Вернется в море. «Аврора» снова станет боевым крейсером

5
голосов

Понравился материал?
нажми ↓

Было интересно!
Прислала
Елена Горбачева

Фото: Сергей Смольский/ИТАР-ТАСС

Легендарный крейсер «Аврора» может в скором времени вернуть себе статус боевого корабля Военно-морского флота России и даже самостоятельно выйти в море. Вопрос об этом сейчас рассматривается на уровне министра обороны Сергея Шойгу.

Новый глава министерства обороны Сергей Шойгу, сменивший на этом посту Анатолия Сердюкова, уже не один раз пересматривал решения своего предшественника. Возможно, такая же судьба ожидает и решение бывшего министра обороны о переводе «Авроры», крейсера № 1 военного флота России, с баланса ВМФ на баланс Центрального военно-морского музея. Во всяком случае, после посещения Сергеем Шойгу Петербурга 11 января было решено создать межведомственную рабочую группу, в состав которой войдут представители министерства обороны, губернатора Петербурга, «Северного проектно-конструкторского бюро» и предприятий судостроительного комплекса. Эта рабочая группа и займется вопросом о будущем «Авроры».

Есть прекрасный опыт в деле сохранения уникальных кораблей у Великобритании. Пример тому — первый в мире железный винтовой пароход Great Britain в Бристоле… В сухом доке музей, и вход — 12 фунтов. Каждый фунт идет на содержание этого уникального музея со своим микроклиматом… и люди там всегда. Безусловно, «Аврора» уже стала уникальным и раритетным кораблем… Но стоит ли вбухивать огромные суммы в этот прожект — ВЕРНУТЬ ЕЕ НА ХОД… есть ведь куда их потратить и в городе… Ее придется строить ЗАНОВО!

Справка SmartNews

Крейсер «Аврора» был спущен на воду в 1900 году. Во время Русско-японской войны, 14–15 мая 1905 года, участвовал в Цусимском сражении на Дальнем Востоке. Принимал участие в боевых действиях на Балтийском море в Первую мировую войну. Самое известное событие в истории крейсера «Аврора» — холостой пушечный выстрел в сторону резиденции Временного правительства в Зимнем дворце в Петрограде, ставший сигналом к началу большевистского восстания 25 октября 1917 года. Во время Великой Отечественной войны крейсер «Аврора» и его экипаж защищали окруженный Ленинград. С 1948 года корабль был пришвартован на место нынешней стоянки — Петровскую набережную. С 1956 года на крейсере действует Корабельный музей как филиал Центрального военно-морского музея. До конца ХХ века музей посетило более 28 млн человек. В 1984–1987 годах крейсер пережил капитальный ремонт, после чего был возвращен на «вечную стоянку» на Петровской набережной. До 2010 года корабль имел статус действующего военного крейсера № 1 ВМФ России.

Перипетии со статусом «Авроры» начались после того, как на борту крейсера прошла скандальная вечеринка, организованная бизнесменом Михаилом Прохоровым в честь издания «Русский пионер». Во время банкета, который посетили, помимо прочих, тогдашние полпред президента в Петербурге Илья Клебанов, губернатор Валентина Матвиенко и министр Эльвира Набиуллина, участников развлекали шампанским, дорогими закусками, прыгающими в воду артистами и выступлением Сергея Шнурова и «группировки» «Ленинград». Как выяснилось, согласие на проведение этого мероприятия было дано высшим руководством ВМФ РФ.

Строго говоря, крейсер «Аврора» является кораблем, входящим в состав ВМФ России, каким бы неходячим музеем он ни был. Соответственно — вопрос не только к командиру корабля, но и к командиру военно-морской базы и далее по списку…

После этого случая многие вспомнили, что ранее на «Авроре» местные дельцы от порнобизнеса снимали фильмы формата «ХХХ». Весной 1997 года корабль «захватили» сторонники Эдуарда Лимонова, забравшиеся на мачты крейсера. Позже, осенью 2011 года, на корабле вывесили «Веселого Роджера» анархисты.

Осквернить Аврору — это то же самое, что нас..ать на российский флаг. Вот если бы залезли на здание мэрии или другое правительственное здание — это я бы понял. А так…

Как раз после этих событий заговорили об изменении статуса корабля. 1 декабря 2010 года крейсер «Аврора» приказом министра обороны России был выведен из боевого состава ВМФ и передан на баланс Центрального военно-морского музея. Согласно данному распоряжению, экипаж корабля должен был быть заменен гражданским персоналом. Превращение крейсера, имеющего статус боевого, в филиал музея, а также соответствующая смена источников финансирования стали беспокоить многих представителей общественности — как военных, так и гражданских. Дело в том, что обслуживать крейсер в его нынешнем состоянии (так или иначе, но «Аврора» находится на плаву) должны квалифицированные специалисты. А музей не может предложить зарплату своим сотрудникам больше, чем 9 тыс. рублей.

Видео

Между тем «Авроре» требуется очередной ремонт в доке — по правилам его необходимо проводить каждые 10 лет, однако с конца 80-х не было ни одного. При этом специальный котлован под дном корабля постепенно обмелел до опасного уровня; четыре швартовые бочки, удерживающие крейсер, требуют замены; несколько лет назад лопнула специальная штанга, крепящая корабль со стороны набережной. Все это грозит либо тем, что «Аврору» сорвет с места, либо тем, что корабль сядет на мель. Есть ли деньги у Военно-морского музея на все необходимые работы — большой вопрос.

«Аврора» всегда стояла на плаву и до сих пор является действующим кораблем, хотя и находится в аварийном состоянии.

После решения о перепрофилировании крейсера в филиал музея многие обращались к властям с различными предложениями и просьбами. В частности, просили вернуть все в прежнюю привычную форму, возвратить крейсер военным морякам, придать кораблю статус «символа Петербурга» либо сделать «Аврору» президентским кораблем. До сих пор все обращения оставались без удовлетворения. Однако теперь у переживающих за судьбу легендарного крейсера появилась надежда. По имеющейся информации, вопрос «Авроры» нынешний министр обороны Сергей Шойгу обсуждал с губернатором Петербурга Георгием Полтавченко во время своего визита в Северную столицу. Теперь вплотную заняться судьбой корабля должна специальная рабочая группа, которая проверит его техническое состояние и вынесет свой вердикт.

Для меня лично «Аврора» — это боевой корабль, моряки которого покрыли себя славой в Цусимской битве (и не только). «Аврора» еще и единственный в мире сохранившийся боевой крейсер с начала XX века. Уже за это он заслуживает того, чтобы остаться в почетном строю ВМФ. Конечно, есть среди наших самоходных кошельков (олигархов) желающие сделать из «Авроры» очередной кабак…

По мнению специалистов, на данный момент может быть несколько вариантов сохранения крейсера «Аврора».

Самый оптимистичный сценарий — отремонтировать корабль и вернуть ему способность самостоятельного выхода в море, что технически возможно сделать за два-три года. В этом случае «Аврора» могла бы выполнять функции учебного корабля для нахимовцев и курсантов морских училищ.

Другой вариант — оставить крейсер на прежнем месте, вернуть на корабль военных и вновь придать ему статус боевого крейсера — то есть возвратиться к ситуации 2010 года, когда «Аврора» совмещала функции музея и военного объекта. Попутно предлагается решать ремонтно-технические вопросы.

Третий вариант предложили ветераны ВМФ. Он заключается в том, чтобы сделать крейсер «вспомогательным судном» военного флота, а эксплуатацию поручить гражданскому персоналу, набранному из бывших военных специалистов, что позволит привлечь квалифицированные кадры и одновременно сэкономить денежные средства. При этом предлагается выделить для службы на «Авроре» роту почетного караула. 

Так или иначе, но вопрос «Авроры» будет решен не ранее, чем рабочая группа проведет доскональное исследование корабля и сформулирует свои предложения. Окончательное же решение будет принято «на высшем уровне».

Сдать эту консервную банку на металлолом.

Согласен, что надо сделать все, чтобы этот корабль еще многие годы оставался на плаву. Это наша история, и ее надо беречь. А деньги на ремонт надо взять у Сердюка и его компании, думаю, хватит не только на ремонт, но и на содержание на ближайшее время.

Читайте также:

Просто музей. Последние матросы покинули крейсер «Аврора»

Автор

Евгений Уткин

Над статьей работали

Елена Горбачева, Надежда Сокирская

3 комментария к материалу.

Иван Пугачёв 14 января 2013, 21:35

Коллекционеры по всему миру разыскивают старые автомобили и платят за них огромные деньги. А это военный корабль, которому более 100 лет! Таких в мире единицы. Его надо обязательно полностью отреставрировать и поставить на ход. В финансировании этого проекта может принять участие Михаил Прохоров (это он устраивал там вечеринку). Если Путин намекнёт, Прохоров, памятуя судьбу Ходорковского, сделает из этого крейсера "конфетку". В крайнем случае продаст свою яхту...

Владимир Музыченко 15 января 2013, 14:27, Изменено: 15 января 2013, 14:30

Браво, Иван! Классная идея - о Прохорове. А еслди серьезно, то, уконечно же, надо этот корабль сохранить, без всякой политики - просто, как живую историю ХХ века. И так уже, начиная с 1991 года, в нашем ВМФ столько кораблей - и старых, и не очень - было списано или продано на металлолом , и не только... Интересно, хотя бы одного "продавца" за эти годы посадили? Думаю, вряд ли...

Александр Розинков 15 января 2013, 23:06

Корабль "АВРОРА" должен жить.

Добавить комментарий

Новое на сайте