Переосмыслили. Стихи Лермонтова и Есенина превратили в рэп

11
голосов

Понравился материал?
нажми ↓

Было интересно!
Прислала
Нелли Шестопалова

Фото: Мария Малкова/SmartNews

В Пензе среди подростков и молодежи начался поэтический бум. Они самостоятельно организовывают литературные вечера и поэтические дуэли, соревнуются в поэтическом мастерстве и даже читают классиков в стиле рэп. SmartNews побывал на одном из таких мероприятий.

Поэтические клубы, встречи и чтения стали нормой в Пензенской области. Подростки и молодые люди собираются вместе, чтобы прочитать свои стихи и послушать чужое творчество. Кроме того, организовываются целые поэтические дуэли, где юные поэты соревнуются в поэтическом слоге. SmartNews посетил одно из таких мероприятий в городской библиотеке Заречного.

Городская библиотека давно и активно работает с молодежью: пять дней в неделю она открыта до двух часов ночи, чтобы у молодых людей была возможность провести там время. Это не обязательно должно быть чтение книг: в рамках проекта «Библионайт» посетители библиотеки играют в видеоигры, слушают музыку или просто общаются.

Мы провели это мероприятие, чтобы молодежь немного по-другому посмотрела на поэзию и применила ее на своих условиях. Хотелось бы без навязывания литературы молодым людям достучаться до их сердец именно их пониманием поэзии. Мероприятие не стандартное, не «причесанное». Мы давно поломали стандарты, работая пять дней в неделю до двух часов ночи для молодежи.

На одной из таких библионочей стихи классиков зачитали пензенские рэперы. Автор идеи Александр Сушков работает в библиотеке всего четвертый месяц, но уже зарекомендовал себя как организатор мероприятий для молодежи.

Прислала
Нелли Шестопалова

Фото: Мария Малкова/SmartNews

Идея не новая, просто хотелось воплотить ее в библиотеке в целях реализации одного из направлений культурной политики. В 2014 году исполняется 200 лет со дня рождения Михаила Лермонтова и в то же время 100 лет с начала Первой мировой войны. Юбилей Лермонтова совпал с юбилеем войны.

На сцену выходили местные рэперы, читая стихи Лермонтова и Есенина. Многие из них последний раз читали классическую литературу в школе. Проект помог им перечитать и переосмыслить известные со школьной скамьи стихи.

Меня пригласил организатор, решил поддержать проект. Мне интересен Михаил Лермонтов тем, что он из Пензенской области и он известен. Последний раз читал его стихи в школе, снова стал читать, когда Александр рассказал о мероприятии. Оказалось, там есть интересные темы. В школе я видел один смысл, а спустя десять лет вижу в тех же стихах другие моменты.

Видео

Выступление на «Поэзии бита»

Видео: Мария Малкова/SmartNews

Все исполнители выступали бесплатно. По словам организатора, стихи так мощно повлияли на рэперов, что некоторые заметили: произнесенные слова воплощаются в реальность и сказываются на жизни исполнителей.

Все исполнители выступали на общественных началах, долго готовились. Собрать вместе этих людей мне помогла вера в них. Читать чужие стихи рэперы соглашались неохотно, так как энергетика этих поэтов настолько велика, что произнесенные слова воплощаются в реальность и сказываются на жизни исполнителей.

В последнее время поэтические вечера и чтения стихов стали популярны в Пензенской области. Не так давно в Пензе начали проходить поэтические дуэли «Слово за слово», где молодые поэты соревнуются в искусстве поэтического слова. Количество зрителей достигает 60 человек. Организаторы считают, что для первого сезона это хорошие результаты.

Организатор дуэлей Дмитрий Баранов отмечает, что на современных поэтов большое влияние оказывает зарубежное искусство, у них появилось стремление к авангарду.

Современная русская литература испытывает большее влияние зарубежного искусства, чем советская. Дело в том, что молодые люди в наше время читают совсем другие книги. Если в 60-е годы были популярны такие авторы, как Трифонов, то сейчас у многих на полках стоит, как пример, Кафка. Приведу цифры: «Бытие и время» М. Хайдеггера было написано в 1927 году, переведено на русский язык лишь в 1997 году, а это один из центральных трудов в философии ХХ века наряду с «Бытием и ничто» Сартра и «Идеями чистой феноменологии и феноменологической философии» Гуссерля. Иными словами, у творчества под ногами изменилась почва. Появилось стремление создавать авангардные формы.

Поэзия может стать популярной, считает участник поэтической дуэли Софья Амирова. Но зачастую пензенская публика приходит развлечься на зрелищные выступления, а тех, кто действительно любит слово, гораздо меньше.

Я считаю, поэзия может стать популярной. Но тут сразу возникает вопрос: какими средствами? Если это будут средства, присущие сегодняшней интернет-поэзии, которая делает ставку на зрелищность выступлений, то, на мой взгляд, ценность этой популярности невелика. Хотя, конечно, она становится все популярнее, это факт. Но я не считаю, что это прям-таки литература, скорее театр одного актера. Если же идти другим, более сложным путем, выдавать качественные, сильные тексты, более литературные, — их авторы, как правило, не кричат на зрителя, не рвут на себе рубахи, а читают их скромно или смакуя каждое слово, но все равно довольно-таки спокойно, — тогда публика будет совсем другой. Не та, которая пришла получить драйв и развлечься, а та, которая действительно любит слово. И эта публика всегда, наверное, будет меньше. Думаю, популярная молодежная интернет-поэзия — это фастфуд.

Быть поэтом никогда не было модным и теперь не стало. Дело в том, что поэт в массовом сознании — чудаковатый фрик, где-то там витающий, зацикленный на себе, зачитывающий свои тексты с табурета при любом удобном случае, весь такой неземной и нездешний. Этот образ, сформированный тысячами безумных персонажей, не написавших ни одного хорошего стихотворения, имеет очень мало общего с людьми, которые действительно пишут стихи, поэтому обычно такие люди (я знаком с некоторыми) избегают самоопределения «поэт» или употребляют его со всеми полагающимися оговорками.

Массовые чтения поэтов, конкурсы и дуэли — это не признак моды «быть поэтом, интересоваться поэзией», как считает Владимир Навроцкий, поэт и приглашенный эксперт «Слова за слово», это поиск идентичности среди молодежи.

Что же до пензенских конкурсов и чтений — это нормально и естественно: человек написал несколько стихотворений, он стремится прочесть их вслух прилюдно. Это же не обязательно должно быть что-то сразу же, с первых попыток, качественное? И если человеку в рамках этой игры хочется называться поэтом — ну кто мы, собственно говоря, такие, чтобы ему запретить? И я не думаю, что это мода, скорее поиск идентичности. Настоящий же поэт придумает, как ему еще назваться, на то он и мастер слова, в конце концов.

Видео

Выступление на «Поэзии бита» 

Видео: Мария Малкова/SmartNews

Прислал
Тарас Алюшников

а как по мне — так это очень хорошо, что популяризация поэзии идет среди молодого поколения. Они и так ничего не знают об отечественной литературе. Может хоть так причастятся…

Автор

Мария Малкова

Над статьей работали

Нелли Шестопалова, Регина Ракитянская, Тарас Алюшников

5 комментариев к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе

Анатолий Ошурков 28 февраля 2014, 11:32

Да, все переиначивают на современный лад... не знаю, хорошо это или плохо, но сам факт! Оно есть и с этим приходится мириться.

Павел Юдкин 28 февраля 2014, 11:45

от уже молодежь! Покусились на святое! Лермонтов, Пушкин... и все в таком контексте. Если бы эти "музыканты" имели чуть больше авторитета...

Отмечено
редакцией

Тарас Алюшников 28 февраля 2014, 11:50, Изменено: 28 февраля 2014, 22:49

а как по мне - так это очень хорошо, что популяризация поэзии идет среди молодого поколения. Они и так ничего не знают об отечественной литературе. Может хоть так причастятся...

Анатолий Дубинский 28 февраля 2014, 12:30

А что, как раз здорово! И не "покусились", а размышляют и над Лермонтовым, и над Пушкиным. Какой век, так и читают. Главное - что читают "разумное, доброе, вечное", не "её образ на сердце высечен ароматами гладиолусов" или "твои маленькие губки опрутся на мои плечи, от тебя я теряю дар речи..."

Рафаєль В. Макаров 28 февраля 2014, 17:43

Поэзия Лермонтова и Есенина в стиле рэп, мягко говоря, звучат необычно. Ну как на корове седло. С другой стороны, если нам предлагают гимн России исполнять в стиле рэп и считают это нормальным, то значит и Лермонтов с Есениным переживут.

Добавить комментарий

Новое на сайте