На прошлой неделе Казань включили в семерку красивейших городов России по рейтингу агентства «РосБизнесКонсалтинг». Столицу Татарстана отметили как многонациональный и мультикультурный город. SmartNews расскажет о самых оригинальных памятниках, в которых проявился синтез восточной и западной культур.
В столице Татарстана есть что посмотреть и чему удивиться не только поклонникам архитектурных шедевров и просто любителям памятников, но и тонким ценителям искусства ваяния и зодчества. В городе действительно очень органично соседствуют друг с другом, казалось бы, несоединимые вещи и объекты.
Храм всех религий
Международный культурный центр духовного единения — так громко назвал свое сооружение в поселке Старое Аракчино в городе Казани художник, архитектор, скульптор, целитель и общественный деятель Ильдар Ханов. Возводить этот удивительный на вид комплекс он начал на собственные средства и с помощью добровольцев в 1994 году. В ансамбле соседствуют православная церковь, мусульманская мечеть, иудейская синагога, пагода. В проекте предусмотрены купола и другие знаковые элементы культовых зданий 16 мировых религий, в том числе исчезнувших цивилизаций. При этом службы и обряды в комплексе не проводятся.
Вселенский Храм не задумывался как место, где бок о бок будут молиться люди разных религий. Люди пока не пришли к Единобожию. Храм – архитектурный символ всех религий, музей религий. Эту идею я вынашиваю с юности. Обсуждал ее с Рерихом — он меня поддержал. Но тогда в нашей стране не было возможности. Меня, правда, приглашали Фидель Кастро и Джавахарлал Неру. Но я решил, что храм должен строиться там, где лежат мои предки. Но много лет я никак не решался: не было благословения высших сил. Во время медитации в апреле 1992 года ко мне явился старец и сказал: «У тебя во дворе стоят лом и лопата. Встань завтра рано утром и начни копать». Так я и поступил. Копал 10 часов без передыху… Местные и приезжие бизнесмены помогали, кто чем мог.
Видео
Видео взято у пользователя Samira Abdulaeva
В храме открыты и действуют картинная галерея, где проходят не только выставки, но и мастер-классы, концертный зал, в котором проводятся музыкальные и поэтические вечера, театр. Главный купол храма сделан вращающимся — под ним задумана обсерватория. Отдельно в комплексе соседствуют православный, католический с настоящим органом, буддистский с золотой статуей Будды, мусульманский залы.
В феврале этого года Ильдар Ханов умер, однако у него осталось много последователей, которые хотят продолжить его дело.
Там ребята организовывают благотворительный фонд «Международный культурный центр Ильдара Ханова». В него войдут родственники, друзья, ученики Ильдара, а также видные люди республики, России, зарубежья. Будет функционировать попечительский совет, состоящий из политиков и бизнесменов. Завещания он не оставлял, наследниками его стали родная дочь и сестра. Сейчас пишется устав фонда, нужна общественная поддержка, чтобы творение не кануло в Лету. Потому что Ильдар — художник мирового масштаба. Это единственный в мире подобный толерантный объект. Я думаю, со временем здесь будет что-то наподобие института искусств или академии.
Специалистами творение Ильдара Ханова оценивается неоднозначно — как с критикой, так и с похвалой.
— Пока туристов не возят в храм всех религий, а зря. Ведь этот храм — памятник идее экуменизма, идее объединения всех религий. Он уникален в мире. По опыту знаю, ведешь приезжих друзей в кремль — они пофотографируют, расскажешь легенду о Сююмбике — впечатлений особо нет. А когда привозишь в храм — начинают балдеть, расспрашивать, удивляются.
— Это произведение искусства, а не архитектуры. Мне оно нравится. Когда проезжаем на поезде или машине мимо, все мои спутники, даже не зная, что это такое, в восхищении. Есть те, кто не одобряют с религиозной точки зрения, но, когда вопрос касается архитектуры и красоты, все склоняются единодушно, что это красиво. Ханов был моим другом. В его храме настрой особенный — не знаю, дело в самом художнике или здании, — человек, который там побывал, выходит оттуда воодушевленным и здоровым. Как место паломничества, как центр духовной культуры оно должно остаться.
Некоторые эксперты считают, что всерьез относиться к храму всех религий не стоит.
— Общей цельной, выверенной композиции нет. И даже говорить об эклектике не приходится. Это больше псевдоархитектура. Говорят, что туда люди ездят постоянно и издалека. Но это не сам объект интересен с зодческой точки зрения, а то, что там человек жил необычный и привлекал последователей.
— Это просто художественная инсталляция, перформанс, а не архитектурный объект. Самодеятельность, имитация. Архитектура имеет свои законы. Там же просто использованы цитаты из прошлого — макушки церквей, мечетей. Идея неплохая — объединить, но форма подачи наивная, непрофессиональная. Зря потраченная энергия. В 90-е годы начинали строить коттеджи а-ля замки, это что-то подобное. Мы в XXI веке живем, бревенчатые избушки и замки из красного силикатного кирпича строить уже невозможно — это прошлый век. Этого до сих пор часто не понимают у нас. Стоит поучиться на примере церквей в стиле хай-тек на Западе, в других странах.
Пирамида
В центре Казани в 2002 году появилось здание в форме пирамиды — культурно-развлекательный комплекс «Пирамида». Для России он уникален, в мире же есть еще несколько современных крупных объектов подобной формы. Экс-президент России Б.Н. Ельцин во время открытия «Пирамиды» заявил, что «как строитель по профессии, побывавший в 60 странах, ничего подобного казанской “Пирамиде” не встречал». Авторами проекта стали архитекторы Виктор и Гульсинэ Токаревы. Стоимость сооружения составила около 43 млн долларов.
Справка SmartNews
Архитектурные элементы внешнего вида и интерьера здания исполнены в стиле хай-тек. Здание широко остеклено вдоль ребер темно-синими тонированными поверхностями, имеет панорамный внешний лифт до высоты 22 м. Ночная подсветка здания включает также мощные лучи-прожекторы, бьющие вверх в разные стороны, формируя перевернутую виртуальную пирамиду. Высокая труба энерготепловой станции стилизована под стелу с факелом, вентиляционные выходы — под небольшие пирамиды. В фойе над многоуровневым ниспадающим фонтаном установлена скульптура, символизирующая одновременно египетскую священную кошку и национальный татарстанский символ Ак Барс. В переходах ко второму уровню зала и ресторану устроены стеклянные полы с экспозицией исторических национальных татарских украшений и предметов быта.
Для нашей исконной древней архитектуры характерна геометричность. Башня Сююмбике и Спасская представляют собой многоярусные пирамиды. Архитектура Булгар и Биляр возвращает нас к геометрии пирамид. Шатровое завершение Тайницкой башни — тоже пирамида. Все это элементы, которые были свойственны культуре наших предков, а, следовательно, близки и нам.
По мнению некоторых экспертов, политиков и горожан, здание КРК «Пирамида» неорганично вписывается в облик исторического центра города, по мнению других — напротив.
— Я считаю, чем больше новинок в городской среде, тем город интереснее и современнее. Я отрицательно отношусь только к изменению исторического центра — его убили к тысячелетию и продолжают уже сколько лет убивать. «Пирамида» кому-то нравится, кому-то нет. Это оригинальный, необычный объект, который повышает статус города. «Пирамида» делалась как аналог французской пирамиды около Лувра, и в Париже эту пирамиду не принимали, как и Эйфелеву башню, но в результате такие вещи становятся знаковыми.
Храм-памятник воинам, павшим при взятии Казани
Заслуживает внимания храм-памятник воинам, павшим при взятии Казани в 1552 году. Построенный в XIX веке, он стоит недалеко от Кремля, на островке посреди реки Казанки, к нему ведет каменная дорожка от берега. Храм представляет собой поднятую на высокий постамент двадцатиметровую четырёхугольную усечённую пирамиду. Ранее на фризе портала в центре была надпись «Въ память победы надъ Татарами 1552», но сегодня ее посчитали не толерантной и убрали.
По углам пирамиды расположены четыре кельи, в которых жили монахи, служившие поминальные службы по павшим воинам. Под здание ведёт сводчатый подземный ход, по спирали обходящий храм. В центре храма сооружён решётчатый настил над гробницей с останками воинов. И оно — есть лишь отверстие обширной могилы. Большая часть останков находится внутри кургана. Человеческие кости, как выяснилось во время реконструкции 1830—1832 года, занимали подземелье на многие метры в глубину. В народе существует поверье, что под Казанкой есть подземный ход, ведущий от Кремля к этому храму-памятнику.
В XVI веке этот храм был часовней и входил в комплекс Успенского монастыря, первого, который повелел установить Иван Грозный после захвата Казани. Однако монастырь подтапливало водой по весне, и его перенесли на Зилантову гору. А часть — одна деревянная часовенка — осталась у реки. После войны 1812 года на ее месте поставили Храм по проекту архитектора Алферова, впечатленного архитектурой Древнего Египта и Древней Греции. В советское время его обшили железом, потом закрыли. Лет 10 назад его передали Церкви, вычистили. Люди могут туда прийти и посмотреть. Храм, конечно, чудесный. Нижний предел храма носит имя Ильи Муромца, его можно увидеть, обойдя по периметру под землей по винтовой лестнице надземный храм. Там хранятся кости павших, алтарь стоит. Я там была, очень страшно, лично я боюсь замкнутого пространства. Суровая атмосфера. Такая вот жизнь была в 16 веке, когда со всех сторон воевали. Сейчас это мрачно смотрится.
Видео
Видео взято у пользователя Dmitry Zakharov.
Азимовская мечеть
Она считается самой изящной из старинных мечетей Казани. Построенная в 1890 году на средства казанского купца Муртазы Азимова, мечеть была закрыта в конце 1930-х годов, а в конце 1980-х возвращена верующим.
Видео
Видео взято у пользователя Булата Булатова.
По мнению историков, внимательный человек увидит смешение религиозных символов в оформлении мечети — существует мнение, что таким образом Азимов стремился подчеркнуть единое начало всех конфессий.
В архитектуре есть западные элементы. Минарет у нее двенадцатигранный, готический, напоминает сказку «1000 и 1 ночь». Вытянутые окна, витражи разноцветные — розетки, напоминающие розетки Собора Парижской Богоматери. Внешний декор мечети украшает виноградная лоза, а откуда в Казани виноград? И единственные в своем роде часы висят с левой стороны от михрабы, ниши, указывающей на Мекку, и там пять циферблатов, указывающих время всех пяти намазов. При этом она изумрудно-зеленая, высоченный минарет 51 метр, очень изящная, как будто девочка-татарка стройная, ажурный балкончик. Народ, когда видит эту мечеть, просто в восторге.
В России только две подобные мечети — в Казани и Перми. Удивительно, что этот памятник сохранился в советское время. Например, если другие мечети подверглись устранению минаретов, то только она и мечеть Марджани сохранили свои минареты. Единственный недостаток — стоит она в незаслуженно забытом месте — в промышленной части Старо-Татарской слободы, поэтому большинство экскурсионных маршрутов пролегают мимо нее.
Памятник коту Казанскому
В 2009 году на центральной пешеходной улице Баумана в Казани был открыт памятник Казанскому коту. Металлическая скульптурно-архитектурная композиция высотой 3 метра и шириной 2,8 метра в виде лежащей на стульчике упитанной фигуры сытого кота в беседке с мышкой на шатровой крыше была создана в течение трех месяцев казанским скульптором, заслуженным деятелем искусств Татарстана Игорем Башмаковым (который, кстати, не так давно покинул этот мир) и отлита из алюминия на заводе художественного литья в городе Жуковский. У подножия выгравирована фраза «Кот казанский: ум астраханский, разум сибирский…». Памятник стоит около 1 млн рублей.
Видео
Видео взято у skysphynxnews.
Справка SmartNews
Причина возникновения такого памятника кроется в историографии. Во время визита в Казань российская императрица Елизавета Петровна заметила, что в городе нет мышей. По её приказу 13 октября 1745 года 30 казанских котов были перевезены в Санкт-Петербург для того, чтобы изловить всех мышей, в изобилии расплодившихся в царских покоях Зимнего дворца. Определённые на государеву лейб-гвардейскую службу и особое довольствие, коты сделали своё дело, а в память этому событию в XVII — XIX веках собирательный образ кота казанского, получившего имя Алабрыс, был частым персонажем лубков (аналоги современных комиксов). Около полсотни потомков увезённых некогда из Казани котов до сих пор находятся на официальной службе и проживают в подвалах и помещениях Государственного Эрмитажа.
Фото: photokzn.ru
Туристам, судя по отзывам в блогах, Казанский Кот пришелся по душе. А вот специалисты чаще всего упрекают данное произведение в потакании массовым вкусам.
Я считаю, что на главной улице Казани не должно быть таких памятников на грани детского наивного подхода. Эта скульптура не выдерживает критики. Это страшилище увеличенное. Хотя у людей разные вкусы, и этот кот может быть неожиданностью для кого-то. Произведение искусства должно нести мысль, иметь смысл и вызывать чувства. А тут кусок громадный кота.
Памятник компасу
По замыслу авторов, установивших Памятник компасу на пешеходной улице Баумана, Казань — центр мироздания. Компас показывает расстояние до других городов планеты — Лондона, Москвы, Мекки, Токио, и Северного полюса. Сами казанцы называют монумент «Пуп» и любят назначать здесь встречи, а приезжие — фотографироваться. Компас — едва ли не единственный памятник, которому посвятили песню: пару лет назад известная в России казанская рок-группа «Мураками» записала композицию «Нулевой километр». Кстати, существует примета: если потереть верхушку пирамиды, то исполнится любое желание.
Фото: ProKazan.ru
Видео
Видео взято у vnukovoairport