В Красноярск вернулась экспедиция Сибирского федерального университета, совершившая двухнедельную поездку к месту одной из самых загадочных авиакатастроф ХХ века. До сих пор ни обстоятельства крушения пассажирского самолета Ил-12, ни его причины до конца не известны.
Автомобильная экспедиция СФУ две недели назад отправилась к месту одной из самых загадочных авиакатастроф ХХ века. Почти 60 лет назад в манской тайге разбился пассажирский самолет, выполнявший рейс Пекин — Москва. Однако до сих пор ни обстоятельства крушения, ни его причины до конца не известны. Нет единого мнения и о числе погибших. Более того, даже о месте, в котором произошла катастрофа, стало известно сравнительно недавно.
Справка SmartNews
27 октября 1954 года самолет Ил-12 компании «Аэрофлот», совершавший рейс № 136 Пекин — Москва, выполнил промежуточную посадку в Иркутске, а дальше должен был лететь в следующий пункт назначения — Новосибирск. По горькой иронии судьбы двое пассажиров рейса — высокопоставленные чиновники из управления авиации — направлялись туда на конференцию, посвященную безопасности авиаперелетов. Кроме них, на борту находилось еще 11 пассажиров: дипломатические работники, представители ООН, обычные пассажиры, купившие билеты на рейс, — и шесть или семь членов экипажа. Из-за неблагоприятных метеоусловий Новосибирска посадку решено было сделать в Красноярске. Но туда самолет не добрался.
Фото: yakutskhistory.net
Если судить по официальной версии произошедшего, то причина катастрофы — халатность едва ли не десятка человек. Так, экипаж был уверен, что на высоте полета — 2000 м — скорость юго-западного ветра — 40 км/ч. Фактически ветер был северо-западным, и скорость его достигала 130 км/ч, но экипажу об изменениях не сообщили. Самолет стало относить от трассы, в 23:43 командир сообщил о пролете Канска, но приборы канского авиадиспетчера были отключены. В то время местоположение самолетов обычно определялось семью радиопеленгаторами, находящимися в разных точках, однако и тут оказывается, что данные пеленга и самого экипажа сильно разнятся, однако при этом какие бы ни было указания пилотам не поступают, то есть фактически полетом не руководит никто. Время идет, данные радиопеленгаторов расходятся все больше, бортрадист указывает на это, но толку нет: оказывается, во всех точках красноярской диспетчерской службы в этот момент дежурят стажеры — опытные работники заняты. При этом и опытнейший пилот, не раз совершавший рейсы по этому маршруту, отклоняется от привычной трассы на несколько сотен километров. В 00:10 28 октября самолет пропал без вести. Его поиски результатов не дали.
Как стало известно позже, в Восточном Саяне самолет столкнулся с горой Сивуха на высоте 1800 м. Все находившиеся на борту люди погибли. Ил-12, прежде чем его обнаружили, пролежал в тайге семь месяцев. На место крушения самолета случайно наткнулся местный охотник. К этому времени погибшие были полностью съедены дикими животными, хоть как-то опознать их не было никакой возможности. Впрочем, никто особо и не пытался это сделать.
Тут надо понимать особенности того периода. Только что умер Сталин, режим был еще силен. Все держалось в строжайшей секретности. Кроме того, места эти практически недоступны: ни на автомобиле, ни на вертолете не добраться. А засекречено все так, что даже по списку экипажа данные расходятся. Он вроде бы состоял из семи человек — таковы официальные данные на момент вылета. Тогда погибших должно было быть 20. Однако в имеющихся документах указано, что погибли 19 человек, в том числе шесть членов экипажа. Где второй пилот? Еще одна загадка.
Видео
Видео ученых из экспедиции
На 50 с лишним лет о катастрофе вообще забыли. Точнее, ходили в тех местах легенды о разбившемся здесь когда-то китайском самолете. В 90-е годы местные жители на гусеничной технике добрались до места крушения и разобрали Ил-12 на металлолом. На поляне остались только два двигателя и всякая мелочь — личные вещи погибших. Они-то отчасти и помогли воссоздать картину происшедшего.
Я узнал о самолете в 2005 году. И примерно в это же время один красноярский художник отправился в те места — пейзажи с натуры рисовать. На месте крушения он обнаружил фотопленку, принадлежавшую польским пассажирам. С нее напечатали снимки, и только благодаря им стало понемногу проясняться, что это за самолет, куда и откуда летел. Но вообще есть такое поверье, что с подобных тяжелых мест ничего брать не надо. Меня впоследствии родственники погибших просили что-нибудь оттуда привезти — я отказался. Гнетущее там настроение.
Дальше все делалось на чистом энтузиазме: Андрею Серафимовичу удалось постепенно восстановить список погибших, связаться с некоторыми из их родных. Говорит, когда вышел на брата одной из пассажирок рейса 136, для того вообще стало открытием, что его сестра погибла. О том, где она и что с ней, 50 лет никто не знал, и найти, как ни пытались, не смогли. Сотрудничает Китаев и с внуком стюардессы из того экипажа: молодой человек помогает раскапывать информацию.
Первая экспедиция к месту крушения Ил-12 состоялась в 2010 году. Можно сказать, самодеятельная: собралась группа товарищей, решили добраться до горы Сивуха, поставить крест в память о жертвах крушения. А в этот раз, в 2013-м, задача была посложнее: в горы предстояло доставить 80-килограммовую памятную плиту с теми данными о рейсе, экипаже, пассажирах, которые удалось к этому времени собрать.
Андрей Петров в экспедицию отправился в качестве видеооператора. Но, говорит, больше пришлось машины по непролазным дорогам толкать, чем снимать. Из-за этого бездорожья, к слову, экспедиция вместо намеченной недели продлилась две — уазики перегружены, дорог ноль.
Понятно, что мне, если б не надо было автомобили выталкивать, удалось бы больше интересных кадров сделать. Но если б не еще одна дополнительная рабочая сила (моя то есть), мы бы вообще неизвестно когда до места добрались. Выезжали мы на трех уазиках, но один как запасной оставили на кордоне на всякий случай. Соответственно, вещи из него распределили по двум оставшимся. Перегрузка вышла страшная. И вот, помню, въезжаем мы в какое-то болото, и на меня прямо ужас накатывает: как дальше-то с места двинемся?
Но добраться — еще полдела. Участникам экспедиции предстояло своими силами занести 80-килограммовую плиту на гору высотой 1800 м. Машины не пройдут, с вертолетом договориться пытались — летчик отказался: говорит, невозможно там на нужной высоте зависнуть и опустить плиту.
Мы не верили, что машины-то до места дойдут, не то что плиту на себе наверх затащим. Но все получилось. Кстати, говорят, что наша экспедиция — это вообще первый случай, когда автомобильный транспорт сюда добирается.
Из этих мест, говорят специалисты, даже мощные джипы все до одного возвращаются с поломками. Поэтому УАЗы, которые пошли в экспедицию, тщательно к ней готовили. Восемь человек сами отправились в манскую тайгу, и столько же помогали им приводить технику в порядок. Получилось, экспедицией занимались ребята с автотранспортного факультета СФУ (кстати, и посвящена она была его 50-летию).
Работа поисковиков не закончена, и продолжается она при этом снова на чистом энтузиазме. С подготовкой памятной плиты им помог красноярский бизнесмен. А если силы и средства позволят, не исключено, что через пару лет в манскую тайгу уйдет еще одна экспедиция — на этот раз, говорит Андрей Китаев, чтобы установить часовню на месте трагедии. Возможно, что к этому времени удастся разгадать другие тайны, связанные с авиакатастрофой 60-летней давности.
Напомним, весной 2013 года был обнаружен другой пропавший самолет. Почти год потребовался, чтобы найти пассажирский Ан-2. Обломки лайнера все это время покоились на дне болота. Их случайно обнаружили охотники, разбившие лагерь у этого болота.
Видео
Тайна крушения Ан-2
Сюжет TheGiveHit
Энтузиазм этих людей восхищает. Своими силами соорудить памятник, собрать информацию. Хорошо, что есть ещё такие люди.
3 комментария к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе