Для ракеты «Союз». В Воронеже презентовали необычный космический двигатель

11
голосов

Понравился материал?
нажми ↓

Было интересно!
Прислала
Нелли Шестопалова

Фото: предоставлено пресс-службой администрации Воронежской области

Воронежский механический завод презентовал новый двигатель для модернизированной ракеты «Союз». А заодно и 550 новых технологий, которые разработали и внедрили на этапе его изготовления.

Воронежский механический завод (ВМЗ) представил свою новую продукцию — двигатель РД-0110Р для ракеты «Союз-2-1В». А заодно и более полутысячи новых технологий, которые были разработаны и внедрены в процессе его изготовления и теперь активно применяются на предприятии. На создание такого огромного числа передовых технических решений ушло менее двух лет, а с учетом проектирования двигателя в воронежском Конструкторском бюро химавтоматики (предприятие — партнер ВМЗ) — около трех.

Ракетный двигатель РД-0110Р (14Д24) был разработан в Конструкторском бюро химавтоматики в сжатые сроки: за три года с момента получения технического задания до последнего этапа — успешного проведения межведомственных испытаний. Изготавливаемый в настоящее время на Воронежском механическом заводе, этот кислородно-керосиновый ракетный двигатель предназначен для использования в составе первой ступени новой космической ракеты-носителя легкого класса «Союз-2-1В» разработки самарского Государственного научно-производственного ракетно-космического центра «ЦСКБ-Прогресс». Сейчас идет подготовка к первому летному испытанию ракеты.

Прислала
Нелли Шестопалова

Фото: предоставлено пресс-службой администрации Воронежской области

Как рассказывают на ВМЗ, каких-то специально организованных мозговых штурмов по поиску инноваций на заводе не устраивали. Все шло по плану. А новые технологии появлялись «заодно», «по ходу дела».

ВМЗ приступил к серийному производству рулевого двигателя РД-0110Р в 2012 году. То есть на освоение двигателя ушло менее двух лет. За это время в процессе его изготовления было отработано и внедрено в производство более 550 различных технологий. При этом все работы велись поэтапно, по мере поступления конструкторской документации.

Виктор Иванович Биркин, заместитель главного инженера ВМЗ, даже сам немного удивился, когда мы назвали эту цифру. А потом сообщил, что ничего из ряда вон выходящего здесь нет: производство нового агрегата неизбежно требует новых подходов, так что и прорывные технологии возникают, что называется, автоматически.

Прислала
Нелли Шестопалова

Фото: предоставлено пресс-службой администрации Воронежской области

Рулевой двигатель РД-0110Р (двигатель для управления ракетой в полете) действительно несколько необычен. Во-первых, у него нестандартное расположение — по периметру ракеты. Использование различных новшеств при изготовлении агрегатов — теплообменника, обвязки двигателя, узлов качания, обеспечивающих стабилизацию движения ракеты, — также стимулировало выработку новых методов производства. Вообще за последние годы на ВМЗ было создано больше 40 ракетных двигателей разных видов — и по мощности, и по назначению. Естественно, что каждый требовал своего подхода, а при их конструировании и производстве возникали интересные инженерные решения, которыми мы сейчас пользуемся.

Еще одной особенностью РД-0110Р стала его «совместная работа» с двигателем НК-33. Разрабатывались двигатели НК еще в 1970-е годы — специально для лунной программы. Программу вскоре свернули (по большому счету как следует и не начав), а хорошие и надежные двигатели остались. Их решили использовать для ракет-носителей нового поколения, технически более совершенных и надежных. Работа РД-0110Р и НК-33 н пару позволит, во-первых, произвести первую ступень ракет-носителей с минимальными затратами, а кроме того, повысит надежность ракет и сократит сроки доводки. А общие расходы на изготовление ракет-носителей при этом снизятся в 10 раз.

Прислала
Нелли Шестопалова

Фото: предоставлено пресс-службой администрации Воронежской области

На изготовление двигателя РД-0110Р для ракеты-носителя «Союз-2-1В» завод направил около 350 млн рублей. При этом за последние пять лет ВМЗ на модернизацию производства выделил порядка 1,1 млрд рублей и еще 2,5 млрд будет получено до 2017 года. Уже сейчас приобретение 70 новых станков, модернизация 35 уже действовавших, а также внедрение автоматизированной системы управления увеличили производительность труда в 2–3 раза.

Первое летное испытание модернизированной ракеты «Союз-2-1В», оснащенной новыми двигателями, состоится в течение ближайших недель: сейчас на обоих воронежских предприятиях — ВМЗ и КБХА — идет активная подготовка к испытаниям.

Справка SmartNews

Воронежский механический завод — производственный комплекс с полным технологическим циклом создания и серийного производства жидкостных ракетных двигателей, а также оборудования для различных отраслей промышленности. С 2007 года входит в состав ГКНПЦ им. М.В. Хруничева — базового предприятия ракетно-космической промышленности. 1 октября 2013 года ВМЗ отметил 85-летие со дня основания. Первой продукцией предприятия, выпущенной еще в 1930-е годы, стала оснастка для элеваторов. Потом это были дизельные двигатели для малой энергетики. Затем — двигатели для авиации и, наконец, ракетно-космическая техника.

Видео

Воронежский механический завод: презентация продукции

Видео: ВМЗ на YouTube

Прислал
Константин Олешкевич

Отлично! Вот только РД-0110Р должен применяться не только с НК 33 — которые больше не выпускаются. А так — ракетные технологии — это наше конкурентное преимущество в космосе и его нужно только развивать.

Автор

Юлия Лобанова

Над статьей работали

Елена Хотулева, Константин Олешкевич, Нелли Шестопалова

1 комментарий к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе

Отмечено
редакцией

Константин Олешкевич 4 октября 2013, 14:15, Изменено: 4 октября 2013, 15:42

Отлично! Вот только РД-0110Р должен применяться не только с НК 33 - которые больше не выпускаются. А так - ракетные технологии - это наше конкурентное преимущество в космосе и его нужно только развивать.

Добавить комментарий

Новое на сайте