В городке Печоры Псковской области возрождают древнейшее искусство молочной керамики. Необычная техника позволяет добиться поразительных художественных эффектов и глубины цвета. А у истоков такого интереса к традициям стоит один из самых известных гончаров России — местный житель Юрий Пересада. Его официальные титулы — «Душа России» и «Мастер народного творчества».
Сегодняшние бывалые туристы знают, что из города Печоры Псковской области, где находится знаменитый Псково-Печерский монастырь, надо привезти на долгую память не только крестик или освященную икону, но и молочную керамику — какой-нибудь фирменный печорский сувенир вроде черного, будто закопченного, глиняного горшочка в форме поросенка, да еще и с плетеной из лозы ручкой.
Справка SmartNews
При изготовлении молочной керамики перед вторым обжигом на глиняные изделия не наносят глазурь, а замачивают в молоке, чтобы придать им необходимую непроницаемость. Если делать это не один и не два раза — перед вторым, третьим и так далее обжигами, то можно добиться поразительных художественных эффектов и необычайной глубины цвета. Поэтому у всех гончаров, которые занимаются «молочкой», она получается разная.
Трудно поверить, что двадцать лет назад ни о какой молочной керамике в Печорах и не слыхивали. И хоть эти благословенные места всегда славились превосходными глинами, а в самих Печорах был и есть керамкомбинат, раньше здесь производили ничем не примечательные керамические изделия в стиле соцреализма, а с недавних пор — узорчатую керамическую плитку для строительных нужд.
Возрождение на печорской земле древнейшего искусства молочной керамики связано с переездом сюда человека, который носит официальный титул «Душа России», он же — признанный мастер народного творчества Псковской области. Зовут его Юрий Пересада. Примечательно, что «Душа России» родился и вырос в Харькове, а выучился гончарному ремеслу в мастерских Ташкента. В начале 1990-х он переехал в Печоры из Москвы, уже будучи именитым художником. Это случилось вскоре после того, как он принял крещение и послушался своей крестной матери, которая посоветовала ему перебираться на святую печорскую землю.
Когда я впервые приехал в Печоры, то сразу же прошелся по всем сувенирным лавкам, которые находятся возле монастыря, чтобы выяснить, чем местные жители потчуют туристов. Не поверите, самым ходовым печорским сувениром в то время были нэцке! Один торговец меня уверял, что некоторые набожные, туристы, пребывая в благоговейном состоянии после посещения древнего монастыря, иногда подходили к нему и спрашивали: «А эти нэцке освященные?».
Невероятно, но факт: один из самых прославленных современных гончаров России до 17 лет вообще не брал в руки глины. Он работал поваром, когда приятельница позвала его на мастер-класс в гончарную мастерскую. Прошло всего несколько лет — и Юрий Пересада не задумываясь бросил престижную и высокооплачиваемую работу в офисе крупной столичной фирмы, чтобы из «шефа» в безукоризненно белом колпаке превратиться в подмастерье в вечно заляпанном глиной резиновом фартуке. С тех пор он вылезал из-за гончарного круга только для того, чтобы пойти в библиотеку, потому что одновременно с практикой так же усердно занимался теорией керамики.
Именно поэтому сегодня псковские краеведы и музейные работники используют для наглядности изделия Юрия Пересады, чтобы не только рассказать, но и показать, в каких именно сдвоенных горшочках (их на псковской земле называли «мурашечками») крестьянки носили в поле обед для своих мужей, а в какие — наливали молоко, чтобы оно стояло на полке в холодных сенях и подольше не скисало. За последние годы у Пересады на псковской земле появилось множество последователей и просто подражателей.
Но он на них не в обиде и даже рад, что является для кого-то примером, а также, как всякий истинно творческий человек, бесконечно щедр на идеи. Тем более что он никогда не останавливается на достигнутом и увлеченно осваивает новые для себя техники — как древнейшие, так и самые современные.
Занятие керамикой делает людей лучше, поэтому я буду только рад своим новым «конкурентам». Конечно, они меня в последнее время немножечко на псковском рынке «подвинули», но так даже веселей. Я мечтаю, что в Печорах или в самом Пскове наконец-то появятся гончарные мастерские для всех желающих, чтобы я или кто другой из гончаров могли учить своему искусству всех желающих. Может, кому-то из туристов или моих земляков это помогло бы найти себя, как помогло мне, когда я первый раз оказался в такой мастерской.
В позапрошлом году Юрия настигла большая беда: его печорская мастерская «Дионисий и партнеры» внезапно сгорела дотла. До сих пор неизвестно, поджог это был или роковое замыкание в электропроводке. Но Пересада никого не винит в этом, кроме себя, считая, что таким образом Бог указал ему на его грехи и дал понять, что в суете сует Юрий стал менее духовным. А ведь в первое время после пожара «Душе России» пришлось несладко.
Будучи многодетным отцом и единственным работодателем сразу для нескольких человек, он буквально пошел по миру с протянутой рукой. И до сих пор вынужден работать в малоприспособленном для гончарной мастерской заброшенном цеху на бывшем заводе радиодеталей в областном центре. Но не унывает даже после того, как ему снова пришлось начинать всё с чистого листа.
Значит, я небезразличен Господу, значит, он верит, что я еще могу измениться к лучшему. Как тут не возликовать.
— Такие люди, как Юрий Пересада, сами по себе являются местной достопримечательностью. Это благодаря им создаются туристические бренды. Поэтому мне очень жаль, что мастерская Юрия в Печорах сгорела, а ее восстановление требует столько денег, сил и времени. Это тем более печально, что незадолго до пожара Юрий Пересада вплотную занялся еще одной очень интересной псковской темой — стал изготавливать изразцовые печи, подобные тем, которые в свое время зарисовывал известный псковский реставратор Юрий Спегальский. Теперь у Пересады нет возможности изготавливать печные изразцы, а значит, новые изразцовые высокохудожественные печи в домах псковичей появятся не скоро. Но я всё равно верю, что Юрий это так не оставит, и обязательно восстановит свою мастерскую, а вместе с ней и старинные гончарные искусства.
А тем временем на сайте «Музеи и выставки Санкт-Петербурга» появился анонс о том, что в Северной столице открывается выставка Юрия Алексеевича Пересады — «одного из лучших гончаров России».
Видео
Видео взято у пользователя natapsk