В Кабардино-Балкарии придумали, как сделать так, чтобы в местных детских домах и интернатах не осталось детей. Для этого активисты из общественной организации карачаево-балкарской молодежи «Барс Эль» предложили представителям влиятельных кланов республики брать из сиротских домов своих однофамильцев.
Курс на сокращение детских домов был взят еще лет пять назад. С одной стороны, это было благо для детей, с другой — сугубо экономический расчет. Содержание ребенка в специальных учреждениях в 2010 году обходилось государству в 278,5 тыс. рублей в год, в приемных семьях — лишь в 197,5 тыс. рублей, в патронатной семье, которая получает зарплату за воспитание и деньги на содержание детей, — лишь в 94 тыс. рублей. Дешевле всего для бюджета была и остается опека. Так что перед органами социальной защиты была поставлена четкая цель — определить как можно больше ребят в семьи.
Во многом благодаря исконным народным традициям в республиках Северного Кавказа проблемы сирот как таковой не стоит. В Чечне детских домов больше нет. Все дети, оставшиеся сиротами после военных кампаний, растут в семьях своих родственников. В Кабардино-Балкарии активисты общественной организации карачаево-балкарской молодежи «Барс Эль» предложили представителям влиятельных и материально обеспеченных фамилий республики забирать из сиротских домов своих однофамильцев. Или, если вдруг им не позволяют сделать это жилищные условия или семейные обстоятельства, помочь представителям своей фамилии встать на ноги, обеспечив безбедное существование и хорошее образование.
Сейчас проблема детей, по разным причинам лишившихся семьи, оживленно обсуждается в СМИ, и в качестве примера часто приводят Кавказ — дескать, там такой проблемы нет. Ее действительно когда-то не было: в кабардинском и балкарском языках не существует такого понятия, как «брошенный ребенок», есть только слово «сирота». Да и в русском языке это понятие появилось не так давно.
Первое обращение к жителям Кабардино-Балкарии, опубликованное в республиканских СМИ, пока видимых результатов не дало. Абузеит рассказал, что ребята из «Барс Эль» сейчас самостоятельно — в частном порядке и очень деликатно — составляют пофамильные списки круглых сирот, которых в Кабардино-Балкарии только приблизительно никак не меньше 600. А потом «Барс Эль» начнет переговоры с представителями тех родов, которые могли бы принять этих не чужих им детей, учитывая, что на Кавказе родственные связи очень крепки. Сама организация «Барс Эль» создана по фамильному принципу, в нее вошли делегаты от 127 балкарских фамилий, в успехе переговоров с которыми Абузеит не сомневается. За помощью «Барс Эль» обратится к кабардинским и русским общественным организациям, а также к представителям основных конфессий, которые тоже очень заинтересованы в решении проблемы сиротства.
Мы будем говорить и убеждать. И думаю, в конце концов каждому, у кого есть возможность помочь ребенку, будет просто стыдно этого не сделать.
Общественники рассчитывают, что найдутся родственники сирот, готовые их усыновить или помочь необеспеченным семьям.
Понимаем всю сложность поднятого вопроса и уже успели столкнуться с противодействием даже к самой идее. Но верится, что люди не останутся равнодушными к этой идее, особенно на Кавказе. Только совместными усилиями, прозрачными схемами и конкретными результатами мы сможем повлиять на общественное сознание, сможем мотивировать людей, чтобы они не боялись самой процедуры усыновления.
Клановость, присущую нашей республике, всегда ругают. Представитель какой-нибудь фамилии, заняв ответственный пост, тащит за собой свою родню и помогает ей во всем. А это как раз тот случай, когда клановая ментальность и психология сделают доброе дело.
Гериева восхищает Чечня, где проблема детей-сирот оказалась практически решенной. «Две войны, столько сирот… А брошенных детей нет. Конечно, обеспечить такое волевым решением одного человека в другом регионе невозможно, но пример с них брать стоит. Ведь там не просто пристроили детей в семьи, а семьям этим еще и помощь оказывают», — говорит он.
Оказывается, в Чеченской республике нет детских домов, просто за ненадобностью, потому что нет сирот. Если случилось несчастье, осиротевших детей забирают родственники. Не знаю насколько это достоверно, по радио вчера услышала. Даже если и достоверно, в нашей республике тоже нередки случаи, когда родственники брали под свою опеку детей погибшей родни, но в детдом-топопадают не такие малыши, а малыши, от которых отказались глупые родители.
Напомним, в 2007 году Рамзан Кадыров отменил социальные учреждения (приюты), заявив, что менталитет и обычаи чеченцев не допускают возможности воспитания ребенка в детском доме, если жив хотя бы один его родственник.
В 2007 году, когда Рамзан Кадыров выступил с инициативой забрать детей из приютов в семьи, в них находилось 172 ребенка. Все они были переданы на попечение родственникам и по сегодняшний день находятся под опекой родных и близких. Ни одного безнадзорного ребенка среди них нет. Приюты были реорганизованы в центры социальной помощи семье и детям.
При этом авторы проекта в Кабардино-Балкарии отдают себе отчет, что в социальных учреждениях есть не только круглые сироты. В интернатах множество детей, у которых родители живы, но по каким-то причинам, материальным или этическим, не могут воспитывать своих детей. В этом случае благополучные однофамильцы тоже многим смогут помочь, считает Гериев.
Видео
Видео взято у пользователя bigcaucasus
После того как Кадыров нажал на земляков, заставив их вспомнить о чеченском менталитете, многие опекуны стали высказывать свое возмущение по поводу отсутствия средств на обеспечение детей. Может быть, поэтому с этого года власти республики увеличат детские опекунские пособия: планируется, что единовременная выплата составит 8 тыс. рублей, а ежемесячная — 4 тыс. (раньше платили 300 рублей).
Реализация этой идеи поможет убить, что называется, двух зайцев, считает Абузеит. Главное — что будет решена проблема ничьих детей. А если в результате станут ненужными социальные учреждения для детей, то их можно преобразовать в детские сады, которых хронически не хватает.
Справка SmartNews
На сегодняшний день в Кабардино-Балкарии работает 15 общеобразовательных школ-интернатов, в которых обучаются и воспитываются 2172 ребенка, в том числе два учреждения для детей-сирот.
Да, жалко сирот очень, знаю в Кенже одну семью, они удочерили девочку и вполне нормально растят, сам тоже хочу попробовать усыновить… Парочку, но после того, как свои будут и если родственники возражать не будут.
Вообще ни в русской, ни в кавказской ментальности нет такого: бросать детей, отказываться от семьи, но люди сейчас ожесточились, нет никому дела до чужих бед. Пора бы нам, хотя бы в этом вопросе, вернуться к истокам.
После второй мировой моя прабабушка взяла на воспитание соседских детей, у которых погибли родители, просто привела в дом и оставила жить. И ведь жили тогда хуже, чем сейчас, фактически впроголодь. Но от детей не отказывались, чужих тогда не было. Так неужели сейчас не найдется людей, которые возьмут к себе этих деток?
Инициатива очень хорошая и полезная, но она была бы осуществимой, если бы исходила от самих кланов, а не с чьей-то подачи со стороны.
5 комментариев к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе