Вернут богов. На Сахалине восстановят синтоистские храмы

5
голосов

Понравился материал?
нажми ↓

Было интересно!

На Сахалине задумались о восстановлении синтоистских храмов. Когда-то на территории южного Сахалина их были десятки, а сегодня не осталось ни одного. Историки и энтузиасты считают, что храм древней восточной религии очень украсил бы остров. Но при этом многие уверены: восстановить культовое сооружение мешает не только нехватка денег. Этого не очень хотят высшие силы.

Несколько известных сахалинских историков и краеведов вынашивают мечту восстановить на Сахалине хотя бы один синтоисткий храм. На Сахалине удалось сохранить некоторые объекты японской культуры и архитектуры, но храмов среди них нет. Ни одного культового сооружения не сохранилось.

Справка Smartnews

Синтоизм — традиционная религия Японии. Она испытала сильное влияние буддизма, но при этом смогла сохранить самобытность. В основе синтоизма — обожествление природных сил и явлений и поклонение им. Поклоняются синтоисты также духам умерших. Высшая ценность в синтоизме — гармония между человеком и природой.

Видео

Синтоизм.

Видео: Дмитрий Нагато на YouTube

Когда-то на Сахалине и Курилах было почти две сотни синтоистских храмов. Первый появился еще в конце XVIII века. В одной только Тоехаре (современный Южно-Сахалинск) комплексов было несколько. Но после окончания Второй мировой войны и передачи Южного Сахалина СССР храмы едва ли ни в одно мгновение исчезли. В городке Томари и селе Взморье сохранились тории (в переводе это означает «птичий насест») – это что-то вроде ворот в синтоистских храмах, и это, пожалуй, все, что дошло до сегодняшних дней. Специалисты буквально по крупицам собирают и сохраняют то, что осталось.

Наш музей в Синегорске, можно сказать, начался с бронзовых бляшек от праздничного палантина, созданного в виде храма, какими синтоисты обносили наш поселок на религиозные праздники. Они бронзовые и неплохо сохранились, хотя сам палантин до наших лет, увы, не дожил. Но в 1947–1949 годах, когда синтоистские храмы на Сахалине повсеместно разрушали, мало где такие сооружения уцелели. Их уничтожили, так или иначе, и такие украшения, какие есть в нашем музее, я больше пока нигде не встречал. Кое-что из убранства синтоистских храмов удалось сберечь от времени и вандалов. В областном краеведческом музее хранятся несколько экспонатов. Если удачно сложатся обстоятельства, то на Сахалине удастся восстановить синтоистский храм. И тогда начнется новая эпоха синто. 

«Дом бога», пусть и очень маленький, японцы пытались ставить даже на самых труднодоступных островах и скалах в море. Были среди сахалинских храмов изумительные по своей идее и воплощению – например, тории храма в местечке Тэи стояли прямо в воде, как и один из символов Японии – тории в Ицукусиме. Все эти святилища — и один из самых красивых храмов Карафуто — Анива дзиндзя, находившихся в современном Корсакове, и святилище, созданное китобоями, где тории возвели из ребер кита, — можно увидеть разве что на редких фотографиях. Почти ничего не осталось даже от величественного сооружения — главного храма юга Сахалина – Карафуто дзиндзя, находившегося в городе Тоехара (Южно-Сахалинск).

В нашем музее у входа стоят собаки, их привезли из синтоистского храма, предположительно из Гококу-дзиндзя, который располагался у городской больницы. Они символизируют два противоположных начала и охраняли храм. Есть у нас в экспозиции несколько фотографий главного храма острова, Карафуто-дзиндзя, который не сохранился. На них видно, как выглядел храм, какие на нынешней площади Славы стояли тории. На территории музея, справа от входа, стоит каменная чаша для омовения рук и полости рта, правда, неизвестно, из какого храма ее привезли. Такие стояли у входа в храм, с их помощью входящие очищались. У нас из этой чаши бил фонтанчик. Кое-что о синтоизме есть в экспозиции «Карафуто». К сожалению, за прошедшие годы мало что сохранилось. А то, что еще осталось, портят уже наши современники, как, например сокровищницу на площади Славы. Ее очищали, приводили в порядок, а уже через пару недель вновь изрисовывали и засыпали мусором.

То, насколько красивым и внушительным был этот храм, даже сегодня можно представить. Сохранилась аллея, по которой в сопку, к храму, вела дорога. Одно из деревьев на ней посадил еще тогда наследник престола, а позднее император Японии Хирохито. Это место и сейчас не утратило своего духа, хотя в наши дни на месте Карафуто-дзиндзя находится мемориал воинской славы.

Рядом, в лесу, прячется чудом уцелевшая сокровищница, которая была при каждом храме, — хобуцугураден. Когда-то в ней хранились дары, привезенные Хирохито из Японии, – золотой меч, бронзовый колокол, лук и шелковое полотно. От даров не осталось и следа, да и сама сокровищница, даром что из бетона, в плачевном состоянии – ее постоянно изрисовывают и загаживают вандалы. Может, именно поэтому на Сахалине нет ни одного синтоистского храма.

Когда японцам предложили восстановить храм за городской больницей, даже деньги для этого нашли, они сказали: «Нет, боги здесь уже не живут». В городском парке Южно-Сахалинска, кстати, были остатки храмового комплекса, но их варварски уничтожили уже в последние годы.

На Сахалине нет синтоистов. В области зарегистрированы несколько десятков религиозных организаций, есть последователи множества культов и верований, но последователей синто нет. Вероятно, эту религию практически невозможно «импортировать» — слишком уж она настроена на менталитет японцев. Поэтому и некому на Сахалине заняться восстановлением храма, а кома-ину — собаки охранники синтоистских храмов — стоят возле краеведческого музея без дела.

Иногда мне кажется, что на нашей земле все-таки обитают божества синто. И если в них верить, то будут непременно исполняться заветные желания. Жаль, что нет храмов, можно было бы призвать этих духов и поговорить с ними.

Иногда приезжаю к собакам у музея. И загадываю желание. Сбывается.

Мне кажется, восстановление синтоистских храмов или хотя бы их частей привлекло бы на остров туристов. Жаль, что работники туриндустрии этого не понимают. 

Прислал
Андрей Сазонов

Красивые храмы. Вообще японская культура мне нравится. Правильно, пусть восстанавливают, учитывая то, что жители верят в синто

Прислала
Анастасия Мичурина

Я бы тоже в гости съездила желание загадать. если оно и правда сбывается.

Автор

Любовь Барабашова

Над статьей работали

Елена Хотулева, Анастасия Мичурина, Андрей Сазонов

5 комментариев к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе

Тамара Медведева 28 сентября 2013, 13:06

Хорошее дело задумали, одобряю. Только трудно будет это сделать, старые японцы почти все уже переехали в Японию..

Отмечено
редакцией

Андрей Сазонов 28 сентября 2013, 16:37, Изменено: 28 сентября 2013, 18:02

Красивые храмы. Вообще японская культура мне нравится. Правильно, пусть восстанавливают, учитывая то, что жители верят в синто

Отмечено
редакцией

Анастасия Мичурина 28 сентября 2013, 17:12, Изменено: 28 сентября 2013, 18:02

Я бы тоже в гости съездила желание загадать. если оно и правда сбывается.

Алексей Громыкин 28 сентября 2013, 17:54

Странно, что японцы отказались строить. Неужели не хотят развития своей культуры на Сахалине?

Ольга Серкова 28 сентября 2013, 21:43

Строительство храма или его восстановление возможно в трёх случаях:
1) если есть достаточное количество верующих;
2) если это делается к целях развития краеведения,
3) если это нужно в целях развития туризма (2-й и 3-й можно объединить).
Государство может поддержать энтузиастов, но первоначальные действия им придётся делать самим.

Добавить комментарий

Новое на сайте