Легкие, как пух. SmartNews узнал секрет создания оренбургских платков

8
голосов

Понравился материал?
нажми ↓

Было интересно!
Прислала
Наталья Гребнева

Фото: В. Бушухин/ИТАР-ТАСС

Оренбургские ажурные вязаные паутинки, которые можно легко протянуть через обручальное кольцо и которые умещаются в скорлупке гусиного яйца, хорошо известны не только по всей России, но и во всем мире. Профессионализм, оригинальность и аккуратность работ местных вязальщиц не может оставить равнодушным того, кто хоть раз в руках держал вязаное «золото». SmartNews попытался выяснить секрет вязания оренбургских пуховых платков и уникальных рисунков.

Оренбургские пуховые платки — вязаные паутинки — известны сегодня далеко за пределами России. Изделия местных мастериц награждали медалями, искусству их вязания посвящали научные статьи и даже книги, составляли из платков музейные коллекции. О платке пела в популярной некогда песне Людмила Зыкина. Как любой бренд, их подделывали и имитировали. Но мало кто знает, что именно принесло им такую славу.

Временем зарождения известнейшего сегодня оренбургского промысла вязания из козьего пуха специалисты называют середину XVIII века. Первым внимание на красивые, тонкие, но чрезвычайно прочные и теплые изделия местных мастериц обратил внимание известный российский географ и краевед Петр Рычков — «Колумб Оренбургского края». В 1766 году он опубликовал исследование «Опыт о козьей шерсти» и первым предложил организовать в крае кустарный пуховязальный промысел.

…велел я, взяв одну козу, чесать её при себе гребнем, каким чешут волосы. Сим способом достали из неё пух так тонкий и мягкий, что схож почти с хлопчатою бумагою. К пряже оказался он способнее, нежели овечья шерсть; и хотя тканьём пробы ему не было, но связанные из той пряжи детские чулки по их мягкости и теплоте не уступали касторовым. Потому уже нет сумнения, чтоб оная пряжа и в тканьё не годилась; а сделанные из неё шляпы, как я думаю, очень близко подойдут к пуховым.

Прислала
Наталья Гребнева

Фото: предоставлено фабрикой оренбургских пуховых платков

В середине XIX века оренбургские пуховые платки были продемонстрированы перед участниками Парижской международной выставки и получили там широкое признание — с тех пор они известны и популярны в Европе. А в 1862 году на Лондонской выставке знаменитую вязальщицу пуховых шалей даже наградили медалью. Самая большая коллекция платков представлена в музее истории оренбургского пухового платка, являющегося филиалом Оренбургского областного музея изобразительных искусств.

Пух оренбургских коз — самый прочный и одновременно самый тонкий в мире, даже тоньше пуха знаменитых ангорских коз. Таким его делают морозные зимы с обильным снегом и особенности питания оренбургских коз (его основу составляет горная растительность). Попытки французов вывезти коз из Оренбурга и разводить их у себя провалились: пух потерял свои ценные свойства. Поэтому страны Европы до настоящего времени импортируют большие объемы козьего пуха из Оренбурга, и ценится он выше кашмирского.

Однако оренбургские платки знамениты не только прочностью и согревающими свойствами. Каждый платок — это еще и оригинальное художественное произведение, в которое вложено немало творческого труда и терпения мастериц-пуховязальщиц. Тонкие вязаные платки и шали-паутинки имеют, как правило, сложный, порой неповторимый узор и используются как украшение. По мнению экспертов, самые лучшие тонкие паутинки вяжут мастерицы в селах Желтое и Шишма.

Вязание оренбургских пуховых платков не вызовет особой сложности у опытных вязальщиц. Если есть навыки набирать или вязать лицевые или изнаночные петли, делать накиды, то можно с легкостью овладеть искусством вязания платков. Свои секреты, конечно, есть у каждой вязальщицы — и необычный рисунок, и скорость вязания. Но иногда над одной работой больше месяца сидишь, а на фабрике за один день сделают.

Нина Никифоровна, домашняя вязальщица пуховых платков, SmartNews
Прислала
Наталья Гребнева

Фото: предоставлено фабрикой оренбургских пуховых платков

Сегодня в Оренбургской области знаменитые платки вяжут не только вручную, но и на машинах. И за годы работы вязальной фабрики в Оренбурге машинным способом изготовлено уже больше 50 млн ажурных изделий. 

В 1939 года было принято решение об организации артели имени Парижской коммуны. С этого дня начинается история Фабрики оренбургских платков. В военное время вручную отвязывались изделия для фронта. С приобретения в 1945 году двух вязальных машин началась эпоха промышленного производства пухового платка. В 1960 году артель была преобразована в Фабрику оренбургских пуховых платков. С 1965 года в новом корпусе начали производить пуховую пряжу на оборудовании для аппаратного прядения. Важное событие произошло в 2004 году — был выпущен 50-миллионный пуховый платок. Сейчас он хранится в историческом музее Оренбурга.

Светлана Бородина, заместитель директора по производству Фабрики оренбургских платков, SmartNews
Прислала
Наталья Гребнева

Фото: предоставлено фабрикой оренбургских пуховых платков

С 2005 года на Фабрике оренбургских платков началась масштабная замена старых машин на новые, более усовершенствованные и высокопроизводительные. Новое оборудование позволяет создавать оренбургские платки с рисунками любой степени сложности.

На сегодняшний день на фабрике работает технолог-дизайнер, который составляет композиции и рисунки платков и экспериментирует с новыми узорами. Базой для создания новых узоров стала библиотека платочных рисунков, хранящаяся не один десяток лет. Там собраны лучшие рисунки, созданные и придуманные мастерицами вязального промысла, как на машинках, так и вручную.

Но, даже несмотря на такую известность платков, многие не догадываются, что паутинки фабричных машин и частных мастериц сильно отличаются друг от друга.

Мастеру своего дела будет несложно отличить работу, связанную руками, от работы, созданной машиной. Больших секретов здесь нет, но технологию создания своих изделий мы до конца не раскрываем. Частные мастера стараются не браться за фабричные рисунки из-за сложности. Ведь платок, созданный на фабрике за несколько часов, в домашних условиях придется вязать более месяца.

Светлана Бородина, заместитель директора по производству Фабрики оренбургских платков, SmartNews
Прислала
Наталья Гребнева

Фото: предоставлено фабрикой оренбургских пуховых платков

По словам руководителя предприятия, фабричная работа — более ровная и изящная, а машинные платки — менее дорогие. Основу ровной фабричной вязки создает нить — на протяжении всей работы она должна быть одинаковой толщины, а на самой паутинке не должно быть ошибок в вязке или брака. Это главный принцип работы предприятия.

Добрый день! Получила сегодня посылку с пряжей, она лучше, чем на фото сайта, думала толстая, подойдет только для вязания носок. Но пряжа тонкая, шикарная. Да еще получила в подарок пуховые варежки (шикарные). Огромное спасибо, уже не первый год заказываю изделия из вашего каталога, и никогда не была разочарована качеством!

В сравнении с машинными платками изделия, связанные вручную, выглядят не такими идеально ровными. Но при этом машинные платки, несмотря на обновленное оборудование, до сих пор не могут сравниться с платками ручной работы по богатству и изяществу рисунка. Каждый ручной платок не будет похож на созданный ранее.

Впрочем, некоторые мастерицы ручного вязания используют смешанную технологию — серединку платка вяжут на машинке, а края — вручную. Серединка такого платка выглядит более ровной, однако и такое изделие ценится выше машинного.

Прислала
Наталья Гребнева

Фото: предоставлено фабрикой оренбургских пуховых платков

Ручные платки гораздо дороже, чем фабричные. Стоимость, например, ажурного платка может достигать 15-20 тыс. рублей за изделие. Продаю свои работы среди знакомых и соседей, за 10 лет вязания уже есть постоянные клиенты.

Нина Никифоровна, домашняя вязальщица SmartNews

Впрочем, довольно часто при покупке платка ручной работы можно столкнуться с некачественной подделкой. Отличить ее от качественного изделия сможет далеко не каждый покупатель и не сразу. Со слов мастериц, чтобы проверить качество изделия, нужно встряхнуть опушину платка. При этом пух не должен отделиться от изделия и остаться в руке. Платок ручной работы вяжут из сученой пряжи: как правило, из двух третей пуха и одной трети шелка. Мастерица сначала прядет плотную нить из козьего пуха, а затем напрядает ее на шелковую (или хлопчатобумажную) нить-основу. Такие изделия изначально не выглядят пушистыми, а начинают пушиться в процессе носки и очень прочны.

Видео

Видео — Елена Елистраткина

Автор

Нина Камордина

Над статьей работали

Наталья Гребнева, Наталья Соловьева

5 комментариев к материалу.

Анатолий Губарев 8 июня 2013, 11:17

Вот то-то и оно, что подделку отличить очень трудно. Отличить нелегко, Оренбург далеко...
Но станок марки SHIMA SEIKI в цеху удивил

Павел Юдкин 12 июня 2013, 19:45

А вот это действительно странно. В России, почему то, не хотят возрождать традиции. Если Оренбургская губерния была знаменита пуховыми платками, а Тульская славились своими пряниками. На Урале были металлургические заводы, а Иваново - город невест. И это не с проста. Ведь таким образом, каждая часть государства была лучшая в чем-то определенном. И было отличное производство. А сейчас все пытаются сделать всё. Вот и нет никаких новых достижений.

Ринат Мартынов 12 июня 2013, 20:57, Изменено: 12 июня 2013, 21:00

Инкубатор, батенька, вся страна инкубатором станет скоро

Валентина Клеменко 12 июня 2013, 21:17

Вообще правильно. России есть чем гордиться. Оренбургская продукция даже в песнях была воспета. Хотя там наверное просто подходила рифма...

Сергей Милованов 12 июня 2013, 21:49

Думаю, если бы не революция, то в российское производство и рукоделие ценилось бы выше, чем хваленые персидские ковры.

Добавить комментарий

Новое на сайте