Прочел как книгу. Мордовский художник раскрыл тайну национальной вышивки

23
голоса

Понравился материал?
нажми ↓

Было интересно!
Прислала
Елена Горбачева

Фото: картина Андрея Алёшкина

Известный мордовский художник Андрей Алёшкин расшифровал значение вышивки на национальном мордовском костюме. Зная язык символов, традиционный фольклорный наряд можно читать как книгу, узнавая историю жизни его владельца. Отдельные знаки можно назвать забытыми мордовскими «рунами».

Заслуженный художник России и Мордовии Андрей Алёшкин открыл тайну полузабытой символики мордовского национального орнамента. Отношение к этому вопросу у Андрея Степановича было особым: он родился в Челябинске, учился в Ленинграде, но никогда не забывал о своих корнях — предках, которые были мордвой-терюшанами.

Переехав в Саранск и изучая мордовскую национальную культуру, художник сделал открытие, которое, можно сказать, перевернуло его жизнь: мордовские вышивки и вырезанные на дереве знаки, очень похожие на руны, можно прочесть, словно буквы забытого алфавита. Просто эти знаки были словно спрятаны в национальных орнаментах на одежде и старинных предметах быта мордвы.

Резы, или руны, и сейчас можно найти на старых мордовских кладбищах. Это родовые знаки, метки, обозначающие собственность. У каждого рода есть свой знак. Такие же резы, то есть знаки на деревьях, древняя мордва ставила в лесу, отмечая свои борти, свои деревья для порубки. Такими же знаками отмечали колеса, сундуки, другую домашнюю утварь.

Андрей Степанович стал собирать изображения родовых знаков, еще не очень понимая, что он коллекционирует. А потом вспомнил, как однажды шел с бабушкой, а она показывала ему мордовские родовые знаки прямо на небе — по очертаниям созвездий. У каждого рода было «свое созвездие». Андрей Степанович понял: эти небесные «знаки» и были взяты его далекими предками за основу мордовских рун.

Однако, как признается художник, он никак не мог найти ключ, разгадку к орнаменту, пока не стал президентом международного фонда финно-угорских народов. У него появилась возможность общения с самыми разными специалистами по национальной культуре. Андрей Алёшкин стал изучать мордовскую культуру через обычаи, обряды, танцы родственных финно-угорских народов.

Видео

Видео: Masusik1000 на YouTube

Мордовские танцы.

Так и узнал — цветные полосы на поясах, к примеру, манси — не просто узор, а зашифрованный рассказ о жизни их владельцев. Белая полоса — рождение, красная — праздник, черная — чья-то смерть.

На свадебном мужском мордовском костюме в музее Эрьзи можно увидеть самый простой поясок в три полоски: белую в центре и красные по краям. Очевидно, обычный деревенский молодой человек пришел к мастеру и заказал пояс, а тот попросил описать его свою жизнь. Она была не богата событиями, но счастлива: рождение (белая полоска в центре), потом свадьба и благополучная семейная жизнь (красные полосы).

Но это – простейшая символика. В вышивке она гораздо сложнее. Элементы орнамента, которые современный человек воспринимает как кружки, волнистые линии или крестики, для древней мордвы имели совсем другое значение. Каждый знак был осмыслен и нес информацию.

Прислала
Елена Горбачева

Фото: картина Андрея Алёшкина

Популярный в Мордовии солярный знак в виде восьмиконечной розетки — символ солнца. Его можно видеть на современном флаге республики. Древнейший знак плодородия — земледельческий символ вспаханного поля: ромб, разделенный на четыре части. Причем в орнаменте на одежде девушек ячейки ромба оставались пустыми. У замужних женщин в центре ячеек на ромбе ставились точки: поле было «засеянным». А вот ромб с продленными сторонами, не разделенный внутри, — символ укрепленного поселения: городища. Навершия ромба часто украшались «крючком», напоминающим конские головы: это должно было говорить о том, что род может выставить большое количество вооруженных всадников, и с ним стоит считаться. На гербе Мордовии можно увидеть 7 таких знаков-ромбов: это символы семи городов на территории республики.

Каждый рисунок в орнаменте имеет значение. Например, по мордовскому костюму невесты, по вышивкам на нем знающий человек сразу мог определить, из какого рода девушка, из какого она села, богатая ли у нее семья. Ее наряд украшали вышитые знаки — обереги от сглаза и порчи, пожелания множества детей.

Мордовскими знаками-рунами Андрей Алёшкин украшает свои картины. Он рад делиться радостью и гордостью за своих предков. Как говорит художник, только почувствовав родство с ними, изучив, как и чем они жили, можно считать себя настоящим сыном своего народа.

Видео

Видео: картины А.С. Алёшкина на YouTube

Конечно же, национальный орнамент — это зашифрованная летопись народа, отражение его истории и мировоззрения. И орнамент можно «читать», в него можно закладывать-зашифровывать заговоры, напутствия, пожелания. Версия о «рунической» составляющей орнамента имеет полное право на существование.

Традиции финно-угорского мира, его взаимодействие с культурами соседних народов проявились в орнаментах мордовского костюма. Образ мира воплотился в присущей только мордовскому народу знаковой системе, в «рунах»-узорах, изображающих коней, уток, цветущие ветви, деревья. Часто на разных предметах орнамент состоит только из волнистых линий или розеток, квадратов, ромбов, происхождение которых восходит к древним родовым знакам. Круг использовался как символ солнца, луны, колеса, треугольник символизировал женское начало, квадрат – порядок, истину, справедливость, мужское начало.

Справка SmartNews

А.С. Алёшкин родился 10 февраля 1959 года в Челябинске. Окончил Ленинградское художественное училище имени В.А.Серова, Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина, награжден бронзовой медалью Российской Академии художеств. Занимает должность профессора кафедры искусства интерьера архитектурно-строительного факультета МГУ имени Н.П. Огарёва. Экспонент выставок регионального, российского и международного уровней. Работы хранятся в Мордовском республиканском музее изобразительных искусств имени С.Д. Эрьзи, в частных коллекциях России, Германии, Финляндии.

Автор

Евгений Славин

Над статьей работали

Елена Горбачева, Елена Хотулева

5 комментариев к материалу.

Анатолий Губарев 18 августа 2013, 11:43

Мне тут как-то долго объясняли, что это не письменность. Да, в том смысле, к которому привыкли обыватели - написанному пером, буквами на бумаге или клинописью на табличках, - это другое. Но это именно памятники письменности какой она была в древности.
Только с пьедестала "цивилизаторов" этого не видно

Ольга Серкова 18 августа 2013, 17:03

Молодец А.С.Алёшкин, что много лет собирал, описывал и занялся изучением орнаментов и знаков. Это, действительно, зашифрованная дописьменная история народа и не только мордвы, эрзя, но и других, в том числе, и славянских народов. Особенно интересна в этом плане история женского костюма и узоры наличников в разных уголках России. Есть издания и публикации, посвящённые этому, например: Травкин П.Н. Древний костюм Ивановского края: Ран. Средневековье. -1999г, и этого же автора: Травкин П. Н. Верхневолжский средневековый костюм. Ивановский край. Иваново 2012г
Есть монографии по костюму Киевской Руси. Хорошо бы провести сравнительный анализ этих орнаментов и знаков, изучить их взаимовлияние.

Михаилъ Малофеевъ 19 августа 2013, 01:01

такой бред, даже перестало быть смешным!!!!)))

Андрей Бурилов 20 августа 2013, 00:43, Изменено: 20 августа 2013, 00:45

Почему "бред"? Человек занимается тем, что ему нравится, это что, для Вас дико? Кто-то мух изучает, кто-то из мусора картины делает, каждый выбирает в жизни свой кайф.

Пит Пирожков 6 марта 2014, 11:59, Изменено: 6 марта 2014, 12:00

Интересоваться,а тем более изучать своих предков,традиции и уклад Вы считаете бредом?

Добавить комментарий

Новое на сайте