Из Тюмени до Китая. Сибирские предприниматели опробовали Северный морской путь

2
голоса

Понравился материал?
нажми ↓

Было интересно!
Прислала
Нелли Шестопалова

На Ямал после двухмесячной экспедиции в Китай возвратилось судно усиленного ледового класса «Инженер Трубин». Эта экспедиция — уникальна, она позволила впервые испытать потенциал новой транспортной схемы. Для Ямала, Югры и Тюменской области это первый практический опыт по доставке грузов Северным морским путем.

Российский Союз промышленников и предпринимателей организовал экспедицию как коммерческий проект — без участия бюджетных средств. Ее поддержали власти Ямало-Ненецкого, а также Ханты-Мансийского автономных округов и Тюменской области. Задачей предприятий, участвовавших в экспедиции, стала оценка логистики, себестоимости перевалки товаров Северным морским путем, а также коммерческой эффективности проекта в целом. Маршрут экспедиции был таким: Тюмень — Сабетта — Камчатка — Китай. Центральным звеном в этой цепи выступил порт Сабетта, с которым связаны перспективы развития не только Ямала, но многих регионов России.

Строящийся на Ямале порт Сабетта уже сегодня рассматривается не просто как монопорт для транспортировки углеводородного сырья, но и как многофункциональный терминал, открывающий всем территориям России ворота Севморпути в Азию, Европу и Америку. Сабетта может использоваться для разного рода грузоперевозок, обеспечивая потребности соседних регионов в экспорте. При этом экспорт и импорт происходят по самому кратчайшему, экономически эффективному и безопасному пути. Для всей страны — это новые возможности раскрыть дополнительные ресурсы для достижения стратегических государственных задач в Арктике.

Для субъектов Уральского федерального округа это первый практический опыт по доставке грузов Северным морским путем. От выводов, сделанных после завершения первой экспедиции, будет зависеть и дальнейшая судьба Северного пути — проекта, который в последние годы активно продвигает губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа.

Движение груза морским путем — это всегда дешевле. Сейчас к нам пришел ячмень. Специалисты посмотрят, и если все устраивает, то можно будет наращивать объемы поставок с территории Ямала, Урала. Предприятия, которым это интересно, посмотрят логистику, себестоимость, которая складывается при движении этого груза, и сделают выводы.

Заказываю товар в Китае. Приходит без проблем в течение 2-3 месяцев. Когда поездом, а когда и самолетом. Партии небольшие, поэтому все устраивает. Возможно, крупному бизнесу нужны большегрузные суда, но не нам — малым и средним предприятиям. Предполагаю, что в первую очередь речь идет о транспортировке нефти, а не о чем-то другом. Только вот то, насколько востребованными будут услуги по доставке больших грузов, будет зависеть прежде всего от стоимости перевозок. Никто не будет платить больше, чем нужно, — считать все умеют. Так что эту хорошую идею проверят рынок и время.

Проект коммерческой эксплуатации Северного морского пути поддержали власти Камчатского края.

Уверен, что Петропавловск может и должен стать портом-хабом на курсе Севморпути как для российских, так и для иностранных судов. На полуострове можно делать межрейсовый ремонт, производить бункеровку, смену экипажа. Петропавловск-Камчатский на Северном морском пути — единственный порт в северной части Тихоокеанского побережья, при этом незамерзающий порт. Сегодня представители судоходных компаний Азиатско-Тихоокеанского региона достаточно активно пытаются использовать этот путь, поэтому для нас эта работа, учитывая активное освоение арктического шельфа, приобретает государственное значение. Приход «Инженера Трубина» — своего рода точка отсчета новой серьезной работы, которая нам предстоит в части освоения Северного морского пути. Мы уже имели опыт отправки рыбопродукции из Петропавловска-Камчатского в Санкт-Петербург. Опыт удачный, и нам этот успех необходимо закрепить.

Видео

Северный морской путь

Видео: Александр Топорин/Russia24TV

По результатам экспедиции Тюмень — Сабетта — Камчатка — Китай будет принято решение о дальнейшем использовании Севморпути через арктический порт Сабетта.

Транспортная инфраструктура крайне важна для нашей страны. Товарооборот только между Европой и Китаем составляет 567 млрд долларов. Четыре млрд человек из семи живет в странах Азиатско-Тихоокенского региона. Получается, что на одного человека в год приходится четыре морских контейнера. Учитывая такие гигантские объемы перевозок, Россия в перспективе должна стать местом транзита этих грузов. В прошлом году объем перевозок по Северному морскому пути вырос на 53 процента и превысил 1,2 млн тонн. В этом году показатель составил 1,5 млн тонн. По прогнозам, к 2015 году объем должен достичь 4 млн тонн. Строительство современного арктического порта должно закрепить эту тенденцию.

Дмитрий Кобылкин, губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа, на пресс-конференции

Путь из Европы в Юго-Восточную Азию гораздо короче и экономически выгодней, чем движение через Суэцкий канал. Эксплуатация Северного морского пути стала актуальной в том числе и благодаря изменению климатических условий. В последние годы проблем с проводкой судов через льды Арктики стало значительно меньше. Очевидна разница во времени, а соответственно и в деньгах. Это реальный экономический проект, который крайне выгоден для России. Сейчас идет активное освоение полуострова Ямал, «Новатэк» строит крупнейший в Арктике морской порт Сабетта. Поэтому открываются новые возможности доставки по воде собственных углеводородов. В том числе и сжиженного газа. Какие возникают проблемы? С одной стороны, в России есть ледокольный флот, но судов недостаточно, и их необходимо строить. Ее по силам решить, так как есть колоссальный опыт строительства атомных ледоколов. Вторая – инфраструктура вдоль трассы. Необходимо использовать новые технологии и современное оборудование. Уверен, что в данном проекте важно взаимодействие государства и бизнеса.

Справка SmartNews

Строительство арктического многофункционального морского порта Сабетта началось в июле 2012 года в северо-восточной части полуострова Ямал, на западном берегу Обской губы. Это в 5 километрах к северо-востоку от вахтового поселка Сабетта и в 30 км к юго-востоку от поселка Тамбей. Проект реализуется по поручению правительства России в соответствии с комплексным планом по развитию производства сжиженного природного газа на полуострове Ямал — проект «Ямал СПГ». Порт Сабетта планируется использовать для обеспечения перевалки углеводородного сырья Южно-Тамбейского месторождения полуострова Ямал и поставок природного газа, нефти и газового конденсата морским транспортом в страны Западной Европы, Северной и Южной Америки и страны Азиатско-Тихоокеанского региона.

Автор

Сергей Кузнецов

Над статьей работали

Нелли Шестопалова, Анастасия Савельева

Новое на сайте