Край земли. В Ростове-на-Дону больше негде строить дома

10
голосов

Понравился материал?
нажми ↓

Было интересно!
Прислала
Нелли Шестопалова

Фото: РИА Новости

Ростовские чиновники объявили, что в городе закончилась свободная земля. Все участки на территории города, пригодные для строительства жилья, уже раскуплены крупными инвесторами. Это означает, что через несколько лет строить дома в Ростове будет негде. 

Ростов-на-Дону — один из самых компактных российских миллионников. Подходит к концу строительство нескольких новых районов, и, когда они будут достроены, южный мегаполис фактически срастется с прилегающими муниципальными образованиями. В южном направлении все земли освоены, новые районы строятся на западе, севере и северо-востоке. Практически все участки, на которых можно построить новые жилые массивы, уже отданы крупным инвесторам. Свободной земли, пригодной для жилищного строительства, на территории города не останется.

Министерством регионального развития введен новый показатель оценки эффективности деятельности субъектов РФ — отношение построенного жилья ко всему жилищному фонду. По этим данным, Ростовская область занимает 18-е место. Мы все время равняемся на нашего южного соседа — Краснодарский край. Так вот, для сравнения: на Кубани построили 4,31 млн. кв. м, они заняли второе место в России по вводу жилья на одного человека, а по отношению ко всему жилищному фонду — первое, обогнав даже Московскую область, которая традиционно была в лидерах. В то же время, Ростовская область по итогам прошлого года стал первой среди южных регионов России в рейтинге стоимости жилья. Средняя цена за квадратный метр составила почти 47 тыс. руб., а в Краснодарском крае — 41 тыс.

Донская столица стремится попасть в число передовых российских регионов по объемам жилищного строительства. В прошлом году город занял восьмое место в России по абсолютному показателю — сданным квадратным метрам. Однако по вводу жилья в пересчете на душу населения он оказался лишь на 26-й позиции, а по количеству «квадратов» экономкласса и вовсе на 51-й.

По данным Российской гильдии риэлторов, в первой половине 2013 года стоимость квадратного метра жилья на вторичном рынке в Ростове-на-Дону была в среднем на 3 тыс. рублей выше, чем в Краснодаре. При этом по вводу жилья на душу населения Ростов Краснодару уступает. Это означает, что цены на жилье в Ростове будут расти и дальше.

На самом деле жилья строится намного больше, чем пишут в официальных отчетах. Но это в основном частный сектор. Жить на земле хотят по большей части обеспеченные люди, у которых уже есть городская квартира, а может быть, и не одна. Спрос рождает предложение, и цены на земельные участки вблизи города постоянно растут. Те, кто помоложе, в свою очередь, все чаще берут ипотеку. В итоге получается, что и малоэтажное строительство, и квартиры в многоэтажках поднимаются в цене. Так что в ближайшие годы жилье у нас доступнее не станет.

Ситуация усугубляется тем, что в городской черте осталось совсем немного свободной земли, пригодной под жилую застройку. Сейчас в Ростове строят три новых района, и, когда они будут достроены, расширяться станет некуда.

Через несколько лет закончатся свободные территории под строительство новых микрорайонов. Освоение земель в южном направлении практически завершено. Сейчас основное развитие идет в северном и северо-восточном направлениях. Северное направление — это жилые районы «Декоративные культуры — 1», «Декоративные культуры — 2» и микрорайон Суворовский, который сейчас из федеральной собственности передается в муниципальную. Крайней точкой в освоении западного направления является микрорайон Левенцовский.

Прислала
Нелли Шестопалова

Фото: Валерий Матыцин/ИТАР-ТАСС

Для того чтобы сохранить темпы жилищного строительства, у Ростова есть три основных ресурса. Первый — создание агломерации, в которую войдут города-спутники Аксай и Батайск. Второй — снос ветхого и аварийного жилья и освобождение площадок под строительство. Третий — точечная застройка.

Вариант точечной застройки мэрия исключает в полуфинале. Во-первых, не так уж много осталось пригодных для этого участков. Во-вторых, дома низкой этажности строить нерентабельно, а многоэтажки зачастую не вписываются в окружающий городской ландшафт. И это вызывает серьезный негатив со стороны общественности и экспертного сообщества.

Точечная застройка — это не что иное, как архитектурное хамство. Например, высотное здание, которое строится на Буденновском, портит весь ансамбль Солдатской слободы. Архитектурной доминантой этого исторического района всегда был кафедральный собор, а высотка просто убьет панораму. Почему в Питере могут отстоять интересы города и запрещают строительство небоскребов, а у нас нет?

Снос ветхого жилья и строительство на его месте нового также кажется многим утопическим проектом — слишком дорого по сравнению с возможностью застроить целый микрорайон в пригороде. Остается вариант агломерации, но он противоречит генеральному плану Ростова на 2007–2025 годы. Составители генплана из санкт-петербургского Института урбанистики посчитали, что слияние с Аксаем и Батайском не пойдет городу на пользу.

Развитие города следует сдерживать в прежних границах, поскольку сращивание мегаполиса с Аксаем и Батайском не есть хорошо. В рамках реализации генплана мы рассчитываем, что к 2025 году площадь столицы ЮФО практически не увеличится. Для дальнейшей застройки достаточно свободных земель в западной части, есть резервы и в центре, которые освободятся после сноса аварийного жилья.

Ростовские архитекторы генеральным планом недовольны. По мнению большинства экспертов, он абсолютно не учитывает специфику Ростова и нуждается в серьезных корректировках.

Ростов давно пора объединять с Аксаем и Батайском. Я работал над данным проектом еще задолго до принятия генплана, в 90-х годах, но нынешнее законодательство не позволило претворить его в жизнь. Как архитектор я вижу, что эти города — единое целое. Независимо от содержания генплана, Ростов все равно срастется с ними, ничего страшного здесь нет, так развиваются все крупные города.

Жизнь показала: некоторые аспекты генерального плана Ростова не соответствуют действительности. Вернее, это было видно даже в ходе принятия документа. Основная проблема заключалась в том, что на данном этапе еще не сложилось понимания, куда городу идти дальше. И теперь генплан неизбежно придется корректировать.

Развитие агломерации подразумевает огромные вложения в инфраструктуру. Необходимо прокладывать новые коммунальные сети, строить объекты энергетики, а главное — что-то делать с городским транспортом.

Агломерация — это не просто большой город, который поглотил несколько городков поменьше. Это город, который можно пересечь за один час. Главный признак агломерации — транспортная мобильность ее жителей. Если есть скоростные виды транспорта, если человек из спального района или таунхауса в пригороде может доехать до офиса в центре или до завода на противоположной окраине за час или меньше, то он действительно может считаться жителем мегаполиса. Если нет — он просто ездит из деревни в город на работу.

Видео

Сейчас в Ростове активно обсуждается возможность строительства метро и скоростного трамвая. Ни один из этих проектов невозможно реализовать в рамках регионального, а тем более муниципального бюджета. Все планы властей, связанные с Большим Ростовом, ориентированы на федеральные деньги. Чемпионат мира по футболу, который пройдет в Ростове в 2018 году, дает надежду на то, что хотя бы частично их удастся осуществить.

Прислал
Рафаєль В. Макаров

Врач-реаниматолог

Подобная ситуация характерна не только для Ростова-на-Дону. Сначала город растёт и развивается, а когда рост города заходит за определённые пределы, то сразу как снежный ком появляется куча проблем. Поэтому сейчас разумнее развивать не города-монстры, а соединённые между собой средние города. Особенно — в центральной и южной России. Города-свергиганты — тупиковая ветвь.

Прислал
Andrey *

Надо рабочие места в райцентрах создавать. С нормальной зарплатой. И инфраструктурой. Тогда областные города простым людям нафиг не нужны будут.

Только в стране такая политика, что деньги бюджетные надо экономить, поэтому в некотороых райцентрах закрывают родильные отделения- пусть в соседний район возят рожать… Со школами и детсадами тоже сходная ситуация: чем их меньше в районе, тем больше джипов может содержать администрация.

Прислал
Борис Тихонов

Слушайте,граждане, посмотрите на карту. Огромная страна, в которой есть место для миллиардов домов. Ростовские чиновники не могут найти в Ростове землю? Отправьте их за Урал развивать сибирские села, посмотрим, как быстро они научатся находить землю, свободную под застройку.

Автор

Андрей Голованов

Над статьей работали

Нелли Шестопалова, Борис Тихонов, Рафаєль В. Макаров, Ксения Гагай, Andrey *

7 комментариев к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе

Отмечено
редакцией

Рафаєль В. Макаров 7 декабря 2013, 10:24, Изменено: 7 декабря 2013, 14:24

Подобная ситуация характерна не только для Ростова-на-Дону. Сначала город растёт и развивается, а когда рост города заходит за определённые пределы, то сразу как снежный ком появляется куча проблем. Поэтому сейчас разумнее развивать не города-монстры, а соединённые между собой средние города. Особенно - в центральной и южной России. Города-свергиганты - тупиковая ветвь.

Отмечено
редакцией

Andrey * 7 декабря 2013, 13:27, Изменено: 7 декабря 2013, 14:24

Надо рабочие места в райцентрах создавать. С нормальной зарплатой. И инфраструктурой. Тогда областные города простым людям нафиг не нужны будут.
Только в стране такая политика, что деньги бюджетные надо экономить, поэтому в некотороых райцентрах закрывают родильные отделения- пусть в соседний район возят рожать... Со школами и детсадами тоже сходная ситуация: чем их меньше в районе, тем больше джипов может содержать администрация.

Станислав Захаркин 7 декабря 2013, 13:51

Значит, чиновники плохо работают, если допустили такую ситуацию.

Отмечено
редакцией

Борис Тихонов 7 декабря 2013, 14:09, Изменено: 8 декабря 2013, 12:23

Слушайте ,граждане, посмотрите на карту. Огромная страна, в которой есть место для миллиардов домов. Ростовские чиновники не могут найти в Ростове землю? Отправьте их за Урал развивать сибирские села, посмотрим, как быстро они научатся находить землю, свободную под застройку.

Дмитрий Игнатьев 7 декабря 2013, 14:38

Не верю, что власти не могут найти землю под строительство нового жилья.

Евгения Иванова 8 декабря 2013, 00:06

Удивительно. Ростов-на-Дону - маленький Китай? При объективном расчете квадратных метров на каждого жителя им так скоро и плодиться запретят...

анатолий кульбацкий 8 декабря 2013, 04:37

Нехватка земли в Ростове-на-Дону, под строительство жилья, является свидетельством неправильной демографической и миграционной политики в государстве.Скоро с такой проблемой будут сталкиваться и другие южные города, так как в течении уже нескольких лет, наблюдается переселение людей, с Дальнего Востока,Сибири, северных городов.Причин тому несколько, климатические условия, дороговизна продуктов и услуг, низкие пенсии и зарплата в этих районах, большие транспортные расходы к месту отпуска,и многое другое.

Добавить комментарий

Новое на сайте