Прилетели. Российские летчики останутся без отечественных авиатренажеров

11
голосов

Понравился материал?
нажми ↓

Было интересно!
Прислала
Наталья Гребнева

Фото: Сергей Субботин/РИА Новости

Пензенское конструкторское бюро моделирования — единственное предприятие в России и СНГ по разработке авиатренажеров для летчиков — под угрозой закрытия. Число сотрудников сократилось в 60 раз, а производственные площади распроданы. По мнению экспертов, с последним проданным квадратным метром ПКБМ рухнет очередная точка опоры русской авиации.

В советское время на предприятии трудилось 2,5 тыс. человек. Теперь работников Пензенского конструкторского бюро моделирования от силы сорок. Территория за колючей проволокой и большое тихое здание — свидетельства некогда огромной производственной мощи. Именно это предприятие за свою 67-летнюю историю разработало и изготовило около 100 опытных образцов авиатренажеров, на которых тренировался летный состав ВВС и гражданской авиации России. По пустым сейчас коридорам ходили изобретатели, а прилегающая к ПКБМ территория кипела жизнью.

По разработанной ПКБМ документации было изготовлено и передано в эксплуатирующие организации Министерства обороны и гражданской авиации более 2000 различных авиационных тренажеров, из которых более 250 поставлено на экспорт в 31 страну мира.

Аркадий Нечунаев, председатель профсоюзного комитета ПКБМ, из письма к Д.А. Медведеву

Именно специалисты ПКБМ первые в мире применили стереоскопическую систему отображения визуальной информации на тренажере для отработки дозаправки топливом, именно их работа позволила России выполнить свои обязательства по обучению экипажей Китайской Народной Республики с помощью модернизации тренажера для самолета Ту-204-120СЕ.

Все предприятия этого направления, развивающиеся в России с конца 90-х годов, образованы на базе структур, взаимодействующих с ПКБМ.

Михаил Кваша, главный конструктор ПКБМ, SmartNews
Прислала
Наталья Гребнева

Фото: Мария Малкова/SmartNews

ПКБМ выдержало реорганизацию, выстояло в лихие 90-е, когда сократилось количество госзаказов, пережило нулевые с целенаправленной политикой модернизации авиатренажеров, но шесть лет назад проблемы пришли откуда не ждали.

Вся авиационная отрасль разделилась на крупные корпоративные структуры. В процессе их образования предприятие выбыло из отрасли, не войдя ни в одну крупную структуру, пытаясь конкурировать с монстрами. Без серьезной административной и финансовой поддержки не выжить.

Михаил Кваша, главный конструктор ПКБМ, SmartNews

Эту поддержку оказывать никто не спешил, несмотря на то что 100% акций ПКБМ принадлежат государству. Все госзаказы были приостановлены без объяснения причин. За несколько лет предприятие стало крупнейшим в области должником по выплате зарплаты: ПКБМ месяцами нечем было платить своим сотрудникам. По данным Пензастата, по состоянию на 1 июля 2012 года задолженность компании достигала 34 млн 109 тыс. рублей.

Чтобы ликвидировать долг, органы исполнительной власти нашли решение: продали значительную часть имущества предприятия, в том числе основной производственный корпус. Почти не осталось не только площадей: станочный парк и другое движимое имущество было распродано за копейки.

Михаил Кваша, главный конструктор ПКБМ, SmartNews
Прислала
Наталья Гребнева

Большая часть коллектива отдала ПКБМ не один десяток лет жизни. Теперь бывшим сотрудникам конструкторского бюро приходится менять профиль, ведь аналогов предприятию в Пензе нет.

А заказы получает не тот, кто гарантирует результат, а тот, кто гарантирует скорость окупаемости. Частным фирмам не нужны свои модели тренажеров — им проще и дешевле воспользоваться готовыми проектами, а два крупных заказчика — гражданская и военная авиация — заморозили разработки.

В современных условиях разработать тренажер можно за три года. Большинство предприятий упрощают технологический процесс с целью удешевить разработку, ускорить оборачиваемость, как можно скорее получить деньги. Одно дело — когда ты осваиваешь миллионы за три года, другое — за год. На мой взгляд, тренажер — одно из ключевых звеньев подготовки пилотов, от качества которого сильно зависит безопасность пассажиров и летчиков. Когда технологический процесс нарушается, страдает качество подготовки пилотов. Нарушение цикла ведет к катастрофам. В большинстве случаев в них виноват не человеческий фактор, а пренебрежение технологическим процессом: где-то не до конца или не все элементы испытали.

Михаил Кваша, главный конструктор ПКБМ, SmartNews

— В сохранении предприятия однозначно есть смысл, для России это очень важно, потому что все обучение должно проходить на соответствующем оборудовании российского изготовления. Это и доход для нашей страны, и подготовка кадров, которой сейчас нет. То, что предприятие закроется, — это очень плохо.

Прислала
Наталья Гребнева

Когда-то предприятие было экспонентом международных выставок в Китае и Франции, а технический уровень изделий отмечался дипломами и медалями ВДНХ. Сотрудникам неоднократно присуждались государственные премии, а одному из конструкторов присвоено звание заслуженного изобретателя России.

Неужели на фоне задач, поставленных руководством страны по реформированию и развитию авиастроительной отрасли, повышения уровня безопасности полетов российской авиации, оснащения авиации современными техническими средствами подготовки летного состава, никого не интересует судьба предприятия и коллектива, обладающего уникальным 60-летним опытом создания авиационных тренажеров различной сложности и вносящего свой вклад в дело обороноспособности нашей страны?

Аркадий Нечунаев, председатель профсоюзного комитета ПКБМ, из письма к Д.А. Медведеву

Пытаясь спасти ПКБМ, руководство предприятия и коллектив направляли обращения президенту РФ, заместителю председателя правительства, в департамент авиации министерства промышленности и торговли. В ответ приходили только формальные отписки, которые зачастую не относились к теме вопроса.

Если ситуация не изменится, в ближайшее время предприятие закроют, а площади бывшего производственного гиганта окончательно распродадут.

Видео

Прислал
Анатолий Кульбацкий

Такое отношение к предприятию которое занимается разработкой авиатренажеров, говорит о непонимании министерством транспорта задач безопасности полетов.Далее, использование тренажеров в подготовке летчиков, существенно улучшит летную подготовку и позволит сэкономить авиационное топливо и моторесурс двигателей.Кроме учебных центров, такие тренажеры не откажется иметь, ни одна уважающая себя фирма-перевозчик.С увеличение парка современных самолетов в МО,также потребуются в частях и авиабазах.

Прислала
Марина Карпова

То есть государство вообще никак не станет помогать? И останутся наши пилоты без тренажеров? А ведь это очень нужная вещь. Именно на тренажерах можно и нужно отрабатывать все летные навыки.

Автор

Мария Малкова

Над статьей работали

Наталья Гребнева, Анастасия Жданова, Анатолий Кульбацкий, Марина Карпова

7 комментариев к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе

Отмечено
редакцией

Анатолий Кульбацкий 18 марта 2013, 12:00, Изменено: 19 марта 2013, 08:17

Такое отношение к предприятию которое занимается разработкой авиатренажеров, говорит о непонимании министерством транспорта задач безопасности полетов.Далее, использование тренажеров в подготовке летчиков, существенно улучшит летную подготовку и позволит сэкономить авиационное топливо и моторесурс двигателей.Кроме учебных центров, такие тренажеры не откажется иметь, ни одна уважающая себя фирма-перевозчик.С увеличение парка современных самолетов в МО,также потребуются в частях и авиабазах.

Сергей Милованов 18 марта 2013, 21:05

Как то совсем это не радужная новость. Ведь если начать тренироваться на настоящих самолетах, это увеличит срок обучения и резко ухудшит ситуацию в летной сфере в целом.

Анатолий Губарев 18 марта 2013, 23:04

"Чтобы ликвидировать долг, органы исполнительной власти нашли решение: продали значительную часть имущества предприятия, в том числе основной производственный корпус... за копейки"
И "долг", и рапродажа за копейки называются просто - воровство и рейдерский захват.

Валентина Клеменко 19 марта 2013, 00:25

А разве это не государственные площадки? Ведь уж что-что, а такой стратегический проект наше государство не могло просто так продать в частные руки.

Отмечено
редакцией

Марина Карпова 19 марта 2013, 02:15, Изменено: 19 марта 2013, 08:17

То есть государство вообще никак не станет помогать? И останутся наши пилоты без тренажеров? А ведь это очень нужная вещь. Именно на тренажерах можно и нужно отрабатывать все летные навыки.

Олег Гайсин 19 марта 2013, 19:53

Раз авиакомпании не суетятся, значит есть альтернатива. В авиации все очень жестко регламентировано и подобного казуса априори не допустили бы. А далее как пишет г-н Губарев- воровство и рейдерский захват.

Сергей Милованов 5 апреля 2013, 18:38

Даже не представляю, как теперь российские лётчики будут проходить обучение. Их сразу посадят на боевой истребитель?

Добавить комментарий

Новое на сайте