По завету предков. Ингушский горец почти 20 лет живет в средневековой родовой башне

4
голоса

Понравился материал?
нажми ↓

Было интересно!

Фото: Магомет Ханиев

Уже не одно десятилетие кровом для 83-летнего горца Алихана Евлоева служит средневековая башня, где он живет со своей супругой Мадиной. По соседству с ним живет его близкий друг — Исропил Чаниев. Больше 15 лет назад они решили поселиться в горах, в селе Пялинг, где находятся их родовые башни.

Сам Алихан Евлоев прославился далеко за пределами самой Ингушетии тем, что живет по законам предков и в буквальном смысле в жилище своих прадедов. В молодые годы поколесив по стране, он вернулся на малую родину и поселился в родовой башне в Джейрахском районе. Жилище горца — один из древних памятников культуры ингушского народа, которые рассыпаны по склонам Таргимской котловины, заповедника федерального значения.

Казалось бы, как можно десятилетиями жить на одном месте, заниматься тяжелым крестьянским трудом и не стремиться на равнину, в цивилизацию?

Здесь наши истоки. Отсюда в начале XX века вышли на равнину мои предки, но мне всегда хотелось жить тут, в своей родовой башне. Я держу скот, есть пасека. Для работ в огороде есть рабочий конь и необходимый инвентарь. Конечно, тяжело, но это приятная усталость. Сейчас жить в горах намного легче. Есть дороги, по которым можно проехать в любое место, а когда мы с Исропилом обустраивались, на этом месте дорог не было. Приходилось перевозить все на лошади, носить на себе за десять и более километров, а сейчас у нас даже телевидение есть. Мы приобрели домашнюю электростанцию и теперь в курсе всех событий, происходящих в мире. А то, что мы не нажили здесь материального богатства, — даже говорить не стоит. Мы сохранили свое здоровье, а его не купишь за все деньги мира. Разве не стоит ради этого здесь жить? Мне 83 года, но я не ощущаю своих лет. Наши предки жили и по 120 лет. Например, мой дядя по матери прожил 110 лет.

Алихан Евлоев, горный житель, SmartNews

Исропил младше Алихана. Но первым на постоянное жительство в эти места переехал именно он.

Исропил Чаниев. Фото: Магомет Ханиев

Я живу здесь уже 22 года. И за это время я ни разу не пожалел о своем выборе. У меня свое хозяйство, есть небольшое стадо скота, огород и пруд. Правда, рыбу я запустил туда только в этом году. Зато теперь есть чем заняться моим сыновьям. Наши предки завещали нам эту землю. Только здесь можно чувствовать себя свободным.

Исропил Чаниев, горный житель, SmartNews

Многие знают Исропила как настоящего труженика, но чтобы построить пруд в горах, надо иметь по-настоящему недюжинную волю. Рыбное хозяйство в горах — это на самом деле диковинка. Вода чистая, родниковая. Запруда огорожена невысокой дамбой. Чтобы вода не перелилась и не размыла ее, в основание дамбы уложена труба большого диаметра.

Когда втягиваешься в эту жизнь, видишь, что не зря прожил здесь столько лет. Работаю на себя. Плачу налоги. Берегу природу. С тех пор как сюда пришли пограничники, у нас перестал пропадать скот. Сейчас коров даже пасти не надо. Мы никому не мешаем, никто нам не завидует. Это и есть свобода. Свобода в том, что тебе не на кого надеяться. Тяжело, трудно, но ты сам этого хотел.

Исропил Чаниев, горный житель, SmartNews

Замковый комплекс «Пялинг», в котором живут горцы, включает в себя четыре боевые башни, полтора десятка жилых и солнечные могильники. Солнечными могильники называют потому, что в древности ингуши не хоронили в землю своих покойников, а укладывали в наземные могильники. Местный климат и горный ветер сушили тела усопших, превращая их в мумии. Все боевые башни сохранились в относительной целости, кроме одной. Жилые же башни и могильники сильно повреждены.

Замковый комплекс «Пялинг». Фото: Магомет Ханиев

Вот здесь стояли два надгробных памятника языческой эпохи и лежал огромный камень. Это было давно. Камень взорвали военные. От детонации памятники разрушились, а у недалеко стоящей жилой башни рухнула одна из стен. Сейчас уже такое невозможно. Но так жаль, что я так и не смог добиться тогда справедливости. На мои неоднократные обращения в районную администрацию никто не ответил. Ни огромный валун, ни памятники никому не мешали. Пользы от этого камня было немного. Не понимаю, зачем люди совершили это зло…

Алихан Евлоев, горный житель, SmartNews

Старики-горцы — очень уважаемые в округе люди. Например, попить чаю с Алиханом приезжали (или прилетали на вертолете) большие чиновники — полномочный представитель президента страны в округе Александр Хлопонин, глава Ингушетии Юнус-Бек Евкуров, местные высокопоставленные офицеры-пограничники. Кстати, супруги Евлоевы награждены почетной грамотой республиканского пограничного управления за вклад в обеспечение безопасности района. Несмотря на чин и ранг, Евлоев потчует всех одинаково радушно. Нежданный гость — подарок Бога. Так завещали предки.

Супруга Мадина. Фото: Магомет Ханиев

Горец мечтает о туристическом «рае» для родных мест. Тогда его будущий ребенок, который должен уже скоро появиться на свет, и другие дети не уедут на равнину — в большие города и села, а будут, как и он, поддерживать огонь в старинной башне, где до них жили поколения Евлоевых.

Видео

Я мечтаю жить там и не возвращаться на равнину. Или точнее очень редко приезжать на равнину. Говорят, что у горцев даже состав крови другой)

К сожалению, жить там на самом деле тяжело. Но люди пытаются и многим даже нравится. 

Ингушетия по территории — одна пятая Калужской области, в которой я сейчас нахожусь. Чечня занимает по площади половину Калужской области. Если вычесть горы, можно понять, что места для жизни и свершений остается не очень-то много. Как при таком скоплении народа на этом клочке земли, люди умудряются регулярно теряться, и при этом ни разу не побывать в горах за всю (!) жизнь — ум вместить не может.

Автор

Магомед Ханиев

Над статьей работала

Ксения Гагай

1 комментарий к материалу.

Маргарита Епатко 31 октября 2012, 15:36

Красивое место. Просто чувствуется дыхание истории. Вообще, люди помнящие свои истоки и чтущие традиции вызывают искреннее уважение.

Добавить комментарий

Новое на сайте