Шорский Христос. В Кемерово изобразили библейских героев с восточной внешностью

5
голосов

Понравился материал?
нажми ↓

Было интересно!
Прислала
Наталья Гребнева

Рождество Христово. Фото: Любовь Вяткина/SmartNews

Необычные полотна на библейские сюжеты пишет шорская художница. У героев картин Любови Арбачаковой (Иисуса Христа, апостолов и святых) — шорские лица. За такой нестандартный подход к живописи искусствоведы уже окрестили ее «шорским Пиросмани». 

Миндалевидные карие глаза, точеные прямые носы, брови дугой — именно такими видит героев евангельских сюжетов кузбасская художница Любовь Арбачакова. Да и происходят все библейские истории на фоне сибирской тайги и склонов Горной Шории. 

Все, кто приходят в новокузнецкий художественный музей — на юбилейную выставку Арбачаковой, «Анзас–Мрассу», испытывают смешанные чувства. Например, много эмоций вызывает у посетителей лики героев и обстановка «Тайной вечери» (Христа с 12 апостолами во время последней трапезы перед предательством Иуды и распятием Христа) в шорском варианте: по-сибирски широкие скулы апостолов, теснота шорской избы, шорский покрой рубах и вышивка на вороте — на Иисусе и учениках.

Однако такой национальный колорит необъяснимо притягивает и взрослых, и детей. А искусствоведы уже окрестили Любовь Арбачакову «шорским Пиросмани».

Прислала
Наталья Гребнева

Тайная вечеря. Фото: Любовь Вяткина/SmartNews

Справка SmartNews

Шорцы — один из самых малочисленных народов мира. Тюркоязычных шорцев часто называют, даже в энциклопедиях, «народом Севера». Но на самом деле они всегда жили на юге Западной Сибири. Шорцы исстари поклонялись духам гор, тайги, огня, верили в верховное божество — Ульгеня и его помощников — шаманов. Их крестили в середине XIX века. Но шорцы до сих пор верят и в духов, и в Иисуса. Шорцев всегда было немного. По переписи 2002 года, в Кемеровской области жило 11 554 шорца. Эта цифра особо не меняется. За XX век шорцы, примерно с 1940-х, перебравшись из тайги в города, обрусели, растворились постепенно в русской, хакасской, алтайской, телеутской средах. При этом многие шорцы забыли обычаи, свои промыслы — охоту, рыболовство, сбор кедрового ореха и совсем древнее кузнечное ремесло (шорцы исстари считались первыми металлургами Сибири). Они даже почти перестали говорить на родном языке. И вполне могли бы исчезнуть, как народ, если бы с 1990-х не началась волна возрождения.

Прислала
Наталья Гребнева

Фото: Любовь Вяткина/SmartNews

История с шорским Иисусом началась несколько лет назад. Тогда Любовь Арбачакова, кандидат филологических наук, научный сотрудник СО РАН, член Союза писателей России и Союза художников России объехала исчезающие улусы, почти съеденные тайгой. От местных стариков этих и других деревень она узнала и записала множество шорских сказаний и сказок и даже, говорят, смогла расшифровать древний шаманский язык. Тогда же она стала писать картины о родной Шории.

Ты — последний представитель художников уходящего народа. И это очень грустно. Так я не раз говорила и продолжаю говорить Любе.

Лариса Ларина, директор Новокузнецкого художественного музея, SmartNews
Прислала
Наталья Гребнева

Фото: Любовь Вяткина/SmartNews

А еще Любовь размышляла о вере и о будущем народа. И так сложилось, что православный священник Игорь Кропочев предложил ей написать иллюстрации к изданию детской книги на шорском языке, под названием «Рассказы об Иисусе Христе». Любовь с радостью приняла приглашение, и свою библейскую серию картин — два десятка — она написала всего за полтора года. Книга вышла в свет в 2012 году и сразу обрела популярность среди детей.

Кстати, предложение отца Игоря Кропочева изменило и судьбу самой художницы.

Это предложение стало для меня как знак свыше и помогло принять очень важное решение. Если до этого момента я всё раздумывала — креститься или не креститься — то здесь сомнения отпали, я приняла крещение.

Любовь Арбачакова, художница, SmartNews
Прислала
Наталья Гребнева

Фото: Любовь Вяткина/SmartNews

Конечно, возле картин Арбачаковой часто звучит вопрос: «А можно ли вот так, по-шорски, изображать Иисуса Христа и апостолов?». 

Людей я рисовала похожими на своих сородичей, а цветы, деревья, горы и всё остальное — напоминающими картины родной Горной Шории.

Любовь Арбачакова, художница, SmartNews

— В картинах на библейские темы какие-либо импровизации — да, возможны, потому что это не предмет для поклонения. И картину художник пишет, чтобы привлечь внимание. А вот иконы пишутся в строгом каноническом стиле и для того, чтобы у человека созрели покаянные чувства. Поэтому в картине — художника или в рисунке ребенка, когда он рисует на духовные темы, неважно, каким он изобразил Иисуса, святых. Он выразил свою радость.

Прислала
Наталья Гребнева


Фото: предоставлено Новокузнецким художественным музеем

В свою очередь сотрудники Новокузнецкого художественного музея после вопроса о далеком от привычного лике Христа — задумались.

Мы не можем вспомнить художников, у других народов, кто бы работал вот так же. Ни у хакасов, ни у тувинцев, ни у других народов Сибири «своих» картин об Иисусе нет. А у Любы — такой чистый, детский взгляд на тему Иисуса, что даже критиковать ни у кого язык не поворачивается. Я не встретила ни одного человека, которого бы возмутила вообще та смелость, с которой Люба пишет на библейскую тему. Настолько ее работы искренне невинны! Эта серия задумывалась специально для шорских детей. А у детей другое восприятие не только Бога, вообще всего окружающего мира. И в смысле этой подачи (шорских черт у Иисуса. — Ред.), да, подача странная на первый взгляд, но для детей она — единственно возможная. Это детский своеобразный взгляд на тему, способ привести шорских детей к тому, чтобы они задумались об Иисусе, пришли к православию.

Лариса Ларина, директор Новокузнецкого художественного музея, SmartNews

Посетители выставки отмечают, что в шорских картинах об Иисусе есть сопереживание, но нет грусти. И хотя в изображении распятия четко прорисованы шляпки гвоздей, нет ни капли крови. В шорских глазах Христа видны слезы, когда он за последней трапезой протягивает ученику-апостолу шорскую ячменную лепешку, но на лице — покой. Специалисты считают, что художница просто щадит детскую психику — чтобы научить их доброте и любви.

Знатоки говорят, что Любовь Арбачакова — представитель так называемого наивного искусства в высшем его проявлении. Этот жанр особенно популярен сейчас в мире, и самые лучшие музеи собирают подобные работы. 

Прислала
Наталья Гребнева

Фото: предоставлено Новокузнецким художественным музеем

Справка SmartNews

Наивное искусство — одно из направлений примитивизма XVIII—XXI вв., включающее как самодеятельное искусство (живопись, графику, декоративное искусство, скульптуру, архитектуру), так и изобразительное творчество художников-самоучек.

Картины Любови Арбачаковой тоже разошлись по музеям. Они хранятся в Новокузнецке, Кемерове, Омске, Хакасии, в институте этнографии и археологии СО РАН, а также в частных коллекциях Германии, Англии,Турции, США, Канады, Голландии, Бельгии и Италии.

Видео

Автор

Любовь Вяткина

Над статьей работали

Анастасия Жданова, Наталья Гребнева

3 комментария к материалу.

Игнат Южаков 17 июня 2013, 20:19

Всегда интересно почитать о таких замечательных деятелях искусства – просто мороз по коже.. архаика и модернизм в одном флаконе.

Владимир Селиванов 17 июня 2013, 20:23, Изменено: 17 июня 2013, 20:25

В США есть секты, в которых считается, что Иисус Христос был чернокожим.. теперь вот в Сибири решили интерпретировать с своем стиле этот образ. Ну что ж , кому что ближе.

Настя Изотова 17 июня 2013, 22:51, Изменено: 17 июня 2013, 22:55

Бывают такие моменты, когда хочется, чтобы божественное в жизни человека говорило на его родном языке. Имело такой же цвет кожи и разрез глаз.. как это все-таки прекрасно, такие хорошие картины и такое замечательное переосмысление давно известных всем вещей. Брависсимо !

Добавить комментарий

Новое на сайте