По чертежам Петра I. В Воронеже восстановят корабль «Божье предвидение»

5
голосов

Понравился материал?
нажми ↓

Было интересно!

В Воронеже завершается воссоздание корабля «Гото Предестинация» («Божье предвидение»), построенного по чертежам Петра I. Сейчас на паруснике устанавливают мачты, а затем начнутся его испытания. В первый рейс «Гото Предестинация» выйдет этим летом.

В Воронеже на финишную прямую вышла реконструкция корабля «Гото Предестинация» («Божье предвидение»), построенного по чертежам Петра I и при его личном участии: император сам участвовал в кораблестроительных работах, сам руководил церемонией закладки корпуса «Гото Предестинации» и спуском корабля на воду. Парусник, построенный 300 лет назад на воронежских верфях, стал не только первым русским линейным кораблем, но и первым судном такого класса, созданным в России без привлечения иностранных специалистов.

Корабль «Гото Предестинация» является первым линейным кораблем русской постройки. Он был заложен в Воронеже 19 ноября 1698 года на Адмиралтейской верфи лично царем Петром I. Длина корабля составляла 40 метров, ширина — 9,8 метра, осадка — 3,4 метра, водоизмещение — 1500 тонн, экипаж — 253 человека. 27 апреля 1700 года первый русский линкор был торжественно спущен на воду.

Идея воссоздать легенду российского флота появилась пять лет назад. Над реконструкцией «Гото Предестинации» работали десятки специалистов, и не только из Воронежа: восстановить облик корабля таким, каким он был при Петре, взялись мастера из Петрозаводска. Для верфи деревянного судостроения «Варяг», занимавшейся этой частью работы, проект стал самым масштабным и самым непростым за 20 лет существования компании. И не только в плане собственно строительства — огромной работы потребовало проектирование, а до него — сбор информации о корабле.

Наша компания работает уже 20 лет, за это время были построены десятки судов, но эта работа была самой масштабной. На нее у нас ушло три года — почти как у Петра. Правда, у него возможностей было побольше, чем у нас, в привлечении кадров. Специалистов по деревянному судостроению нигде не готовят, поэтому работала наша бригада, которая формировалась годами, — 25 человек. Но до того как приступить собственно к работе, необходимо было собрать полную информацию о корабле, и с этим сразу же возникли проблемы, хотя опыт в этой сфере у меня, в общем, большой. Начать с того, что в петровские времена проектов в сегодняшнем понимании не существовало. Было один-два чертежа, да и те толком не сохранились. Есть изображения «Гото Предестинации», написанные двумя разными художниками, но они не совпадают между собой.

Работа с архивами, документами, консультации со специалистами по истории флота потребовали, по сути, такого же времени, сколько длилось само строительство, если не больше. Однако верное с точки зрения истории решение все-таки было найдено.

Думаю, что мы все-таки попали в историческую правду: прототип мы нашли в «Истории флота» Крайнюкова — он одно время также занимался реконструкцией «Гото Предестинации». Его материалы и были взяты за основу. Кроме того, другие чертежи старинных кораблей, в том числе и построенных в Воронеже, модели судов, хранящиеся в Центральном морском музее. Помогали нам и специалисты по истории флота из разных институтов страны. В итоге, собрав всю возможную информацию, мы начали строить, но при этом нужно было немножечко думать за Петра. Он за основу взял английский корабль 4-го ранга, но при этом не стал его копировать, а весьма существенно изменил его технические характеристики. Парусное оснащение, такелаж выполнены по голландскому образцу. Есть в «Гото Предестинации» элементы из французской и венецианской кораблестроительных школ. Вот это все, что в итоге легло в основу русского кораблестроения, нам и предстояло учесть.

«Гото Предестинация» после завершения строительства будет не только кораблем-музеем, но и экскурсионным судном: планируется, что оно будет совершать 40-минутные рейсы по Воронежскому водохранилищу. Получается, перед кораблестроителями стояла вдвойне сложная задача: совместить со всей точностью воссозданный исторический облик корабля с современными техническими возможностями. Эту часть работы и взяли на себя воронежцы: Павловский судостроительный завод занялся строительством металлической части суда, в которой как раз и спрятано всё оборудование.

Корабль состоит из двух частей: нижняя, металлическая, вполне современная: она оснащена мощными двигателями, дизель-генераторами, там проложены все необходимые сети, коммуникации — собственно говоря, всё, чтобы корабль мог выходить в рейсы. А верхняя часть — деревянная, воссоздающая старинный облик корабля. Однако этой границы вы не заметите: проектировалось судно по единому чертежу.

Сейчас на корабле идет монтаж мачт — на нем работают сварщики из Ростова и, конечно, наши коллеги из Петрозаводска. Ну а затем начнутся его испытания, а вообще в дальнейшем он будет ходить в экскурсионные рейсы по Воронежскому водохранилищу. Представили нам и будущего капитана — сейчас он вот ходит по цеху, смотрит, знакомится с кораблем.

Когда металлическая и деревянная части корабля были готовы, дело, как говорится, оставалось за малым — каким-то удивительным образом их объединить. Интересная задача — с учетом того, что мастера работали за тысячи километров друг от друга… Тем не менее к осени деревянные элементы конструкции были в Воронеж доставлены, сейчас полностью завершена их установка, и в целом строительство «Гото Предестинации» близится к завершению.

В России аналогов таким конструкциям нет — до сих пор разборными делали только металлические суда, а мы впервые применили эту технологию в деревянном судостроении. Конструкция была разработана таким образом, чтобы она разбиралась на 60 секций разной конфигурации, которые затем в фурах были перевезены в Воронеж. Перевезли — и сразу же установили их на металлическую часть, которая к тому времени уже была готова. Параллельно велись работы по рангоуту, мачтам, такелажу. На данный момент мы имеем корпус корабля таким, каким он был в XVII веке. А то, что он разборный, увидеть невозможно: он выглядит целым благодаря особым техническим решениям.

На борту «Гото Предестинации» установлены пушки, сейчас идет монтаж мачт. Параллельно воронежские строители приступили к обустройству береговой инфраструктуры. Ну а далее начнется работа с интерьером корабля. Планируется, что его украсят более 700 предметов, воссоздающих Петровскую эпоху.

Для экспозиции корабля-музея будет изготовлено 733 предмета: мебель, посуда, элементы интерьера. Над формированием экспозиции работают сотрудники областного краеведческого музея и департамента культуры и архивного дела. Предполагается, что экскурсоводы оденутся в костюмы Петровской эпохи, а вот экипаж корабля будет работать в современной форменной одежде.

Выводить «Гото Предестинацию» в рейсы будет Виталий Рыбачев, офицер запаса, капитан 3 ранга. Он отслужил семь лет на атомной подводной лодке на Северном флоте, после выхода в отставку перебрался из Воронежа в Москву.

Работы по реконструкции «Гото Предестинации» полностью завершатся этим летом, и корабль выйдет в свой первый рейс.

Видео

Так велось восстановление «Гото Предестинации»

Видео: «Россия 1»

Прислал
Семен Оношкин

да, ребята провели колоссальную работу, и прежде всего — в поиске информации о корабле. Я даже не представляю, как можно было так точно воссоздать такой прекрасный корабль по старинным чертежам и документам… молодцы!

Автор

Юлия Лобанова

Над статьей работали

Ксения Гагай, Семен Оношкин

4 комментария к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе

Андрей Сазонов 11 апреля 2014, 09:32

Вау! ничего себе! замахнулись воронежцы на большое)) воссоздать такую легенду русского флота... Между прочим, идея постройки такого корабля возникла у Петра еще во времена путешествия по Голландии. С тех самых пор он не отступал от мысли построить такого красавца на Руси!

Отмечено
редакцией

Семен Оношкин 11 апреля 2014, 09:53, Изменено: 11 апреля 2014, 14:42

да, ребята провели колоссальную работу, и прежде всего - в поиске информации о корабле. Я даже не представляю, как можно было так точно воссоздать такой прекрасный корабль по старинным чертежам и документам... молодцы!

Анатолий Дубинский 11 апреля 2014, 10:19

Ну, слово "воссоздать" не совсем корректное. Летом прошлого года SmartNews уже писал об этом проекте - http://smartnews.ru/regions/vo...: "В корабль пришлось вносить ряд изменений - ...устанавливать противовибрационные рёбра жёсткости по корпусу, делать дополнительные аварийные выходы, оснащать корабль дизель-генератором, трансформатором, пожарным насосом, устанавливать навигационную систему", кроме того появился металлический корпус, на который будет установлена деревянная надстройка из Петрозаводска, плюс вентиляторы, автономная пожарная установка (ну, это требование, хошь ни хошь, а выполнить надо), плюс системы водоснабжения и вентиляции, плюс электрооборудование...
Были ещё материалы.
Это ни в коем случае не претензии к строителям и не умаление кропотливейшей работы. Скоре наоборот: попытался представить себе реакцию Петра, если б на него так насели чиновники. Хотя они тоже правы - требования к безопасности и долговечности корабля повысились неимоверно.
Так что это не воссоздание и не восстановление, а нечто совсем новое в облике старого

Марта Узлова 11 апреля 2014, 10:26, Изменено: 11 апреля 2014, 10:30

да, старый корабль на новый лад с современными технологиями. Вот такая вот кораблестроительная эклектика:)

Добавить комментарий

Новое на сайте