Волгоградец Сергей Гришин ратует за восстановление малых российских деревень. Сельский житель нашел способ привлечения жителей в свой малочисленный хутор — с помощью социальных сетей он рассылает людям приглашения переехать жить в Волгоградскую область. Благодаря такому методу за последние три года жителей в родном хуторе Гришина стало в полтора раза больше.
Хутор Чуносовский в Кулымженском районе Волгоградской области — меленькая точка на карте региона. Даже в советское время он не считался крупным населенным пунктом, а в последние годы жителей в хуторе становится все меньше. Старики умирают, а молодежь предпочитает перебираться в райцентр или в Волгоград. Дошло до того, что в Чуносовском осталось всего 18 дворов, в которых еще жили люди. Местный председатель территориального общественного управления Сергей Семенович Гришин забил тревогу и стал думать над тем, как исправить ситуацию.
Я — за сохранение российских деревень. Что стоит за вымирающими селами? Укрупнение мегаполисов. А кто будет кормить людей, которые живут в больших городах? Получается, что в перспективе у нас синтетическая еда? Чтобы решить эту проблему хотя бы на местном уровне, три года назад я стал участником одного интернет-сообщества, которое выступает за возрождение российской деревни. Обсуждая различные проблемы с жителями сел России, пришел к выводу, что возродить свой хутор могу, и для этого надо просто приглашать желающих жить в деревне. На ресурсе «Деревня-онлайн» разместил соответствующие сообщения, что так, мол, и так, приезжайте к нам, в Волгоградскую область, в экологические чистое место, чтобы открыть новую страницу в своей жизни. И люди начали мне отвечать.
Сергей Семенович рассказывает, что на его призыв откликнулось много людей. Писали из разных уголков страны, радуясь возможной перспективе. Но как показала практика, отважившихся на переезд оказалось не так уж много. Из каждых пятидесяти желающих семей в хутор переезжала лишь одна.
Обычно переписку с потенциальными переселенцами я веду в социальных сетях. Поясняю, что хутор малочисленный, что из всех благ цивилизации у нас имеется только электричество. Но жизнь от этого сложнее не становится. Мы избавлены от всяких фаст-фудов, дышим свежим воздухом, находимся в экологически чистом месте, ну и здоровье, соответственно в порядке. Многие, узнав, что в хуторе нет газа и водопровода, ехать отказываются. К тому же дома, в которых будут жить новые поселенцы, нуждаются в ремонте, и эти работы мы осуществляем своими силами. Причем никакие сайдинги не используем. На помощь приходит то, что находится буквально под ногами — остатки леса, глина, тростник. Этим укрепляем и обновляем дома.
Переселенцев трудности не испугали — избежать трудностей помогал Сергей Гришин.
Мы приехали в хутор из Тверской области. Помог Сергей Гришин — с ним вели переписку в социальной сети, он все подробно рассказал о том, какой может быть наша жизнь. В родном городе долго не клеилось с работой, а потом мы с мужем решили — нас ничего не держит. Взяли ребенка и переехали в Волгоградскую область. Поселились в пустующем доме, нам помогли привести его в порядок. Сейчас муж Николай работает на стройке, и мы уже заложили будущий фундамент своего нового дома.
Хутор хороший, жить можно. Есть телефон, интернет. Плохо, что газа нет, но и дровами и баллонами можно отапливаться. Я приехал из райцентра, хочу развести личное подсобное хозяйство. Стану зажиточным фермером. Да, люди в хутор едут. Недавно приехали молодые — парень с девушкой, из Волгоградской области. Поселились. Потом она забеременела, и вот недавно ребенок родился. Говорят, в Чуносовском уже лет пятьдесят младенцев не было. А это же примета хорошая — значит деревне жить.
Сергей Гришин. Фото: vpravda.ru
Сейчас в хуторе Чуносовский живут 35 семей. Число местных жителей пополнили приезжие из Тверской области, Одессы, Волгограда. По словам председателя местного ТОСа, новые люди способны поделиться новыми идеями, новым видением развития села. Сам Сергей Гришин — специалист-лесовик, в прошлом окончил Московский специализированный вуз. Свою жизнь в деревне начинал с того, что взял в оборот небольшой участок земли, организовав на нем питомник. Занялся разведением саженцев, дорогу к хутору облагородил растущими на обочине деревьями. Накопленные знания и опыт Гришин планирует использовать во благо своих земляков — как коренных хуторян, так и тех, кто только приехал.
В хуторе имеется свой столярный цех, оснащенный шестью станками. Для работы в питомнике мы закупили 6 сортов клубники, чтобы засадить плантацию, несколько сортов малины. Для чего все это нужно? В первую очередь, для трудоустройства. Жителям будет чем заняться. Выращенная продукция пойдет на продажу, вот он и доход. Но заставлять никто никого не будет, колхоз, как говорится — дело добровольное. Если кто-то найдет себе другую работу в другом месте, возражений нет.
Кстати, вопрос с финансами — самый важный для хутора. Официального финансирования как такового он не имеет. Имея статус ТОСа хутор Чуносовский вправе рассчитывать на денежную поддержку со стороны муниципалитета. Увы, средств выделяется совсем мало. По словам Гришина, три года назад сумма составляла 100 тыс. рублей. Сейчас это 45 тыс. рублей в год. Два года назад приезжал губернатор Анатолий Бровко, который впоследствии ушел в отставку. Так вот он помог местным жителям получить на развитие хутора аж 200 тыс. рублей. Часть денег пошла на различные премии, остальная часть — на закупку инструментов и необходимого инвентаря. Гришин говорит, что помощи от властей он не ждет, поскольку считает, что хутор может выжить и самостоятельно за счет собственных производств. Но вот изменения в законодательной базе нужны, хотя бы позволяющие жителям возрождающихся деревень использовать для своих целей имеющиеся ресурсы — землю, лес, воду.
Однако сельские чиновники считают, что вкладывать средства в малые хутора неэффективно. Затраты требуются большие, а отдачи — практически никакой. Потому обрадовать жителей Чуносовского тем, что в ближайшее время у них появится газ — не могут.
Хутор Чуносовский расположен неподалеку от районного центра. Несмотря на это он считается малочисленным. Сейчас в нем не более 32 дворов. Идею развития села председатель местного ТОС Сергей Гришин подвигает уже без малого три года. Но сложно сказать, что за этот период наблюдается какой-то массовый приток переселенцев, которые желают жить в хуторе. Условий для нормального проживания в хуторе практически нет. Проведение газопровода осуществляется к населенным пунктам, где число жилых домов не менее двухсот, в Чуносовском, к сожалению, этого нет.
Однако сам Сергей Гришин не теряет веры в светлое будущее. Он продолжает переписку с жителями различных уголков страны, которым небезразлична проблема вымирающих российских деревень.
На самом деле статистика тревожна: за последние 12 лет в России исчезло 20 тыс. сел и деревень. Российские эксперты утверждают — эти данные будут постоянно расти, и к 2015 году число мертвых деревень в стране увеличится еще на 50%.
Видео
Забытые хутора волгоградской области
Видео: Георгий Михайлов на YouTube
Молодец мужик. Еще и всем приезжим обустроиться помогает. Вот что значит настоящий патриотизм.
Это какой-то новый вид спама что-ли?)) Обычно людей хотят на какой-то сайт заманить, а тут в деревню. Для меня лично удивительно, что такой метод сработал.
7 комментариев к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе