Фото: Плюс Информ
В Туве начался суд по иску Буяны Куулар к мэрии Кызыла. Молодая женщина с двумя маленькими детьми больше полугода была вынуждена ночевать в подъездах многоэтажек. Судебные приставы сами разыскали ее и едва ли не за руку отвели в суд писать заявление.
В соцсетях большой резонанс вызвал видеосюжет про то, как 22-летняя Буяна Куулар, круглая сирота, мама 2-летнего сына и 4-месячной дочки, вот уже полгода живет в подъездах кызыльских многоэтажек. Моется и стирает у чужих людей. При этом успевает ходить по чиновникам — на руках у Буяны определение Верховного суда Тувы о предоставлении ей жилья. Вот только квартиры в столице республики на девушку «не хватило».
Буяна судится с чиновниками уже четвертый год. Несмотря на то, что Верховный суд вынес постановление в ее пользу, в мэрии Кызыла говорят о том, что решение суда исполнить невозможно: как говорится, «мест нет». При этом по закону дети-сироты должны быть обеспечены жильем в первую очередь, и вообще, государство обязано отслеживать их судьбу, пока им не исполнится 23 года.
Если бы не нашумевшее видео, на проблему Буяны вряд ли бы кто-то обратил внимание. Заодно выяснилось: ровно в такой же ситуации сейчас находятся еще пять выпускниц разных лет Усть-Элегестского дома-интерната. Да и вообще, для республики подобное положение вещей едва ли не норма. Люди выкручиваются как могут. Например, оканчивают одно за другим по нескольку учебных заведений (любых, какие под руку попадутся), чтоб хотя бы временно получить крышу над головой и стипендию. Но ведь это не может продолжаться бесконечно.
Эти девушки совсем еще молодые — а мне известны люди в возрасте, также бывшие выпускники детских домов и интернатов, которые положенного им по закону жилья так и не дождались. Знаю о двух молодых мальчиках, которые ночевали прямо на крыше, пока один вниз не сорвался, — потому что больше негде было… По всей стране для детдомовцев нормальные условия создаются, и только у нас такая ситуация. Едва ли не нормой у нас считается и то, что выпускники интернатов все никак не могут начать работать – поступают в одно за другим учебные заведения, часто после вуза — в ПТУ, зачастую и не в одно, лишь бы была крыша над головой и стипендия. А еще и кормят кое-где. Потому что зарплаты в 7–8 тысяч, которую они будут получать, начав работать, ни на какое жилье не хватит. Тем более если дети есть.
Фото: Кызыл-онлайн
Девушки, оставшиеся без крыши над головой, решили объединиться для преодоления общей проблемы. А самая боевая из них, Вика Шипуля, обратилась через интернет к главе республики. Девушку вызвали в правительство, пообещали разобраться с предоставлением жилья всем пятерым. Правда, процесс этот будет, скорее всего, небыстрым.
Сейчас решение вопроса о предоставлении жилья девушкам находится на стадии сбора и проверки документов. Поймите: это не какая-то бюрократия. Чтобы официально оформить жилье на этих девушек, нам надо понять, когда, в каком ведомстве они вставали на учет, вставали ли вообще — сейчас у большинства из них документов не хватает, приходится разбираться. Хотя вообще это, строго говоря, не совсем наша работа. Возможно, в комитете по делам детей и семьи, на который они жалуются, действительно не делали того, что нужно. А мы занялись проблемой этих детей, когда одна из девушек обратилась к главе республике на его странице в соцсети.
Сейчас девушки живут в 3-комнатной квартире — снять ее удалось на деньги, собранные сочувствующими им людьми. Вначале расположились там впятером — плюс двое ребятишек Буяны, а потом к ним как-то сами собой присоединились и другие «товарищи по несчастью». А вот со стороны Агентства по делам семьи и детей, которое как раз и должно напрямую решать их проблемы, реакции пока никакой.
Пока что со стороны «детского омбудсмена», Светланы Аракчаа, все находится на стадии обещаний. Я не знаю, верить ей или нет, — вроде бы речь идет о предоставлении жилья, устройстве детей в садик, о том, что их будет врач осматривать. Но пока нам помогают не организации, которые обязаны это делать, а обычные люди. Квартира, в которой мы живем, снята на деньги, собранные Оюмой Донгак, — средства прислали люди, желающие нам помочь. Двое наших подруг отправлены в кризисные медицинские центры — но это тоже инициатива общественников. И даже суд по иску Буяны стал возможным только после того, как я напрямую главе республики написала, — приставы на нее сами вышли и стали объяснять, кто и что ей должен.
Фото: Кызыл-онлайн
Судебные приставы действительно сами разыскали Буяну Куулар (до этого она целый год гонялась за ними с исполнительным листом), сходили с ней в мэрию и даже предъявили чиновникам постановление о штрафе за неисполнение судебного решения. На днях дело о предоставлении квартиры Буяне и ее детям, полгода кочевавшим по подъездам, должно наконец завершиться.
Где будут жить четыре ее «подруги по несчастью», пока непонятно. В начале октября нужно платить за второй месяц аренды квартиры, снятой на «общественные» деньги, — выходит, придется снова собирать? Но ведь это не может продолжаться вечно. К тому же, как рассказывают и сами девушки, и Оюмаа Донгак, далеко не все участницам этой истории посочувствовали. Судя по комментариям в соцсетях, были и те, кто упрекал девочек в иждивенчестве, безответственности, неумении построить свою жизнь.
Поймите, ну никак не похожи эти дети на бомжей или тунеядцев. Все они хорошо учились и учатся, есть среди них очень талантливые люди. При этом некоторые интернет-пользователи им пишут: вы позорите Туву. Но ведь это чиновники не выполняют российские законы. Пришлось недавно от них услышать: мол, в республике 6000 сирот, разве на всех жилья настроишься? Никогда не поверю в эту цифру. В Туве все население — 300 тысяч, и детских домов и интернатов раз-два и обчелся — их выпускники все друг друга знают, и у всех проблемы одинаковые. Жилье на десяток человек построить трудно, а вот отправлять детей пожить в приют для бомжей (был тут такой случай у нас) — это да, это можно.
Но все-таки одно дело — досужие обсуждения в интернете, и другое — когда подобные высказывания позволяет себе чиновник, который по долгу службы обязан решать проблемы сирот.
Детский омбудсмен Тувы только в конце сентября ответила на письмо сироты, направленное ей в апреле… Но даже отвечая на жалобу, что сироте не была оказана помощь, на нее кричали и унижали, омбудсмен Светлана Аракчаа, ранее работавшая директором детдома, решила, видимо, что это нормально, что так оно и должно быть… У нее прослеживается как будто бы какая-то профессиональная, что ли, ненависть к детям, и вместо того, чтобы разобраться в сути проблемы, приведшей сироту в органы опеки… г-жа Аракчаа пишет о том, что сирота нарушает Семейный кодекс самим фактом своей жизни… Омбудсмен Светлана Аракчаа оскорблена тем, что бездомная сирота решила родить — раз, передать ребенка в семью — два и пожаловаться на сотрудника органов опеки — три. В этом она видит смысл своей надзирающей работы.
Как рассказывает Виктория Шипуля, окончившая вуз в Кемерово (а потом еще два ПТУ в Туве), она специально интересовалась, как обстоят дела с решением проблем сирот в других регионах. Оказалось, и жилье сравнительно быстро им предоставляют, и на работу можно устроиться без проблем. Девушка говорит: обидно, что в ее жизни все получилось не так.
ура!!!! лед тронулся!!!
Видео
Бездомные мамы-сироты ночуют в подъездах Кызыла.
Видео: Oyumaa Dongak
3 комментария к материалу.