Пензенское конструкторское бюро моделирования — единственное предприятие в России и СНГ по разработке авиатренажеров для летчиков — под угрозой закрытия. Число сотрудников сократилось в 60 раз, а производственные площади распроданы. По мнению экспертов, с последним проданным квадратным метром ПКБМ рухнет очередная точка опоры русской авиации.
В советское время на предприятии трудилось 2,5 тыс. человек. Теперь работников Пензенского конструкторского бюро моделирования от силы сорок. Территория за колючей проволокой и большое тихое здание — свидетельства некогда огромной производственной мощи. Именно это предприятие за свою 67-летнюю историю разработало и изготовило около 100 опытных образцов авиатренажеров, на которых тренировался летный состав ВВС и гражданской авиации России. По пустым сейчас коридорам ходили изобретатели, а прилегающая к ПКБМ территория кипела жизнью.
По разработанной ПКБМ документации было изготовлено и передано в эксплуатирующие организации Министерства обороны и гражданской авиации более 2000 различных авиационных тренажеров, из которых более 250 поставлено на экспорт в 31 страну мира.
Именно специалисты ПКБМ первые в мире применили стереоскопическую систему отображения визуальной информации на тренажере для отработки дозаправки топливом, именно их работа позволила России выполнить свои обязательства по обучению экипажей Китайской Народной Республики с помощью модернизации тренажера для самолета Ту-204-120СЕ.
Все предприятия этого направления, развивающиеся в России с конца 90-х годов, образованы на базе структур, взаимодействующих с ПКБМ.
ПКБМ выдержало реорганизацию, выстояло в лихие 90-е, когда сократилось количество госзаказов, пережило нулевые с целенаправленной политикой модернизации авиатренажеров, но шесть лет назад проблемы пришли откуда не ждали.
Вся авиационная отрасль разделилась на крупные корпоративные структуры. В процессе их образования предприятие выбыло из отрасли, не войдя ни в одну крупную структуру, пытаясь конкурировать с монстрами. Без серьезной административной и финансовой поддержки не выжить.
Эту поддержку оказывать никто не спешил, несмотря на то что 100% акций ПКБМ принадлежат государству. Все госзаказы были приостановлены без объяснения причин. За несколько лет предприятие стало крупнейшим в области должником по выплате зарплаты: ПКБМ месяцами нечем было платить своим сотрудникам. По данным Пензастата, по состоянию на 1 июля 2012 года задолженность компании достигала 34 млн 109 тыс. рублей.
Чтобы ликвидировать долг, органы исполнительной власти нашли решение: продали значительную часть имущества предприятия, в том числе основной производственный корпус. Почти не осталось не только площадей: станочный парк и другое движимое имущество было распродано за копейки.
Устройства отображения визуальной информации. Фото: Пензенское конструкторское бюро моделирования
Большая часть коллектива отдала ПКБМ не один десяток лет жизни. Теперь бывшим сотрудникам конструкторского бюро приходится менять профиль, ведь аналогов предприятию в Пензе нет.
А заказы получает не тот, кто гарантирует результат, а тот, кто гарантирует скорость окупаемости. Частным фирмам не нужны свои модели тренажеров — им проще и дешевле воспользоваться готовыми проектами, а два крупных заказчика — гражданская и военная авиация — заморозили разработки.
В современных условиях разработать тренажер можно за три года. Большинство предприятий упрощают технологический процесс с целью удешевить разработку, ускорить оборачиваемость, как можно скорее получить деньги. Одно дело — когда ты осваиваешь миллионы за три года, другое — за год. На мой взгляд, тренажер — одно из ключевых звеньев подготовки пилотов, от качества которого сильно зависит безопасность пассажиров и летчиков. Когда технологический процесс нарушается, страдает качество подготовки пилотов. Нарушение цикла ведет к катастрофам. В большинстве случаев в них виноват не человеческий фактор, а пренебрежение технологическим процессом: где-то не до конца или не все элементы испытали.
— В сохранении предприятия однозначно есть смысл, для России это очень важно, потому что все обучение должно проходить на соответствующем оборудовании российского изготовления. Это и доход для нашей страны, и подготовка кадров, которой сейчас нет. То, что предприятие закроется, — это очень плохо.
Устройства отображения визуальной информации. Фото: Пензенское конструкторское бюро моделирования
Когда-то предприятие было экспонентом международных выставок в Китае и Франции, а технический уровень изделий отмечался дипломами и медалями ВДНХ. Сотрудникам неоднократно присуждались государственные премии, а одному из конструкторов присвоено звание заслуженного изобретателя России.
Неужели на фоне задач, поставленных руководством страны по реформированию и развитию авиастроительной отрасли, повышения уровня безопасности полетов российской авиации, оснащения авиации современными техническими средствами подготовки летного состава, никого не интересует судьба предприятия и коллектива, обладающего уникальным 60-летним опытом создания авиационных тренажеров различной сложности и вносящего свой вклад в дело обороноспособности нашей страны?
Пытаясь спасти ПКБМ, руководство предприятия и коллектив направляли обращения президенту РФ, заместителю председателя правительства, в департамент авиации министерства промышленности и торговли. В ответ приходили только формальные отписки, которые зачастую не относились к теме вопроса.
Если ситуация не изменится, в ближайшее время предприятие закроют, а площади бывшего производственного гиганта окончательно распродадут.
Видео
Такое отношение к предприятию которое занимается разработкой авиатренажеров, говорит о непонимании министерством транспорта задач безопасности полетов.Далее, использование тренажеров в подготовке летчиков, существенно улучшит летную подготовку и позволит сэкономить авиационное топливо и моторесурс двигателей.Кроме учебных центров, такие тренажеры не откажется иметь, ни одна уважающая себя фирма-перевозчик.С увеличение парка современных самолетов в МО,также потребуются в частях и авиабазах.
То есть государство вообще никак не станет помогать? И останутся наши пилоты без тренажеров? А ведь это очень нужная вещь. Именно на тренажерах можно и нужно отрабатывать все летные навыки.
7 комментариев к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе