Призыв на молитву. В Татарстане выбрали лучшего муэдзина

5
голосов

Понравился материал?
нажми ↓

Было интересно!

Фото: пресс-служба Духовного управления мусульман

В Казани впервые прошел всероссийский конкурс на лучшее исполнение призыва на молитву — азана. Самому младшему участнику соревнований было шесть лет, а старшему — 62 года. Победителя конкурса трудоустроят муэдзином в одну из городских мечетей. 

В казанской мечети Марджани впервые состоялся конкурс на лучшее исполнение призыва на молитву (намаз) — азана. В нем участвовали более 50 конкурсантов в трех возрастных категориях: 10–15 лет, 15–20 лет и старше 20 лет. В основном это были учащиеся медресе и курсов по изучению основ ислама при мечетях республики. Кроме того, шесть человек, половина из которых незрячие, приехали из реабилитационного центра «Ярдэм», где они заучивают Коран. Целью конкурса было найти самое красивое звучание азана, которое можно поставить в пример всем муэдзинам, и вдохновляющее обычных жителей на молитву. 

Под воздействием интернета национальные особенности призыва на молитву сейчас, к сожалению, исчезают. И наша цель — возродить национальное звучание азана. Многие были в арабских странах, в Турции. Приятно, когда там одновременно звучат призывы на молитвы. В Казани сейчас 57 мечетей, 11 строится. Было бы хорошо, если бы так же одновременно, но на татарский лад по всему городу звучал азан. Это и есть основная цель конкурса. Я обещаю трудоустроить победителя конкурса в качестве муэдзина в одну из мечетей города.

СПРАВКА SMARTNEWS

Азан (араб. ‎‎) — в исламе призыв к обязательной молитве. Читающий азан — муэдзин (тюрк. «азанчи»). Во время чтения азана руки муэдзина должны касаться мочек ушей и взгляд должен быть направлен в сторону киблы (богато декорированный шкаф внутри мечети, в котором хранится Коран). После азана читается мольба (дуа), включающая в себя салават (благословение) пророка Мухаммеда, его семьи и сподвижников. Мусульманину, услышавшему азан, следует повторять за муэдзином всё то, что он говорит, вплоть до слов: «Хайя 'аля с-салях, Хайя 'аля ль-фалях» («Спешите к спасению»). Вместо этих слов мусульманам необходимо сказать: «Ля хауля ва-ля куввата илля би-Ллях» («Нет мощи и силы ни у кого, кроме Аллаха»).

Фото: пресс-служба Духовного управления мусульман

Как рассказали SmartNews организаторы конкурса, основные требования к участникам были следующие: хорошая дикция, правильное чтение текста азана, произношение, тональность (мотив азана), чистота голоса, выразительность, манера держаться на сцене. Все конкурсанты должны были быть одеты в сценический костюм, соответствующий традициям ислама. Кроме того, участникам задавались вопросы о соответствии их жизни исламским канонам.

Проведение этого конкурса поможет нам привлечь молодежь к исполнению азана и следованию предписаниям ислама. Видя своих сверстников, красиво читающих азан и суры из Корана, молодое поколение будет стараться более углубленно изучать Коран, а значит, наша молодежь будет обходить стороной такие негативные течения, как экстремизм, наркомания и алкоголизм. Сегодня у нас в Татарстане 1,5 тыс. мечетей, и в каждой говорится азан — призыв на молитву. Были разные времена в истории нашего народа, были времена, когда нам запрещали говорить азан, но наши деды все равно с минаретов говорили его, как, например, в этой мечети Марджани. До революции у нас было свыше 3 тыс. мечетей, и со всех звучал азан. Кто-то в конкурсе победил, а кто-то проиграл, но мы все чемпионы, потому что, возвратившись в свою мечеть, призываем людей к молитве.

Фото: пресс-служба Духовного управления мусульман

Гран-при конкурса завоевал 25-летний Мударис Гимранов из Сабинского района. Также он стал победителем в категории старше 20 лет. Второе место у Абдуллы Муртазина из Нурлатского района, третье занял казанец Адаб Абайдуллин. В категории 15–20 лет первое место у слушателя курсов заучивания Корана при казанской мечети Ярдэм Марселя Ибрагимова, третье занял Халиль Хабибрахманов из Нижнекамска. Ну и в категории до 15 лет «золото» у Ильяса Халкина (мечеть Билял, Казань), «серебро» у Камрона Абдрашитова и «бронза» у Аделя Евдокимова. Кроме того, участникам конкурса были вручены утешительные призы и почетные грамоты. Самым молодым на состязании был шестилетний Ильгиз Бигиев, самым пожилым — 62-летний Салим Кадыров.

Фото: пресс-служба Духовного управления мусульман

Как пояснили SmartNews в Духовном управлении мусульман, конкурс проведен не случайно: 2014 год объявлен в Татарстане Годом возрождения религиозных традиций, а азан — основная и первейшая традиция ислама.

Азан — это то, с чем у нас вообще ассоциируется ислам. Когда человек оказывается на Востоке, то первое, что он слышит, — плавное, мелодичное пение муэдзина. Азан — это также первое, что слышит ребенок в своей жизни, потому что мусульманский обряд наречения (некий аналог крещения в христианстве) сопровождается азаном, верующие собираются над новорожденным. А этот, 2014-й, год ДУМ РТ объявило Годом возрождения религиозных традиций, поэтому было решение провести конкурс, чтобы содействовать возрождению религиозных традиций. Азан — это самая первейшая из исламских традиций и обрядов, и мы хотим привлечь внимание общественности к ней.

Фото: пресс-служба Духовного управления мусульман

По словам исламоведов, необходимость эстетизировать звучание азана в Казани и других городах республики давно назрела, потому что с начала 90-х годов, когда в Татарстане начали возрождаться традиции ислама и вообще появилась возможность исполнять азан, многие муэдзины мало внимания уделяли красоте звучания. Кроме того, отмечают эксперты, данный конкурс азана можно считать аналогом всероссийского православного фестиваля колокольных звонов, который тоже, кстати, проходит в Татарстане.

Задача состоит в том, чтобы придать азану эстетическое звучание. Иногда у человека хриплый голос, и это не очень красиво звучит, бывает, что люди обрывисто призывают, ведь азан требует определенного дыхания. И конкурс стимулирует развить песенно-музыкальные чувства людей, чтобы муэдзины хотели звучать лучше. В целом это нужный конкурс. У православных, например, тоже каждый год проводится всероссийский религиозный фестиваль колокольных звонов в поселке Алексеевском. В исламе нет колоколов, зато есть азан, и я воспринимаю этот конкурс как некий аналог православному фестивалю. То есть мы видим азан как произведение искусства, что правильно, ведь он составляет часть звуковой среды нашего города. У татар есть своя традиция чтения Корана — текст зачитывается по памяти и в форме напева, мелодично. И этому есть объяснение: в ортодоксальном исламе есть негативное отношение к музыке, песне, что если человек поет, то шайтан (черт) может проникнуть в него; а вот традиционный ислам татар не обходится без мунаджатов — религиозных песнопений. То же самое нашло отражение и в традиции исполнения татарского азана.

Видео

Азан в мечети Энилер. Казань

Видео: Kir Korol/YouTube

Автор

Наталия Фёдорова

Над статьей работала

Мария Землянская

3 комментария к материалу.

Алина Астафьева 29 апреля 2014, 18:30

Удивительно, что дети с такого раннего возраста уже так осознанно читают молитвы и участвуют в подобных конкурсах.

Карина Галамова 29 апреля 2014, 18:46

Эти соревнования - хороший шанс проявить себя, познакомится с новыми людьми и узнать много нового. Соблюдение религиозных традиций - важный фактор в формировании личности.

Евгения Иванова 29 апреля 2014, 23:08

А вобще, конечно, интересно узнать о татарских традициях и обычаях. Столько лет живем рядом, а многие интересные вещи остаются как бы за кадром.

Добавить комментарий

Новое на сайте