Под слоем времени. На стенах бывшего сельского клуба обнаружили старинную фреску

6
голосов

Понравился материал?
нажми ↓

Было интересно!

В деревянной сельской церкви, использовавшейся в СССР в качестве клуба, случайно обнаружили старинные фрески. Работы середины XIX века нашли под слоем штукатурки в ходе ремонта. Происхождение фресок пока выяснить не удалось.

В деревянной церкви в честь Казанской иконы Божией Матери в селе Ошторма Юмья Кукморского района Татарстана под слоем штукатурки обнаружились хорошо сохранившиеся старинные фрески. Они были написаны, скорее всего, в середине XIX века, пока точнее специалисты сказать не могут. 

С уверенностью можно сказать, что по Божией воле и благодаря богобоязненности людей, делавших переустройство почти 100 лет тому назад, церковные росписи не были разрушены, а чудом сохранились под слоем штукатурки.

справка smartnews

Деревянную церковь в честь Казанской иконы Божией Матери в селе Ошторма Юмья построили в 1843 году. Храм возвели в форме шестиконечного креста с 15 большими окнами. В одной связи с храмом находилась колокольня с пятью колоколами. В 1897 году алтарь и главный храм на средства, собранные прихожанами, украсили стенной живописью. К началу ХХ века приход насчитывал около 2 тыс. прихожан. Но в советское время колокольню храма демонтировали, а здание перестроили. Долгие годы в помещении церкви располагался сельский клуб. В июле 2010 года в этом селе была восстановлена православная община, а храм вновь передан верующим. В 2013 году церкви Казанской иконы Божией Матери исполнилось 170 лет.

Сейчас здание церкви нуждается в серьезном ремонте. За счет пожертвований прихожан за 2010–2014 годы частично отремонтировали пол, сделали иконостас, сейчас ремонтируется потолок. Предстоит капитально отремонтировать внутренние и наружные стены, крышу, установить купол с крестом и построить колокольню, восстановить церковную ограду и оборудовать систему отопления. По церковным праздникам здесь проводятся службы.

Оштарма Юмья — это глубинка, небольшое удмуртское село. Деревянная церковь после того, как была возвращена Церкви, представляла собой полусгнивший сарай. И мы пытались вернуть этому храму божеский облик. И когда сняли слой старой, уже облупившейся штукатурки и увидели фрески, то это вызвало у нас шок. Я сам имею художественное образование, закончил Казанское художественное училище, долгое время работал иллюстратором, иконописцем. И взглядом полупрофессионала я вижу, что эти фрески очень высокого качества. Тонкая работа, академическая школа. Выглядят они, конечно, скромно, и, возможно, весь наш восторг вызван главным образом лишь эффектом неожиданности и культурным контрастом: удивительно обнаружить в удмуртской глубинке на севере Татарстана, в никому не известном селе на стене полуразрушенного храма, который долгое время выполнял функции клуба, такие росписи. Это и сцены Благовещения, и образ Иоанна Крестителя, и образ великомученика Пантелеймона — то, что мы смогли разобрать. Удивительно тонкие лики, одухотворенное выражение глаз, тонкий рисунок, изящные пропорции. Это чудесное явление красоты, искусства, высокого уровня культуры там, где, казалось бы, невозможно его было бы ожидать.

Недавно церковь уже посетили православные реставраторы — специалисты из Казани. По их предварительной оценке, восстановить фрески будет очень трудно, к тому же это потребует немалых финансовых затрат. Поэтому, скорее всего, в ближайшее время речь пойдет о консервации фресок, чтобы они не разрушались дальше. Этот вопрос уже был обсужден с митрополитом Татарстанским Анастасием.

Мы думаем, что, может быть, и не стоит фрески восстанавливать и доводить до изначального вида, словно ничего не произошло. Конечно, они израненные, полустертые. Но сквозь эти раны времени проглядывают тонкие, одухотворенные черты искусства, ненароком залетевшего в наш край. В этих фресках отразилась трагичная судьба и России, и русской церкви, и русского православия, и русской духовности. Пусть эти раны останутся, пусть они напоминают нам о том, что произошло с нашей историей, культурой и что не должно повториться.

Фото: Сергий Елисеев/SmartNews

Пока же православные прихожане церкви в селе Ошторма Юмья надеются на поддержку и обращаются за помощью в восстановлении храма ко всем неравнодушным людям.

Исправляя ошибки прошлого, общими усилиями мы сможем восстановить храм, дабы вера наша утверждалась и крепла. Молитвенно желаем здоровья и помощи Божией во всех благих делах всем, кто сможет поддержать в деле восстановления нашего храма.

Обращение жителей села Ошторма Юмья

справка smartnews

Ошторма-Юмьинское сельское поселение объединяет семь сел, где проживает 1472 человека. Почти 90% населения — православные удмурты и крещеные татары, остальное население — мусульмане. 

По словам краеведов, подобных деревянных церквей в Татарстане сохранились единицы, большинство же были разрушены или сожжены. Те, что остались, подобно церкви в селе Ошторма Юмья, требуют ремонта, и как знать, возможно, и в них под слоями штукатурки обнаружатся старинные памятники.

Фото: Сергий Елисеев/SmartNews

— Церковь деревянная, типовая, и ее судьба тоже повторяет судьбы многих храмов. Таких церквей у нас сохранилось в республике не так много, но они есть. Причем есть даже такие, которые никогда не закрывались, но их только единицы. Большинство церквей таких использовались в советские годы под школы, клубы. Многие разрушились, недавно радикалы сожгли несколько таких церквей. Замечательно, что старинный храм восстанавливают. У православных считается, что именно намоленное старое место лучше всего. Их редко разрушают, чтобы построить новое, есть особое отношение к старым храмам. Я видел фотографии фресок — на мой взгляд, среднее академическое письмо, но в данном случае ценен не сам уровень искусства, а сохранившаяся история.

Видео

В здании бывшей церкви найдена старинная фреска

Видео: obltv/YouTube

Автор

Наталия Фёдорова

Над статьей работала

Мария Землянская

Новое на сайте