В Дагестанском селении Сисатли открылась первая духовная школа-интернат для детей-сирот и детей из неблагополучных семей. Школа имеет категорию религиозного учебного заведения с углубленным изучением Корана и основ исламской культуры. Главная цель такого обучения — призыв к жизни по образу мусульман самой ранней исламской общины времен зарождения религии.
Основы духовного образования сегодня есть в обязательной программе многих общеобразовательных школ страны. В Дагестане, как и Чечне, обучение основам исламской религии идет активно, открываются специальные школы и курсы. Авторитетные духовные лидеры готовят себе новое поколение преемников. Совсем недавно в дагестанском селении Сисатли открылась большая школа хафизов для углубленного обучения Корана и шариатских вопросов. В школе-интернате при поддержке фонда «Сироты нашего времени» вместе получают знания дети-сироты, дети из полноценных и из неблагополучных семей.
Корреспондент SmartNews узнал обо всех особенностях обучения в исламской школе-интернате.
«Алло, ассалям алейкум. Выходи, брат, я тут в черном джипе», — встретил меня Карим, один из мусульман, помогающих интернату.
Я давно хотел поехать в школу хафизов в Сисатли, и вот теперь мои мечты осуществились. Слухов об этом учебном заведении было много, причем не только в республике, но и за ее пределами. Как только ее не называли: и базой по подготовке боевиков, и закрытой школой для зомбирования молодежи.
«Школа первый учебный год работает, — рассказывает Карим по дороге, — еще много нерешенных проблем. Но с основными задачами справляются. Дети накормлены, напоены, получают знания. А сирот одевают и обувают на зиму. Сейчас везем 13 компьютеров в подарок от одного мусульманина для оборудования класса».
Люди, которые согласились меня отвезти в селение, постоянно поддерживают школу. И я много узнал от них, болтая по дороге. Однако, попав в школу хафизов, полдня не мог начать работать. Смотрел по сторонам, общался, задавал вопросы.
Справка SmartNews
Хафизы — от арабского «хранители», «блюстители». Так называются чтецы Корана, знающие его наизусть.
«Проблем у нас нет, есть трудности. У кого их нет?— рассказывает один из воспитателей школы. — Работаем, учим, воспитываем. Проблемы у руководства бывают. Им тяжело, конечно, а мы ради Аллаха свою работу делаем».
Тут все независимо от возраста обращаются друг к другу «брат» или по имени, и дело не в панибратстве — просто тут исходят из того, что перед Богом все равны.
Что можно сказать? Кто-то говорит, что неправильно работаем, прогресса нет. А один воспитатель в первый же день заплакал от умиления, когда увидел отношения между ребятами. Видит и говорит: вы что, из них хотите ангелов сделать за два месяца? Некоторые воспитатели не выдерживают ритма работы и психологической нагрузки. Дети-то своеобразные — три дня дежурства с ними сложно для специалиста. Тут к разным испытаниям нужно быть готовым. С детьми нужно уметь и желать работать.
Мы попали в школу перед каникулами. Кого-то забирают родители, кого-то опекуны. Некоторые сироты остаются в общежитии. Захожу в учительскую, беседуем, делюсь впечатлениями.
У нас есть общежитие, в котором остаются около 30 детей. У них нет ни родителей, ни опекунов. Или издалека приехали. Кто-то из Москвы, кто-то из Кабарды… У всех разные судьбы. Некоторых детей забирают к себе мусульмане.
Интересно было встретиться с Исраилом Абу Умаром — духовным наставником, ректором и организатором школы хафизов. Выпускник сирийского института «Абу-Нур», позже окончил бакалавриат и магистратуру сирийского филиала египетского университета «Фатх», сейчас работает над кандидатской диссертацией в аспирантуре того же университета.
По официальным данным, в Дагестане 7 тыс. сирот. И вклад мусульман в помощь сиротам очень небольшой, почти нулевой. То есть помогать своим родственникам, близким — это одно. А вот организационная часть, место сбора, фонды — это все мизер и не может решить проблему. Поэтому вместе с просвещением мы решили параллельно оказывать помощь сиротам. Если мы их изолируем, загоним в приют и колючей проволокой тоже закроем и там сироты между собой будут вариться в собственном соку, очевидно, что такие дети будут социально не адаптированными. Обучение мы начали с изучения Корана, со следующего года будем арабский язык учить, потом историю религии. Каждый день идут уроки воспитания. Нам пришлось запустить школу, не завершив строительство. У нас есть долги. В учебной программе интерната приоритетны три вещи: первое — изучение Корана, потом общеобразовательная программа и спорт. Школа для этого полностью приспособлена. Есть классы, спортзалы, литература. Конечно, сложно все это преподнести детям, такие большие дополнительные нагрузки к школьной программе, они просто не вынесли бы. Поэтому сейчас по собеседованию разделили всех на шесть групп и преподаем Коран. После Нового года подтянем и остальные предметы. Наряду с Кораном, сейчас невозможно представить жизнь человека без знания русского языка и математики, например. Преподаватели у нас имеют профильное образование. Где необходимо — религиозное. А где нужно, и религиозное и светское. Выпускники получат дипломы.
По словам ректора, долги школы превышают 3 млн рублей. Содержание в месяц обходится примерно в 1 млн рублей. Дети должны быть вкусно и сытно накормлены, сироты — обуты и одеты, самым младшим нужны игрушки. А принимать в школу пришлось и детей дошкольного возраста. Тут уже другой подход и дополнительный персонал — соответственно дополнительные расходы. Постоянно приводят детей-сирот со всех уголков России. Чтобы их разместить, приходится кровати в интернатах менять на двухъярусные, докупать дополнительные парты и оборудование. У команды Абу Умара большие планы, которые, как всегда, упираются в финансы. Приходится надеяться на помощь мусульман, опекунов, родителей и просто добрых людей, которые хотят помочь в благом деле.
«Я приехал за детьми, для которых являюсь опекуном. Я вижу, что здесь для них очень хорошая обстановка. Сюда отправляешь детей на неделю и не переживаешь за них. Постоянно на глазах, под контролем преподавателей. Знаешь, что они не пьют, не курят в подворотнях, а получают исламские знания, развиваются. Они меняются на глазах», — рассказывает Магомедов Нурмагомед, опекун двоих воспитанников интерната. Оказывается, что очень часто детей сюда отдают люди, не имеющие возможности оплатить учебу. Кого-то принимают бесплатно, некоторые дают столько, сколько могут дать. Принимают всех, несмотря на трудности.
Мой муж при жизни имел большое желание обучить Корану наших детей. В скором времени я узнала, что в Дагестане, в селении Ново-Саситли, открывается медресе, направленное на обучение Корану, и я загорелась желанием отправить своих детей туда, ведь я, так же как и мой муж, хотела, чтобы мои дети стали мусульманами с большой буквы. Я решила их отдать туда и начала узнавать про медресе. По воле Всевышнего нам помогли, и дети поступили в школу.
Я приехал из Нальчика. В интернете нашел лекции Абу Умара на тему «Никаха» (семья и брак). Эта тема мне очень интересна. В своих лекциях он упоминал, что строится школа хафизов. Я и не мечтал, что попаду сюда на учебу, что лично буду говорить с преподавателями, получать знания от этих людей. До этого я поступил и проучился всего месяц в Нальчике в институте имени Абу-Ханифы. Но как только появилась возможность, я приехал сюда. Родители сначала были против, но потом приняли мое решение.
Видео
Школа хафизов в Саситли с трудом вмещает всех желающих, и уже скоро придется отказывать детям, желающим поступить на учебу. Чтобы решить эту проблему, Карим вместе с командой Абу Умара сейчас завершают строительство еще одного корпуса. Уже ближе к Махачкале, в поселке Ленинкент.
Мы занимаемся строительством школ хафизов, сейчас строим в поселке Ленинкент. Эта школа хафизов будет на базе школы в Саситли. Рассчитана на человек 100–120. Система обучения и учителя будут киргизские. В Киргизии начинают обучать хафизов с пяти-шести лет. У них своя программа и методика. Закончить строительство планируем к сентябрю 2013 года, чтобы успеть к началу учебного года. Деньги получаем из разных мест, кто как, кто чем может, тем и помогает. И это только начало большого дела.
2 комментария к материалу.