Поматросили и бросили. Кольский залив очистят от кладбища кораблей

8
голосов

Понравился материал?
нажми ↓

Было интересно!
Прислала
Наталья Гребнева

Фото: Сергей Ещенко/РИА Новости

Правительство Мурманской области разработало проект по очистке Кольского залива от затопленных в нем судов. Этот проект включен в федеральную целевую программу «Ликвидация накопленного ущерба». Таким образом, может сдвинуться с мертвой точки решение одного из основных экологических вопросов региона.

Экологи считают, что Кольский залив по праву претендует на роль одного из самых загрязненных мест не только Мурманской области, но и всей Арктики. Рыбопромысловый, ледокольный и военно-морской флоты десятилетиями оставляли в заливе продукты своей жизнедеятельности. 

Воды залива загрязнены нефтепродуктами, углем, радиоактивными отходами, медью, свинцом, ртутью, цинком и другими металлами. Их уровень в десятки, а то и в сотни раз превышает естественную норму.

Эту безрадостную картину дополняют брошенные и затопленные корабли — как гражданские, так и военные. Среди корабельного хлама есть даже суда времен Великой Отечественной войны. По обоим берегам залива существует около полутора десятков корабельных свалок, на них находится больше сотни судов. Еще примерно столько же разбросано по акватории залива. Причем большинство из них никак не обследованы, то есть можно только предполагать, что находится внутри.

Кладбища кораблей не только наносят большой вред экологии, но и мешают навигации по заливу. Кроме того, они мешают и хозяйствующим субъектам. В органы власти регулярно поступают жалобы от предпринимателей, которые хотели бы развивать прибрежное рыболовство, заниматься разведением аквакультуры, но захламленные брошенными судами берега залива мешают им это делать.

Прислала
Наталья Гребнева

Фото: Александр Петров/ИТАР-ТАСС

Частично восстановить мониторинг в Кольском заливе удалось в начале прошлого десятилетия. Несколько судов за это время было даже утилизировано, но в целом этот процесс идет медленно и хаотично.

Более того, проблема усугубляется продолжающимся сокращением рыболовного и военного флотов. Зачастую бывают случаи, когда с кораблей снимают представляющий ценность металл, а корпуса бросают или затапливают.

Попыток решить эту проблему кардинально было много. Привлекались международные фонды, выходили постановления областного правительства, издавались директивы Росприроднадзора. Но в целом ничего не меняется. Все упирается в деньги, ведь на очистку Кольского залива от брошенных судов нужно несколько миллиардов рублей.

Дело сдвинулось, когда начала разрабатываться федеральная целевая программа «Ликвидация накопленного экологического ущерба на 2014–2025 годы». Ее цель — в том числе сокращение объема накопленных отходов и ликвидация объектов прошлого экологического ущерба.

Сегодня в эту программу включено уже больше 100 региональных проектов на общую сумму 218 млрд рублей, в том числе и проект по очистке Кольского залива.

Однако в федеральной казне на все «горячие точки» денег не хватит. Поэтому федеральный бюджет будет финансировать не более 30% расходов по каждому проекту. Остальные средства должны быть изысканы в региональных бюджетах, за счет грантов, международных фондов.

Даже 30-процентное софинансирование из федерального бюджета — большая победа, так как это позволит нам существенно продвинуться в решении данной проблемы. Ведь этого ждут все — и население, и бизнес, и власть. Мы, в свою очередь, не будем сидеть сложа руки и также приложим все силы, чтобы внести свою лепту в дело экологической очистки Кольского залива. Думаю, уже через пять лет результаты будут видны.

Загрязнение Кольского залива — больная тема для региона. 

Видео

Видео пользователя blitstv

Автор

Юрий Завьялов

Над статьей работали

Дарья Полковая, Наталья Гребнева

3 комментария к материалу.

Анатолий Кульбацкий 11 июля 2013, 10:27

Помимо очистки от затопленных судов, акватории Кольского залива, в целях улучшения судоходства и ведения рыбного промысла, это еще и источник металлолома для металлургии.За прошедшие сотню, полторы-лет,месторождения железной руды значительно иссякли, а на арктической территории лежат сотни тысяч тонн металла, который может быть переработан. Да и территория в экологическом плане должна быть очищена.

Валентина Клеменко 11 июля 2013, 15:30

Минус еще одна экологическая проблема. Уже легче..

Михаил Виноградов 11 июля 2013, 16:08

С такой же проблемой столкнулись в Авачинской губе. Там просто топили корабли и подлодки последние 70-80 лет. В результате -- навигации по бухте считай нет, зато есть радиационный фон, нефтяное и масляное загрязнение, вымирание морского животного мира губы и непонятка, как решать эту проблему... Вроде бы, там чиновники позволили предпринимателям забирать их на металл, при условии самовыноса и самовывоза)) Но все равно, очень дорого. Закон запрещает их рвать взрывом, т.к. в трубопроводах и цистернах полно топлива и масел. Остается только тащить полотенцами наверх с участием водолазов и буксиров.

Добавить комментарий

Новое на сайте