Торжество ампира. Чиновники открыли для себя сталинский район 30-х годов

9
голосов

Понравился материал?
нажми ↓

Было интересно!

Построенный для работников Горьковского автозавода в первой половине XX века советский город-сад не имеет аналогов. Нижегородский микрорайон Соцгород — это, пожалуй, самый крупный проект комплексной застройки территории в мире. Дома спроектированы с размахом, присущим сталинской эпохе, а улицы расположены строго по геометрической сетке. Власти решили подчеркнуть уникальность архитектуры сталинского микрорайона, превратив его в туристический маршрут. 

Власти Нижнего Новгорода решили продвигать в качестве одной из главных городских достопримечательностей микрорайон Соцгород, расположенный практически на окраине города, в Автозаводском районе. Необычную, геометрически выверенную застройку, сталинские монументальные дома, непохожие один на другой, большой Автозаводский парк, неповторимую атмосферу улиц местные власти взяли за основу для привлечения туристов. 

В пресс-службе администрации Нижнего Новгорода SmartNews рассказали, что развитие туристического потенциала Автозаводского района пока существует на уровне идеи, но уже в ближайшее время чиновники займутся ее воплощением.

В администрации готовится ознакомительная поездка в микрорайон Соцгород для руководителей профильных департаментов. Сотрудники администрации ближе познакомятся с историей района, и уже после этого будут планироваться мероприятия, направленные на развитие его туристического потенциала. Такая же работа будет вестись и по другим районам города. В Нижнем Новгороде много интересных уголков.
 

Микрорайон строился на месте деревни Монастырки для проживания рабочих, занятых на производстве Горьковского автомобильного завода. Его начали проектировать студенты Московского высшего технического училища в 1929 году прошлого столетия. В окончательный проект комплексной застройки территории внесли корректировки архитекторы компании «Остин», которая в 30-х годах XX века принимала участие в строительстве автомобильного завода. 

Соцгород — район уникальный не только для России. Во всем мире нет аналогичных примеров комплексной застройки таких масштабов. Тем, кто над этим проектом работал, удалось в отдельно взятом районе города построить город-сад. Они создали не только среду обитания для людей, но и особую общность людей, которые любят свой район и ведут очень активную общественную жизнь.

Справка SmartNews

По проекту, разработанному при участии американских архитекторов, площадь застройки «города-утопии» составляла 6 гектаров. Протяженность микрорайона составила 5 километров. В самом центре расположился Дом культуры. За ним начинается огромный Автозаводский парк. Кварталы Соцгорода расположены в форме правильной геометрической сетки. Таким образом, если идти по любой из улиц микрорайона с запада на восток, дорога приведет к автозаводу, где работает большинство жителей микрорайона. Если пойти по любой улице с севера на юг, дорога приведет в парк, где автозаводцы проводят свой досуг. От Дома культуры до набережной Оки планировалось сделать широкий зеленый бульвар, который вел бы на пляж, но из-за войны этим планам не суждено было сбыться.

Автозаводский район нижегородцы называют городом в городе. Микрорайон Соцгород — совершенно уникальная и обособленная территория даже для сплоченного Автозавода. Это место обладает совершенно индивидуальной, ни на что не похожей атмосферой. Даже человеку далекому от архитектуры видно, что район застраивался не хаотично, а по тщательно спланированной системе.

Наш анализ планов по планировке и застройке Соцгорода и современного состояния Нижнего Новгорода показал, что идея компании «Остин» о развивающемся городе-саде, окруженном лесным массивом с зеленым выходом к реке, полностью не была воплощена в жизнь. Построена лишь часть жилых кварталов и объектов социального, культурного и бытового обслуживания населения. Однако автозаводцы сумели сберечь феномен русской архитектуры советской эпохи, и сейчас это уникальное место, которое привлекает туристов со всех уголков нашей страны и других стран мира. Мы помогаем в организации экскурсий по Соцгороду. Это помогает нижегородцам и гостям нашего города больше узнать об уникальной истории Нижнего Новгорода.

Татьяна Шмакова, директор департамента градостроительного развития и архитектуры администрации Нижнего Новгорода, из выступления на оперативном совещании

Справка SmartNews

Сталинский ампир (от фр. empire — «империя») — одно из лидирующих направлений в архитектуре, монументальном и декоративном искусстве СССР до середины 1950-х годов. Стиль соединил в себе элементы барокко, ампира эпохи Наполеона, позднегоклассицизма и ар-деко. Сочетает помпезность, роскошь, величественность и монументальность.  Концом эпохи сталинского ампира стало Постановление ЦК КПСС 1955 года № 1871 «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве».

— Когда я был студентом, у нас была в рамках учебного плана поездка в Соцгород. Ездили вместе с преподавателем, смотрели вживую характерный пример комплексной жилой застройки. Там ведь все очень хорошо продумано: здесь завод, где люди работают, здесь они живут, здесь совершают покупки, здесь отдыхают. В 70-е и 80-е годы уже не так обдуманно подходили к планированию территории, уж про последние десятилетия и говорить нечего. Все думают только о деньгах, и никто не думает о людях. Сейчас какие-то подвижки появились. Хорошо, если они превратятся в стабильный курс на комплексное строительство.

Руководитель градостроительного департамента Татьяна Шмакова на последнем оперативном совещании в городской администрации выступила перед чиновниками с лекцией об уникальности Соцгорода и его туристическом потенциале. По словам главы департамента, чиновникам очень полезно знать историю города. Рассказав об истории района, Шмакова призвала всех, кому интересно, побывать на экскурсии, которые регулярно проводят автозаводские краеведы.

К сожалению, проект застройки Соцгорода не был реализован полностью. Например, улица Веденяпина не стала выходящим к Оке бульваром. Она сегодня хоть и упирается в зеленую зону, но эта зона не благоустроена. Хорошо бы нам исправить это упущение.

Татьяна Шмакова, директор департамента градостроительного развития и архитектуры администрации Нижнего Новгорода, из выступления на оперативном совещании

Проект, разработанный с участием американских архитекторов, не был воплощен в жизнь до конца. Строители не успевали за динамично развивающимся Горьковским автозаводом. Количество работников на автозаводе стремительно росло, и для того, чтобы расселить людей, было принято решение наладить массовое строительство временного каркасного жилья с печным отоплением. В конце XX века для обитателей этих бараков начали строить микрорайон Соцгород-2. Он уже не представляет никакой культурной ценности и состоит из панельных многоэтажек. 

Когда к нам приезжают гости из других городов, поездка на Автозавод — один из главных пунктов программы ознакомления с городом. Мне не приходилось возить туда архитекторов, но даже люди далекие от этой сферы не могут не восхищаться сталинской монументальностью и величием. В Москве много красивых домов той эпохи, но они граничат с более древними и с совсем новыми зданиями и элементами, поэтому ощущения эпохи нет. Индивидуальности — да, а эпохи — нет. А тут целый город, воплощенная мечта о светлом будущем. Такое ощущение, что вот-вот из-за угла выйдет милиционер дядя Степа в белой милицейской гимнастерке.

Видео

Виды Автозаводского района Нижнего Новгорода

Видео: Бонифаций152/YouTube

Автор

Денис Чернов

Над статьей работала

Дарья Полковая

6 комментариев к материалу.

Олег Алиев 31 мая 2014, 11:08

Действительно уникальный район, таких больше нигде не встретить. Плохо, что власти только думают над туристическим развитием, давно надо было уже всё организовать.

Роман Кравчук 31 мая 2014, 12:50

Сейчас соцгород находится в не самом лучшем состоянии. Если его благоустроить, то будет красивый район, которым можно гордится.

Ярослава Ковалева 31 мая 2014, 14:53

Это просто памятник советской эпохе и мечтам о светлом будущем. Очень хотелось бы его посетить, раньше ведь действительно умели строить. И делали всё на совесть.

Игорь Остапов 31 мая 2014, 14:55

Не вижу ничего интересного и уникального в этих постройках. Ну по крайней мере не до такой степени, чтоб туристические маршруты там организовывать.

Семен Оношкин 31 мая 2014, 16:07

Странно, а почему теперь так не строят? Ведь очень удобно получается. Когда думают об удобстве людей, совсем другая архитектура получается.

Евгения Иванова 1 июня 2014, 20:14

Очень тяжелый и внушительный вид. Мне бы не хотелось в своем городе видеть такие монументальные постройки.

Добавить комментарий

Новое на сайте