В дальний поход. Рoссийский боевой корабль отправляется на борьбу с пиратами

5
голосов

Понравился материал?
нажми ↓

Было интересно!

Фото: Виталий Аньков/РИА Новости

К берегам Сомали отправляется российский противолодочный корабль «Маршал Шапошников». Его главная цель — защищать мирные суда от нападения пиратов XXI века. Два года назад именно «Маршал Шапошников» штурмом освободил захваченное морскими бандитами судно.

Для борьбы с сомалийскими пиратами из Владивостока в Аденский залив в первых числах ноября отправится один из самых известных ныне в мире кораблей Тихоокеанского флота — «Маршал Шапошников». 

Справка SmartNews

«Маршал Шапошников» — большой противолодочный корабль, входящий в состав Тихоокеанского флота. Назван в честь Маршала Советского Союза Бориса Шапошникова. Заложен в 1983 году на судостроительном заводе «Янтарь» в Калининграде, спущен на воду в январе 1985 года, вошел в состав флота 15 февраля 1986 года. Бортовой номер — 543. Корабль относится к проекту 1155, в число кораблей этого проекта входят БПК «Адмирал Чабаненко», БПК «Адмирал Пантелеев» и БПК «Вице-адмирал Кулаков», состоящие на вооружении ВМФ России. Предназначен для решения задач по борьбе с подводными и надводными силами противника, противовоздушной обороне, поддержке высадки десантов. Способен действовать как в составе корабельного соединения, так и автономно. В сентябре 2008 года в результате утечки топлива в машинном отделении корабля произошел пожар, погибли два матроса. После ремонта вновь введен в состав сил постоянной готовности в марте 2009 года.

Для борьбы с пиратами у корабля есть все. На БПК «Маршал Шапошников» служат 310 человек. Вооружение заставит задуматься любого морского волка, прежде чем напасть на мирное судно. На корабле установлены 2 установки ракетоторпед «Раструб», 8 пусковых установок ЗРК «Кинжал», артиллерийская установка АК-100, 4 шестиствольных 30-миллиметровых пулемета АК-630М, реактивные бомбометные установки РБУ-6000. Также на борту располагаются 2 вертолета Ка-27.

Видео

— Ракетной мощи БПК достаточно, чтобы отправить на дно даже авианосец. Но в борьбе с пиратами главное достоинство — это его вертолеты. Авиакрыло позволяет контролировать огромные пространства в море.

Миссия большого противолодочного корабля (ПБК) уже привычная — защищать мирные суда от морских бандитов, которых в неблагополучных приморских африканских странах достаточно. Место их обитания — Сомали — называют Африканским Рогом: он действительно похож на рог носорога. Приморские районы полуострова — это территория Сомалийской Демократической Республики и так называемого Сомали французского. C севера Рог омывается водами Аденского залива Аравийского моря, с востока — Индийского океана. Некогда эти воды были спокойными, однако в ХХI веке здесь неожиданно обострилась проблема пиратства. Весомая часть жителей социально неблагополучной страны, раздираемой локальными боевыми действиями, взяла в руки автоматы Калашникова, мачете и ринулась штурмовать мирные суда. Способствовало тому выгодное географическое положение Сомали — у берегов государства проходят важные торговые пути. В первую очередь — выход из Красного моря (а значит, из Суэцкого канала) плюс танкеры с нефтью, которые идут в Суэц из Персидского залива. Водами Аденского залива проходит ежедневно до 250 судов. Убытки от деятельности пиратов ежегодно исчисляются миллиардами долларов.

К середине 2000-х годов сомалийцы, что называется, начали с малого. Сначала сотрудники сомалийской береговой охраны стали захватывать тайские, китайские и испанские рыбацкие лодки. Пока этот полулегальный бизнес приносил убытки только владельцам небольших суденышек, а суммы «штрафов» варьировались от 20 до 50 тыс. долларов, на него не обращали внимания.

Впрочем, аппетиты бандитов росли. В 2005 году размер требуемого выкупа за захваченное тайское судно Sirichainava впервые достиг 800 тыс. долларов. Хотя эта попытка вымогательства была неудачной, пример оказался заразителен. В 2006 году у берегов Сомали было зафиксировано несколько десятков нападений на суда, а средний куш за каждое из них вырос до 1,5 млн долларов. 

Видео

К 2008 году деятельность пиратов достигла такого уровня, что Аденский залив признали самым опасным местом для судоходства. Благодаря постоянным налетам на суда бандиты обзавелись быстроходными небольшими катерами. С их помощью они смогли захватывать любые гражданские суда — от маленьких лодок до туристических яхт и огромных нефтяных танкеров. Самый громкий захват за всю историю пиратства в Аденском заливе пришелся как раз на сентябрь 2008 года. Тогда сомалийские пираты захватили украинское судно «Фаина», на борту которого находились 33 танка Т-72, установки залпового огня «Шилка», гранатометы и боеприпасы. Вызволить команду из плена удалось лишь в феврале 2009 года за выкуп в размере 3,2 млн долларов.

Одним из кораблей, кому было поручено патрулирование опасных вод, стал БПК «Маршал Шапошников». Два года назад большому российскому кораблю пришлось отбивать у пиратов экипаж российского танкера «Московский университет». На борту судна, перевозившего в Китай 86 тыс. т нефти, находился полностью российский экипаж в составе 23 человек. Когда стало очевидно, что уйти от пиратов не получится, экипаж танкера взял запасы еды и воды и забаррикадировался в машинном отделении. Также было приведено в действие специальное устройство, блокирующее работу электросиловых установок танкера. В результате в ходе 20-часовой осады пираты не смогли взять кого-либо из членов экипажа в заложники, и им не удалось дать танкеру ход. 

Надо бы Сомалийскому правительству перевести на родной язык ещё одну книгу. А то «Одиссеа Капитана Блада» весь мир уже утомляет. 

Для освобождения танкера был направлен «Маршал Шапошников». К танкеру «Шапошников» подошел около трех часов ночи по московскому времени 6 мая.

Все произошло очень быстро. С «Шапошникова» подняли вертолет, пираты его обстреляли. Тогда с борта «Шапошникова» по пиратам открыли огонь из шестиствольных пулеметов АК-630. И параллельно спецназ — морские пехотинцы — на скороходных лодках подошли к захваченному танкеру и высадились на палубу. 10 пиратов были захвачены, один убит. Нескольким удалось скрыться на быстроходной лодке. Экипаж танкера освобожден.

Один из пиратов в ходе освобождения танкера был убит. Остальных посадили в надувную лодку и отпустили в море. Об их судьбе ничего не известно. 

Оборудовать все суда «Катюшами» и забыть про Сомали и пиратов. 

Видео

16 морякам, участвовавшим в освобождении танкера, президент Дмитрий Медведев вручил государственные награды. Командир корабля Денис Анциферов получил орден «За военные заслуги». Орден Мужества получили 14 моряков.

— В операции освобождения нашего танкера проявились две черты российских моряков. Это решительность, готовность командира взять на себя ответственность и молниеносные действия спецназа и вертолетчиков. Пираты привыкли, что в рамках общих договоренностей с ними торгуются, а «Шапошников» навязал свои условия и заставил бандитов сложить оружие.

Сейчас корабли ТОФ в очередной раз отправляются в Аденский залив с той же миссией — обеспечивать безопасность судоходства. Каким будет этот поход, не знает никто. Но российские моряки готовы к решению любых боевых задач. 

— Очередной поход поможет отработать слаженность экипажа и много даст каждому участнику боевой службы. Моряки всего мира привыкли доверять Андреевскому флагу, поэтому в состав конвоя под охрану российских кораблей становятся без опаски.

Видео

Автор

Максим Белоусов

Над статьей работал

2 1

3 комментария к материалу.

Женя Савкин 30 октября 2012, 18:53

Если самим самалийцам до пиратов дела нет, должен же хоть кто-то с ними бороться, тем более, как-то так исторически сложилось, что наши суда страдают от них больше и чаще всего.

Владимир Селиванов 30 октября 2012, 20:28

Можно подумать, силами одного корабля можно победить всех пиратов.

Светлана Попова 30 октября 2012, 23:05

Лишь бы все хорошо у них было!

Добавить комментарий

Новое на сайте