Президент Татарстана сделал ставку на «поколение ПТУ»

2
голоса

Понравился материал?
нажми ↓

Было интересно!

Число колледжей, лицеев и профтехучилищ в Татарстане хотят сократить как минимум вдвое. Сейчас на территории республики работает более 400 таких учреждений, и каждый год бюджет тратит на их содержание около 4 млрд рублей. Тем не менее, самыми дефицитными кадрами в Татарстане остаются токари, сварщики, слесари, водители, грузчики и т.п. То есть все те, кого ежегодно должны выпускать на рынок труда четыре сотни ПТУ и лицеев.

Справка Smartnews

Перекосы на рынке труда — давнишняя и острая проблема для Татарстана. Факультеты экономики и права — выпускники которых мыкаются без работы не первый год подряд, — снова оказались лидерами по числу абитуриентов. Только в Казанском Федеральном Университете (бывший КГУ) обозначился новый тренд: самый высокий конкурс — 82,2 (!) человека на место — неожиданно обнаружился на отделении рекламы.

Ну да, конечно, забивать гвозди — это «непрестижно»... «ума много не надо».... Зато УМЕНИЯ очень много!!! Такие вот рекламщики потом треплются, что и дом кривой, и дороги не ровные, и кран подтекает....

Хорошо быть «ПТУшником»

Судя по отчётам приёмных комиссий, количество желающих поступить в колледжи и ПТУ растёт в Татарстане с каждым годом. В 2012-м в учреждения среднего профессионального образования республики было подано почти в полтора раза больше заявлений, чем в 2011-м. Вместе с тем, как признался Smartnews один из учащихся казанского ПТУ, получать рабочие профессии многие ребята идут отнюдь не из искреннего желания обучиться мастерству.

— Языком я молоть не особо умею, в офис не возьмут. А отец-сварщик. Так он на шабашках зарабатывает ещё больше, чем получает зарплаты, — говорит Андрей. — Я и решил поступить — сразу после 9-го класса пошёл, — потому что лучше в ПТУ специальность получить — и сразу зарабатывать. Чем несколько лет мучиться разнорабочим...

Огорчает молодого человека только одно: что после «учаги» как ни крути придётся отслужить в армии. Ведь за эти 2-3 года «ни женой, ни иждивенцами» обзавестись нельзя. Зато студенты вузов имеют гораздо больше шансов стать непризывными за 5-летний курс «да ещё с аспирантурой».

Не знаю, как сейчас, а раньше в училище шли только те, от которых школа отказывалась.

Вспоминается анекдот. Бабушка жалуется в милицию:
— Вот, прибежали, ироды окаянные, всю траву повытоптали, окурками забросали...
— Может, ПТУшники?
— Да ты что, милок! Следы-то человечьи были...

Статистика последних лет действительно свидетельствует о том, что в ПТУ часто «сбегают» те, кто провалил ЕГЭ или вообще не хочет его сдавать. Отсюда — невысокая квалификация и несоответствие знаний и навыков реальным запросам производства, на что всё чаще жалуются местные работодатели.

В Советское время на рабочие профессии обучали от 6 месяцев до 10 месяцев после 10 класса.. НО. Потом на производстве их обучали работать от 1 года до 2 лет, смотря у кого какая хватка. «Старым кадрам» было честью обучать и иметь талантливого ученика, да еще им доплачивали за наставничество... А сейчас такого нет, никто никого не будет учить работать...

КАМАЗ ищет таланты

В последние годы предприятия, постоянно испытывающие дефицит рабочих рук, стали организовывать совместные программы с учебными учреждениями. Такие работодатели, как КАПО им. Горбунова, КМПО, завод «Элекон», КАМАЗ и др., стремятся как можно раньше взять толковых студентов под свое крыло и пригласить на работу сразу после выпуска. И лишь на днях внимание на малую эффективность среднего профессионального образования обратил президент Татарстана Рустам Минниханов.

— С профобразованием у нас полная чехарда. Существует перекос в подготовке специалистов. Студенты тратят на образование деньги родителей, а необходимых знаний не получают, — цитирует Минниханова официальный сайт правительства РТ.

Как считает Минниханов, чтобы исправить ситуацию, необходимо «предлагать абитуриентам подготовку по тем направлениям, которые востребованы на рынке труда». При этом количество учебных заведений в республике надо сократить. Что касается среднего профессионального образования, Минниханов предлагает сократить срок его получения до 6-и, максимум — 12-и месяцев; а кроме того, обязать всех школьников предварительно заканчивать все 11 классов вместо 9-и.

За три года порой ничему не могут научиться... А уж за полгода — то вообще гвоздь вбивать правильно не научатся! Просто так и скажите: хотим сэкономить на стипендиях и зарплатах педагогов....

А толку там учиться? Я вон, тоже в ПТУ учился. Даже профессию получил. Но потом встал на плохую дорожку — поступил в ВУЗ. Засосало. Теперь тоже хочу в офисе сидеть. Может, ещё и вузы позакрываем?

Возможный выход из положения предложил министр труда Татарстана Айрат Шафигуллин. Он считает, что работу по подготовке к будущей профессии нужно начинать уже в школе, где требуется отдельный специалист — педагог-профориентатор. Он подскажет ребенку: налегать ему на математику, чтобы стать инженером, или не пропускать уроки химии и вырасти врачом.

— Современная старшая школа уже превращается из «камеры хранения» для учеников — в «центр управления полетами», в котором образовательные маршруты прокладываются для каждого «пилота» индивидуально. Но что нужно, чтобы этот процесс не угас? Во-первых, образование в старшей школе должно быть практикоориентированным. В этом случае ребята получат возможность попробовать себя в выбранной профессии, приобрести некоторые нужные им профессиональные навыки. Во-вторых, образование должно стать индивидуализированным. Карьерные замыслы и возможности у всех учеников разные, каждому из них для воплощения планов в жизнь нужна своя образовательная программа. Для того, чтобы это образование стало эффективным, необходима особая педагогическая позиция — позиция тьютора, который сопровождает образовательную траекторию ученика. Но в сегодняшней школе получается замкнутый круг: пока нет тьютора, не будет качественного образования, а если нет достойного индивидуализированного образования и права выбора ученика — неоткуда появиться тьютору. (Блог электронной газеты «Вести образования».)

Да пусть все оканчивают 9 классов, а потом идут в ПТУ, колледжи и т.п.; осваивают профессию и потом поступают в вуз. Естественно, исходя из того, кто на что способен. Нам мой взгляд, это вполне разумно, что ещё выдумывать?

Автор

Наталья Никифорова

Над статьей работала

Елена Федотова

Новое на сайте