В красноярской краевой клинической больнице начали лечить курильщиков в условиях стационара. Терапия — комплексная: здесь и воздействие особых препаратов, и работа с психологом. Врачи обещают практически полное и безвозвратное избавление от никотиновой зависимости.
В красноярской краевой больнице № 1 открылось новое отделение — стационар для курильщиков. Врачи надеются, что лечение особым препаратом и консультации психотерапевта помогут пациентам избавиться от никотиновой зависимости навсегда. Предполагается, что со временем в новое отделение красноярцам можно будет попасть по направлению из районной поликлиники — точно так же, как для лечения любого другого заболевания, что вполне закономерно: никотиновая зависимость внесена в Международную классификацию болезней, и, как любую болезнь, ее нужно лечить.
Пока же в стационаре оказывают помощь людям, для которых избавление от вредной привычки — буквально вопрос жизни и смерти.
Первыми тридцатью пациентами нового отделения стали больные, проходящие лечение в пульмонологическом, аллергологическом и кардиологическом отделениях краевой больницы. И в основном — по настоянию их лечащих врачей, ведь многие из пациентов и в больнице-то оказались из-за своего пристрастия к курению. Теперь избавиться от него для них жизненно важно. Но интерес к лечению проявили и пациенты из других отделений, и, что хочу особо отметить, сотрудники больницы. В дальнейшем работу планируем строить так: человек, желающий бросить курить, обращается в районную поликлинику по месту жительства, а там ему дают направление к нам в стационар.
Даже стартовый курс лечения, рассказывают в ККБ № 1, уже дает эффект: в первые же дни количество выкуриваемых за день сигарет снижается двое, даже у курильщиков со стажем. Весь курс рассчитан на 2 недели, за это время от своего пристрастия смогут навсегда избавиться не менее 70% больных (остальные при необходимости продолжат лечение амбулаторно). Терапия ведется специальным препаратом, название которого медики не раскрывают: во-первых, говорят, это какая-то реклама получится, а во-вторых (и в-главных), не хочется провоцировать всплеск самолечения. А то ведь наши люди это дело любят.
Однако при этом специалисты уверены: без желания самого пациента, без особого психологического настроя никакое лекарство не будет по-настоящему эффективным.
Медикаментозное лечение даст результат лишь при условии психологической готовности человека к избавлению от зависимости. Факторов ее возникновения множество — влияние среды, круг общения, «провокаторы» в виде аудио- и видеопродукции и т.д. А вот распрощаться с аддикцией уже сложнее. Тут роль играют и окружение человека, и его сила воли, и мотивация. Причем часто наиболее действенными оказываются мотивы, вроде бы не имеющие прямого отношения к делу. То есть чтобы человек бросил курить, он должен захотеть не это само по себе, а нечто должно повлиять на него извне; возможно, какая-то иная цель должна у него появиться.
Борис Хасан приводит такой пример — с нашей ситуацией, на первый взгляд, не связанный. Одному молодому человеку специалисты вынесли приговор — полная неспособность к изучению иностранных языков. Причем не на уровне отсутствия задатков или интереса — нет, речь шла об особенностях физиологии, которые делали это практически невозможным. Однако вскоре молодой человек влюбился в иностранную студентку. Сейчас у них семья, а наш герой читает в Австралии лекции на английском.
Впрочем, тот факт, что курение — это зависимость не столько химическая, сколько психологическая, признают и сами завзятые курильщики. Как и то, что бросить им мешает отсутствие внешнего стимула.
Курить я начала за компанию — когда устроилась на работу. Выбор был простой: или сижу одна в кабинете как сыч, или общаюсь в курилке в неформальной обстановке с интересными коллегами. Со временем это стало не столько зависимостью, как мне кажется, сколько ритуалом. Мне так лучше работается. Поскольку моя деятельность связана с созданием большого количества текстов, требуется высокая концентрация. Концентрироваться помогает сигарета. Я знаю, насколько это неполезно для здоровья, но, к сожалению, ничего пока не могу сделать с этой привычкой. Это 100% психологический момент. Временами хочется бросить курить, но, как правило, длится это желание недолго.
А вот запретительными мерами, уверены и медики, и психологи, и сами курильщики, точно проблему не решить. Наоборот, кое-кого запреты заставят действовать «от противного» — то есть не отказываться от курения, а держаться за свою привычку. Так сказать, в знак протеста.
Курение это ведь не только физиологический или психологический момент, но и культурный стереотип, поведенческий. Вспомните, например, в каких ситуациях в кинокартинах люди, как правило, закуривают? То есть как бы «положено» подобным образом себя в подобных случаях вести, сообщают нам создатели фильма. Кроме того, курение — это такой рекреационный феномен. Задумаемся над самим словом — «пере-кур». Во время его в жизни человека как бы наступают какие-то «пере-мены», он таким образом структурирует свой день, свою деятельность. И далее любая пауза в работе будет у него неизбежно связана с желанием перекурить. И строгий запрет делать это может дать обратный эффект. Когда людей лишают курилок — их, разумеется, лишают не некого вещества, а определенной формы времяпрепровождения, привычной возможности организовывать свои действия. Не исключено, что в итоге кое-кто продолжит курить исключительно из чувства протеста.
Сейчас красноярцы, желающие бросить курить, могут обратиться за помощью не только в новое подразделение краевой больницы, но и в центры здоровья, работающие в регионе: как и в ККБ, справиться с зависимостью в них помогут специалисты — пульмонолог, терапевт, психолог. Кстати, психологи считают, что никотиновая зависимость бывает разного происхождения.
Видео
Видео: vrach66 на YouTube
Лечение никотиновой зависимости
Справка SmartNews
По данным управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю, 89% жителей региона хотя бы однажды пробовали курить. Лишь 27% из них продолжать не стали после первого же раза или бросили впоследствии, а 11% курят «от случая к случаю». При этом 75,5% курильщиков сами признают, что курение является крайне вредной привычкой. Однако из тех, кто имеет никотиновую зависимость, 39% не готовы отказаться от курения, а 61% полагают, что самостоятельно это сделать не смогут. По данным опросов, проведенных ведомством, наибольшее число курящих — это мужчины в возрасте от 26 до 35 лет (26%). Наибольшее число курящих женщин попало в возрастную группу 16-29 лет — 17%.
Год назад бросил без всяких врачей!!!! И это очень классно, когда тебе не надо идти на улицу в холод покурить, очень много плюсов для некурящего человека.
Если человек не хочет сам, медицина бесполезна! Проверено на себе за 9 лет стажа курильщика. Поможет только искреннее большое желание освободить себя от этой пагубной зависимости. Не курю полтора года и чувствую себя отлично!
Если стали лечить, то, значит, признали больными. Мне, кстати, тоже не нравится наличие в магазинах и на остановках больных на голову, которые не понимают, что это зависимость сродни наркомании.
3 комментария к материалу.