, кисти рук и — иногда — ступни. Некоторые считают неправильным открывать шею, предплечья, уши и вдетые в них серьги. Одежда должна быть достаточно плотной, чтобы кожа не просвечивала, и свободной, чтобы очертания тела не проявлялись. «Если бы все женщины одевались по шариату — на земле было бы на 1/3 греха меньше», — говорится в Коране, поэтому первое назначение одежды мусульманки — укрывать ее от взглядов чужих мужчин и в то же время защищать мужчин от лишних соблазнов.

Фото: предоставлено Нажией Галимовой

Справка SmartNews

Хиджаб — любая одежда (от головы до ног), однако в западном мире под хиджабом понимают традиционный исламский женский головной платок. В Коране это слово не встречается, но его ношение стало традицией.

Никаб — мусульманский женский головной убор, закрывающий лицо, с узкой прорезью для глаз. Как правило, изготавливается из ткани черного цвета. Никаб следует отличать от других женских мусульманских головных уборов, закрывающих лицо, например распространенной в Средней Азии и Афганистане паранджи. Ношение одежды, скрывающей лицо, практикуется по разным причинам: это могут быть местные традиции и обычаи, защита лица от песка, пыли, яркого света (в жарких странах).

Паранджа — женская верхняя одежда в мусульманских странах, в частности Центральной Азии и Ближнего Востока, представляющая собой халат с длинными ложными рукавами и с закрывающей лицо волосяной сеткой — чачвана.

Почему женщина должна закрываться? Чтобы воспитывать в себе скромность, смирение, хорошие качества характера. Конечно, если даже девушка в парандже, мы не знаем, хорошие ли у нее мысли. Но все равно одежда — это внешняя кожа, она показывает, какая у нас сущность.

Фасон, цвет не регламентируется. В Коране прописано длинное одеяние, которое закрывает тело. Изначально это было нужно, чтобы верующие женщины отличались от женщин легкого поведения, которые ходили полураздетыми и напоказ выставляли свое тело, чтобы продать себя.

Мусульманке предписано носить скромную одежду, не привлекающую к себе внимания, полностью укрывающую ее тело. Нужно использовать спокойные оттенки и не сильно прилегающие силуэты.

Фото: предоставлено Дилярой Садриевой

Местный колорит

В отличие от Малайзии, где мусульманки стараются полностью укутать тело, у казанских девушек открыты лица, кисти рук и стопы ног от щиколоток. Крайне редко можно встретить женщину в черном никабе, где видны только глаза. Никабы вызывают отторжение у всех, даже у самих мусульман. Исключение составляла только одна казанская община — файзрахманисты. Эта секта требовала от мусульманок строгого ношения именно никабов. Но и они не надевали черные никабы, просто закрывали белым платком лицо. Сегодня казанская община файзрахманистов деградирует: после терактов 2012 года из 70 человек осталось только 15, в основном мужчины.

Однако некоторые особенно религиозные девушки делают шаги в направлении к никабу — закрывают шею и щеки, скрепляя платок под подбородком. В основном в одежде мусульманок преобладает светский вариант, поэтому платок завязывают, перекидывая концы назад и обматывая их вокруг головы.

Молодые мусульманки, особенно студентки, зачастую надевают обычные джинсы, а на голову повязывают платок по всем правилам.

Запрет ислама носить обтягивающую одежду у нас часто игнорируется. Балахоновидные одежды более присущи странам Ближнего Востока. А на Арабском Востоке, как и у нас в Казани, молодая девушка может надеть джинсы в обтяжку и в то же время на голове глухо завязать мусульманский платок.

Фото: предоставлено Линарой Галеевой

Выглядит как иностранка

Модельеры Казани приходят к выводу, что стиль местной мусульманки — что-то среднее между Европой и Азией.

Наша мусульманка может быть полностью закрыта, и в то же время если она наденет обычные брюки и кофту-тунику, то будет выглядеть по-светски и не привлечет лишнее внимание. У нас можно спокойно носить шляпу поверх платка. Крайний ислам такие вещи запрещает.

Казанские модельеры, по их собственному признанию, больше тяготеют к европейскому стилю — строгому и минималистскому, удобному для работы, учебы и повседневной жизни. Однако пока они в меньшинстве, потому что большая часть одежды для мусульманок в Казань завозится из Турции, Египта, Саудовской Аравии. И модельеры видят тут большой недостаток.

Дело в том, что каждой мусульманской стране присущ свой стиль, покрой, особенная культура декорирования платья. И, надевая турецкое или египетское платье, девушка выглядит как иностранка, а это неправильно, уверены специалисты, потому что такой облик кажется чужеродным и не вызывает доверия.

В арабской культуре наличествует обилие декора, золота или же одежда, наоборот, полностью аскетичная и черная. Женщина, надевая такие платья у нас, выглядит иностранкой. Но ведь мы не приезжие, не иностранцы, а коренное население. Поэтому мы можем, соблюдая нормы ислама, одеваться в нашу одежду, которая подходит нам по крою, цвету, декору и не противопоставляет нас обществу, а помогает раскрыть ценности нашей религии.

Одежда отражает климатические условия, природу, историческое и культурное наследие той или иной страны: например, в Малайзии очень яркие наряды, потому что там богатая красочная природа. У нас цвета более сдержанные, ближе к европейскому стилю. 

Фото: предоставлено Нажией Галимовой

В Казани мы не увидим черных хиджабов. Современные татарки надевают яркие разноцветные платки, часто белые. Молодые девушки не носят широких платьев, часто это обтягивающие длинные платья или даже джинсы, а сверху хиджаб. У многих ортодоксов это вызывает возмущение.

Примечательно, что на казанских мусульманках практически невозможно увидеть традиционную татарскую мусульманскую одежду, которую носили их прабабушки до революции. Национальный татарский мусульманский костюм — это калфак, закрывающий голову, камзол, длинное платье. Сейчас в такие наряды облачаются разве что женщины преклонного возраста. В толпе, говорят исламоведы, они выглядят как белые вороны, их даже называют ряжеными — настолько они контрастируют на фоне спокойных европейских расцветок, принятых в Казани. 

У наших мусульман есть странное убеждение: если надеть турецкое или арабское платье, то вера становится более глубокой. Поэтому в Казани все-таки больше склоняются к турецкому направлению. Иногда летом я вижу, что женщины повязывают платки в виде верблюжьего горба — высокая прическа, какую любят делать турчанки и арабки. Да и вещи большей частью турецкие. Но у нас другой климат: влажное жаркое лето и влажная ветреная зима. Поэтому все-таки надо искать свои лекала, применимые к современности, и в то же время сохранять национальные особенности — в этом и заключается следование шариату.

Косметика, праздник, спорт

Отношение к косметике среди мусульман противоречивое. Некоторые считают, что мусульманка не должна ею пользоваться, потому что в течение дня она несколько раз совершает обязательное омовение, и вода должна коснуться ее кожи, а косметика препятствует полному очищению. Из этих соображений некоторые девушки отказываются краситься, в основном это очень религиозные, глубоко погруженные в ислам люди (их не больше 30% от общего числа казанских мусульманок). Как правило, эти девушки и женщины сидят дома с детьми, не работают или служат в мечети или в мусульманском детском саду. Большинство же считает, что достаточно легкого прикосновения воды, которое не навредит макияжу, поэтому они красятся. Однако в городе не увидеть мусульманку с ярким макияжем — он у нее естественный, легкий.

Я считаю, что в косметике нет ничего плохого. Например, однажды я помогала одной девушке-невесте собираться на никах (обряд венчания), и когда она увидела себя накрашенную в зеркале, то воскликнула: «Боже мой! Это я? Разве я могу быть такой? Я такая красивая!» Ну разве это нормальная реакция для девушки?

Фото: предоставлено Нажией Галимовой

Безусловно, мусульманку не увидеть в развлекательных заведениях и ночных клубах. Праздники, которые она посещает, в основном проходят в закрытом кругу — семейном, дружеском, это свадьбы и дни рождения. Праздничный наряд казанской мусульманки при всё той же закрытости отличается богатым убранством: украшениями, декором, вышивкой, кружевом. В то же время в украшениях казанские мусульманки, как представительницы северного народа, гораздо скромнее и сдержаннее, чем их восточные сестры.

Для праздников девушки подбирают наряды в европейском стиле, соответствующие законам шариата, — макси-платья с широким шлейфом. Верх может быть скроен по фигуре, а низ сделан более широким. Большое внимание уделяется аккуратно завязанному платку.

И если в повседневной одежде казанской мусульманки практически не встретить татарских национальных особенностей, то как раз в праздничном платье для никаха они появляются.

Одежда для никаха у казанских мусульманок отличается тем, что в ней часто присутствуют национальные татарские мотивы. Это может быть декор, наличие тюбетейки или татарского жилета, в платье может присутствовать какая-то национальная вышивка, может сохраниться силуэт татарского костюма. Но это только для праздников. Никто не носит национальную одежду каждый день, это будет эпатажно. Религия и национальный стиль — разные вещи. Но если мусульманка хочет привнести татарские элементы, она может это сделать.

Что касается спорта, то встретить девушку-мусульманку на казанском пляже вряд ли получится. Если она и посещает спортивный зал или бассейн, то только в отдельные мусульманские часы и в специальном закрытом костюме — буркини.

Многие мусульманки не купаются в людных местах, поскольку даже закрытые купальные костюмы прилегают к телу после купания. Строгие мусульманки занимаются спортом дома или только там, где женщины. Я проще отношусь к таким вещам. У нас в Казани более открытые обществу девушки. Спокойно ходят в бассейн — есть специальные мусульманские часы, в том числе в спортзалах. Условия хорошие. Лет пять-шесть назад такого даже близко не было.

За последние годы в Казани открылось очень много фитнес-центров только для женщин. Там специальной одежды не требуется. Для тех же занятий, где могут присутствовать мужчины, есть свободные костюмы, головные уборы, брюки, которые не подчеркивают сексуальность. 

Участница первых соревнований «Лыжня ислама», организованных Духовным управлением мусульман Республики Татарстан. Фото: Максим Богодвид/РИА Новости

Проблемы с адаптацией

В Казани социальная жизнь мусульманки ничем не отличается от жизни обычной девушки, говорят исламоведы и модельеры. Никаких проблем ни с устройством на работу, ни с посещением учебных или спортивных учреждений нет. И на темп жизни длинные юбки и платок не влияют, говорят сами мусульманки. Однако стоит отметить, что многие из них признают, что у них и нет стремления делать карьеру, пропадая в офисе. Во главе угла у большинства все-таки остается женское предназначение — семья, дети. Хотя это не исключает успеха в социальной жизни: у многих мусульманок сегодня свой бизнес, многие из них занимаются общественной деятельностью.

Говорить о сложности передвижения в длинной одежде я бы не стала. Платья и юбки делают нас более женственными, а мы как раз и стоим за то, чтобы современная женщина понимала свое истинное предназначение. Сегодня многие женщины занимаются бизнесом, строят карьеру, но при этом важно не забывать об основных обязанностях женщины: поддерживать домашний очаг, заботиться о муже, давать детям религиозное воспитание. Очень радует, что скромность возвращается в моду, многие наши современницы носят длинные юбки и платья, закрытые блузы.

Если у мусульманки в Казани и возникают проблемы с адаптацией, например, в коллективе, то тут главную роль играет ее собственное предубеждение, говорят эксперты. В очень редких случаях мусульманок не принимают на работу из-за стереотипов.

У нас очень хорошие условия. Например, в Турции девушки в хиджабе не могут учиться в вузах. Там они вынуждены придумывать разные уловки: кто-то скидывает платки, некоторые надевают парики поверх платка. А у нас — пожалуйста, получай образование, устраивайся на работу. И если кто-то из девушек говорит, что ее не взяли на работу из-за платка, то, скорее всего, она сама своим отношением усложнила ситуацию. У нас люди с пониманием относятся к мусульманам, русские иногда даже больше понимают, чем татары.

Фото: Саид Царнаев/РИА Новости

Я ношу хиджаб 17 лет, веду активный образ жизни — всегда в процессе учебы и работы. И в то же время у меня есть семья, дети. Моя одежда мне не мешает. Скорее наоборот, она сохраняет силы, защищает, позволяет чувствовать себя женственно, достойно. Очень важно, как сама мусульманка преподносит себя людям, с каким посылом она общается — позитивно, радостно или же настороже, защищаясь. Если она изначально настроена к людям негативно, то и к ней может возникнуть нехорошее чувство.

Часто люди опасаются, что кто-то хочет навязать им свои ценности. У меня свой бизнес, мне не приходилось устраиваться на работу, но я знаю, что такие случаи встречаются. Я точно знаю, что среди мусульманок много профессионалов своего дела. Теми же людьми, которые не хотят их брать на работу, двигают стереотипы, страх неизвестности: если человек соблюдает все обеты религии, кто знает, что у него в голове? Я думаю, что это отголоски безрелигиозного советского прошлого. Но в наши дни образ религиозного человека сильно изменился. Сегодня верующий хочет соблюдать законы Бога, и в то же время он активно участвует в общественной жизни. Стереотип, что верующий человек — невежда, который не может нормально работать, уходит в прошлое.

Надо заметить, что мусульманки все-таки озабочены тем, какое отношение к хиджабу складывается в других регионах и странах.

Меня очень тревожит то, что в некоторых местах страны есть нехорошее отношение к мусульманским платкам. С ним связывают какой-то негатив. Но истинные мусульманки Татарстана носят платок уже много-много веков. Это даже не религиозная одежда, а традиционная. Наш платок организует нашу жизнь, это нас сохраняет и защищает от посторонних взглядов, от мыслей, которые могут родиться у незнакомых людей. Коран нас защищает, потому что женщина — продолжательница рода, мать, и это ее величие. Очень хочется, чтобы люди понимали, что здесь нет ничего негативного, наоборот, это попытка жить нравственно.

Сегодня у мусульманок в Казани становится больше выбора. Многие одеваются в обычных магазинах, компонуя одежду. Другие заказывают по интернету одежду российских производителей. Растет количество магазинов мусульманской одежды — как привозной, так и местных дизайнеров, и надо сказать, что в них одеваются не только мусульманки, но и представительницы других религий или просто светские женщины.

Рынок мусульманской моды в Казани находится на первой стадии развития. Появляются дизайнеры, специализированные ателье. Мусульманские наряды шьют и местные фабрики, но пока очень многое копируется от дизайнеров других стран. Приятно, что появляется силуэт, форма. В последние годы казанская мусульманка начала больше следить за цветом — в основном это сдержанные оттенки, превалирует черный. Подбирая платье, думает о головном уборе. Раньше такого не было.

Заметна склонность к натуральным тканям. Дальше будет еще лучше. И мне бы хотелось, чтобы наши платья можно было показать за границей. Со временем у нас появится свой стиль мусульманской одежды, выработаются свои этнические особенности.

Видео

Мусульманские дизайнеры Казани

Видео: SmartNews

Автор

Наталия Фёдорова

Над статьей работала

Мария Землянская

5 комментариев к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе

Отмечено
редакцией

Станислав Захаркин 18 февраля 2014, 09:08, Изменено: 18 февраля 2014, 11:19

Девушки во все времена и во всех странах стремились быть красивыми и модными.. так что неудивительно, что даже в такой строгой религии как ислам, девушки ухитряются одеваться красиво и со вкусом

Марина Алехина 18 февраля 2014, 10:17

Очень симпатичные наряды придумывают дизайнеры...думаю от таких нарядов и никто бы не отказался)

Алексей Громыкин 18 февраля 2014, 10:38

все-таки местные традиции играют определенную роль в изменении религиозных практик и светское советское прошлое тоже сказалось на татарских традициях сделав их менее консервативными в том числе и в одежде.

Рафаєль В. Макаров 18 февраля 2014, 20:02

Одежда не может быть мусульманской или немусульманской. Она может быть красивой или нет, быть приспособленной к условиям того или иного климата, учитывать традиции того или иного народа. Но главное условие - она не должна быть вызывающей. Если девушка или женщина идёт в короткой до нельзя юбке или в избыточно декольтированном платье, то она не уважает сначала себя. а потом и окружающих. Тоже самое и о макияже и украшениях. Всё должно быть в меру. И ещё. Девушка даже в телогрейке останется красивой в силу своей природной красоты.

Неонила Полякова 19 февраля 2014, 13:13

Одежда - это всегда проявление внутреннего самосознания человека, свобода его воли и выбора. Именно женская одежда в ряде государств, не только исламских, но и светских, является предметом политических баталий и спекуляций. В статье упоминается Турция, считающаяся одной из самых прогрессивных мусульманских стран. А ведь там вопрос ношения мусульманских нарядов давно уже перестал быть сугубо религиозным и перешел в агрессивную политическую плоскость. Да и светская Франция в чем-то этот путь повторила...

Добавить комментарий

Новое на сайте