Трэш на сцене. В ростовском театре «18+» играют рок-музыканты и казаки

10
голосов

Понравился материал?
нажми ↓

Было интересно!
Прислала
Елена Горбачева
Прислала
Анастасия Савельева

В Ростове-на-Дону открылась крупная культурная площадка, не уступающая ведущим арт-проектам Москвы и Санкт-Петербурга, — экспериментальный театр «18+». Как выяснил корреспондент SmartNews, в отличие от чеховских персонажей, рвавшихся в Москву прочь от уездной тоски и серости, герои современной сцены — режиссеры и драматурги — теперь мечтают о жизни за пределами столицы.

Театр нового формата «18+» находится на территории культурного центра MAKARONKA, который также объединил в себе выставочное пространство и мастерские художников. Главной задачей руководители частного театра считают познакомить южную публику с жанром документального театра, или вербатимом. Именно такую технику драматургии, ставшей символом обновленного театра, можно назвать самой востребованной в России на сегодняшний день.

Прислала
Анастасия Савельева

История с проектом MAKARONKA началась летом 2012 года, когда мы организовали в этом пространстве фестиваль уличного искусства, стрит-арта. В фестивале участвовали 40 художников из России, Украины, Германии. Получился очень живой проект, после чего мы поняли, что это пространство предназначено для того, чтобы здесь жило и развивалось искусство.

Прислала
Анастасия Савельева

Справка SmartNews

Вербатим, или документальный театр, — вид театральной постановки, в которой нет придуманных драматургом героев или монологов. Все герои и их слова являются реальными, собранными в результате специальных интервью. Драматург лишь иногда немного обрабатывает монологи обычных людей, а актер затем перепроизносит на сцене эти слова и воспроизводит образы.

Прислала
Анастасия Савельева

Если частные галереи — явление для Ростова нередкое, то негосударственные театры еще не успели войти в разряд привычного. До открытия «18+» в Ростове-на-Дону существовал всего один частный театр — «Человек в кубе» под руководством режиссера Катерины Рындиной. К слову сказать, этот театр существует уже не первый год и все это время обходится без поддержки спонсоров и инвестиций со стороны. «Человек в кубе» — полностью независимый проект.

Теперь же частных театров в Южной столице стало два. «18+» отпраздновал свое открытие спектаклем «Папа». Название площадки имеет сразу несколько смыслов. Во-первых, это его расположение — он находится на 18-й линии, на территории бывшей макаронной фабрики. Отсюда, собственно, и название всего проекта — MAKARONKA. Во-вторых, это ориентированность на сложные, порой спорные и провокационные темы. Так что на многие спектакли вряд ли пустят несовершеннолетних. Первая постановка определена как трэш-мюзикл. Ее режиссером выступил Юрий Муравицкий — лауреат «Золотой маски», одной из главных театральных премий России.

Прислала
Ксения Гагай

продюсер

Нам хочется сделать современный театр, но чтобы он при этом не был похож на филиал Театра.doc или «Практики». Чтобы была своя фишка, чтобы в нем ощущалась именно ростовская кровь.

Прислала
Анастасия Савельева

Справка SmartNews

Юрий Муравицкий — признанный московский режиссер, сотрудничавший с крупными столичными площадками «Политеатр» и «Театр.doc». В 2012 году получил предложение стать художественным руководителем нового проекта в Ростове-на-Дону. Уехав из Москвы, он начал работу в рамках проекта MAKARONKA.

Прислала
Анастасия Савельева

Спектакль «Папа» посвящен Ростову-на-Дону. Способ создания такого представления, уже опробованного в Вятке, Барнауле и Прокопьевске, предполагает активное общение авторов с обычными жителями.

Прислала
Анастасия Савельева

Сначала наша инициативная группа выявляла какие-то темы, актуальные для этого города. Выясняла, с чем ассоциируется Ростов, какие есть важные темы, мимо которых нельзя пройти. Это казаки, Дон, Ростов торговый. Мы спрашивали наших респондентов про Чикатило, про левый берег Дона, разговаривали про отношение к Ростову, про криминал. Само название «Папа» — это производное от распространенного выражения «Ростов-папа», которое мы тоже со многими жителями обсуждали.

Прислала
Анастасия Савельева

Перед премьерой нас напугал Денис Третьяков, что, мол, по местным меркам мюзикл «Папа» — как акция Pussy Riot. Скандалище! Приедут казачьи отряды с области, порубают театр и людей из театра, и СМИ будут биться в агонии.

Но никто в итоге с области не приехал, напротив, все потонуло в любви.

Прислала
Анастасия Савельева

Видео

Презентация трэш-мюзикла «Папа» (Виктория Бабкина, SmartNews)

Прислала
Ксения Гагай

продюсер

Ходила на «трэш-мюзикл» «Папа» в новом ростовском театре «18+». Понравилось почти всё, кроме финала. Конечно, получился ПРЕДСКАЗУЕМЫЙ фольклорный образ Ростова-папы… Сделано всё ярко. Вот думаю, а как же быть с цельным Ростовом — не с его лубочным образом? Ведь он еще много какой, иной… Но, по законам рынка и рекламы, продаётся только самое внятное и предсказуемое.

Прислала
Анастасия Савельева

Отличительной особенностью спектакля «Папа» стало его музыкальное оформление. По признанию создателей, Ростов — это еще и андеграундная музыкальная культура. Спектакль открывает небольшим монологом легендарная личность — Эдуард Срапионов, он же Папа Срапа. Это известный ростовский музыкант-инженер, который играет на самодельных синтезаторах и всячески экспериментирует со звуком. Кроме того, в спектакле звучат песни дарк-шансонье Дениса Третьякова с группой «Церковь Детства» и принимает участие художник Максим Ильинов.

Театр «18+» также будет ставить пьесы успешных ростовских авторов. Второй после премьеры назначена постановка «Как живые» драматурга Марии Зелинской — лауреата независимой премии «Дебют» и участника фестиваля молодой драматургии «Любимовка». На февраль запланированы гастроли нескольких современных московских театров, в том числе популярного Театра.doc, в который не так просто достать билеты.

Прислала
Анастасия Савельева

Я долго пыталась понять, что лучше — художественность или документальность. Сначала выдумывала пьесы, они были как холодные дохлые нарисованные рыбы. Потом я стала выкраивать сюжеты из жизни, заигрывая с вербатимом, делая упор на «сделано в реальности». Но в театре такой материал рассыпался довольно быстро и оставлял впечатление какой-то недосказанности. В данный момент я пробую совмещать реальность с художественным вымыслом. Пьеса «Как живые» сделана именно в таком ключе. За основу взята реальная ситуация — потеря близкого человека и состояние пронзительной беспомощности на грани сумасшествия, которое переживает каждый оставленный без кого-то. Авторским плюсом в данном смысле являются конструкты ситуаций, в которые героиня могла бы попасть, чтобы зритель наиболее точно понял, что происходит с ней и миром.

Прислала
Анастасия Савельева

Экспериментальный театр «18+» — действительно необычное явление для культурной жизни Ростова-на-Дону. В жанре вербатим работают известные московские Театр.doc и театр «Практика». Еще одна важная тенденция, объединяющая этот проект со столичными, — негосударственное финансирование. Это особенно необычно для города, купеческие традиции которого никогда не предполагали пристального внимания бизнеса к культуре.

У Евгения Самойлова (владельца и главного инвестора культурного центра MAKARONKA. — Ред.) за плечами уже был опыт успешной реализации собственного проекта — это галерея современного искусства 16thLINE, открывшаяся в городе в 2011 году. На этой площадке проходят совместные выставки с Третьяковской галереей, с галереями Contemporary Fine Arts и Neu (Берлин, Германия). Туда привозят работы художников с мировым именем. Не забывают и о ростовских мастерах. Удачное вложение в проект вдохновило бизнесмена на дальнейшую работу в этом направлении, результатом чего и стала MAKARONKA.

Прислала
Анастасия Савельева

Да, безусловно, с одной стороны, театр — невыгодное вложение. Но у нас есть четкий бизнес-план по развитию театра, много сильных сторон. Я отвожу год на выход театра на самоокупаемость. Самое главное — делать интересные и качественные проекты. У нас большой плюс — такого пространства в Ростове нет, постановок современной драматургии нет, поэтому, я считаю, будущее у нас есть. Тем более, как показало открытие и первые постановки, есть зрители, которые испытывают в этом потребность. В первую очередь это те люди, которые приходят в театр думать, которые устали от классического театра.

Прислала
Анастасия Савельева

 Постоянной труппы актеров в театре нет, пройти кастинг для постановки может любой желающий. Со временем организаторы проекта MAKARONKA рассчитывают создать полноценное творческое объединение. Здесь планируется проводить выставки и спектакли современных российских и зарубежных художников, лекции, мастер-классы, встречи с искусствоведами и многое другое.

Инициатива частного предпринимателя удачно совпала с желанием режиссера не ограничиваться столичной публикой, а доказать, что важные культурные события могут происходить и в регионах. Время покажет, готов ли региональный зритель сказать «верю!» современному искусству.

Прислала
Анастасия Савельева

Конечно, нельзя обвинить руководство или учредителей Театра в завышении стоиомсти… НО заплатить необходимое количесвто рублей за спектакль не представляется возможным опредлённому классу молодёжи, претендующей на интеллектуальность. Сразу оговорюсь, вероятно, Театр рассчитан на другие каотегории) Ну ладно, поживём-увидим)

Прислала
Анастасия Савельева

Круто! Вот бы нам такое в Волгограде! УСПЕХОВ!

Прислала
Ксения Гагай

продюсер

Как же круто и вкусно становится жить в Ростове!! Спасибо Юрий и Люба за проект, в котором участвовала и получила массу впечатлений!

Автор

Виктория Бабкина

Над статьей работали

Анастасия Савельева, Ксения Гагай, Елена Горбачева, Мария Гринь

Новое на сайте