Такси будущего. Ученые придумали новый вид общественного транспорта

4
голоса

Понравился материал?
нажми ↓

Было интересно!
Прислала
Наталья Гребнева

Фото: Global Look

В Нижнем Новгороде может появиться принципиально новый вид передвижения по городу. Местные ученые разработали специальную интеллектуальную систему, которая способна собирать от пассажиров заявки и создавать наиболее удобный маршрут для развоза каждого из них. Причем пассажирам предложат уровень комфорта как в такси, но по цене, близкой к стоимости общественного транспорта, — не дороже 20 рублей. Развозить народ будут на микроавтобусах.

Ученые Национального исследовательского университета Высшей школы экономики в Нижнем Новгороде разработали новый вид городского транспорта, который призван значительно повысить эффективность пассажирских перевозок и уменьшить поток транспорта на дорогах. «Транспорт по запросу» может появиться на улицах приволжской столицы уже в ближайшие полтора года. Предполагается, что пассажиров будут развозить на комфортабельных микроавтобусах.

Полгода над проектом работали ученые НИУ ВШЭ вместе с коллегами из Международной лаборатории алгоритмов и технологий анализа сетевых структур. Они должны были найти решение проблемы пробок на автомобильных дорогах города. В работе принимали участие ученые не только из России, но и ближнего Зарубежья, а также аспиранты и студенты НИУ ВШЭ — Нижний Новгород, В результате им удалось разработать программный прототип, способный моделировать систему интеллектуального транспорта, которая способна собирать от пассажиров заявки и создавать наиболее удобный маршрут для развоза каждого. Это позволит пассажирам экономить деньги и время. При этом на городских улицах убавится заторов, что благоприятно скажется на загруженности дорожной сети и на экологической обстановке.

Идею создания «Транспорта по запросу» ученым подсказала широко распространенная в Подмосковье система поиска попутчиков. Аналогичный опыт широко используется и в некоторых районах Нижегородской области. Например, в Дзержинске есть несколько популярных точек, где собираются желающие уехать в Нижний Новгород. Водители, которые каждый день ездят в областной центр, охотно берут пассажиров, чтобы оправдывать затраты на бензин и амортизацию автомобиля.

Основная идея, которой мы руководствовались, — сократить количество личного транспорта на городских дорогах, предложив нижегородцам взамен комфортные и доступные по цене маршрутные такси. Самая большая транспортная проблема сегодня заключается в том, что на улицах очень много автомобилей, в которых передвигается 1–2 человека.

Прислала
Наталья Гребнева

Фото: Global Look

Чтобы воспользоваться «Транспортом по запросу», пассажир должен отправить запрос с мобильного телефона или специального электронного терминала на остановке общественного транспорта. Запрос должен содержать местоположение пассажира и желаемую точку его доставки. Данные обрабатываются автоматически и поступают в информационную систему. Компьютер предлагает водителю микроавтобуса, который подберет пассажира, оптимальный маршрут для развозки всех его пассажиров. 

Предмет нашего исследования и основная его задача очень актуальны сегодня. Пусть они нам не дадут точного решения, но во всяком случае мы сможем найти приемлемые решения для оптимизации транспортных перевозок.

По словам руководителя проекта Эдуарда Бабкина, систему уже опробовали в Заволжье Нижегородской области. В Нижнем Новгороде ее могут испытать уже в ближайшие полтора года. Успешность проекта зависит не только от стараний ученых, но и от готовности нижегородцев изменить свое отношение к транспорту, отказаться от своих привычек.

Я не хочу отказываться от личного автомобиля ни под каким предлогом. Для меня машина — это как дом на колесах. У меня всегда есть запасная пара обуви на случай, если сломается каблук или отлетит набойка, зонт и резиновые сапожки — на случай, если вдруг пойдет проливной дождь, и даже строгий деловой костюм — на случай, если внезапно нарисуется важная деловая встреча. У меня были ситуации, когда я из-за пробок оставляла машину на окраине и ехала в центр на общественном транспорте. Мне было очень неуютно от одной только мысли, что моя машина далеко от меня. Даже угрюмые люди, которые топчутся по ногам, не так сильно меня смутили.

Авторы системы обещают, что стоимость поездки в «такси будущего» будет сопоставима со стоимостью проезда в общественном транспорте. Сегодня цена билета по городу, в зависимости от вида транспорта и маршрута, колеблется от 15 до 20 рублей. Поездка на личном автомобиле с городской окраины до делового центра в зависимости от района проживания и объема двигателя автомобиля обходится от 50 до 200 рублей в оба конца. С точки зрения комфорта машины «Транспорта по запросу» не будут уступать большинству личных автомобилей. Предполагается, что это будут комфортабельные микроавтобусы. 

Пока ученые думают над тем, как организовать попутные перевозки пассажиров, нижегородские интернет-пользователи уже научились организовываться сами.

Видео

Попутчики в Нижнем Новгороде

Видео: TheProsto2012/YouTube

Я не понимаю своих соседей, которые ездят в офис на машине. Пока они ее заводят и прогревают зимой, я уже успеваю дойти до остановки и сесть в маршрутку. Пока они ищут где припарковаться, я уже успеваю дойти от остановки до работы. При этом я не бегаю каждые пять минут к окну, убедиться, не утащил ли машину эвакуатор. Я сам заядлый автомобилист, машину активно использую в выходные или по вечерам, когда ездим за покупками в торговый центр. Летом живу на даче, но на машине доезжаю только до первой остановки, где можно пересесть на маршрутку.

Автор

Денис Чернов

Над статьей работали

Дмитрий Иванов, Наталья Гребнева

2 комментария к материалу.

Анатолий Дубинский 10 февраля 2014, 18:56

Хм! Интересно!
С точки зрения матмодели - весьма и весьма. А вот с точки зрения практики и самоокупаемости для крупного города - что-то сомнительно.
Заволжье, в котором опробовали систему - 42 тысячи человек. Нижний Новогород 1 260 000, агломерация - более трёх млн. Площади, насыщенность транспортом и т.п. - несопоставимы.
Если же решение будет где-то между обычной маршруткой и городским такси - и по наполнению, и по цене, которая будет привязана к дальности поездки, - наверное, такой вариант в большом городе можно будет реализовать. Наверное. Но тогда организация работы таких маршруток и организация городского движения вообще должны быть очень и очень отлаженными

Рафаєль В. Макаров 10 февраля 2014, 21:40

Очередная смесь ежа и ужа. Нам предлагают совместить маршрутное такси и такси обычное. Но оба вида такси имеют свои задачи, не совсем совместимые друг с другом. Да и собрать хотя бы двух человек, которым нужно ехать примерно в один и тот же район, будет сложно даже в Нижнем Новгороде.

Добавить комментарий

Новое на сайте