Нелишние знания. Дополнительное образование в школе глазами учителя

3
голоса

Понравился материал?
нажми ↓

Было интересно!

«Весь образ жизни ребенка, каждый квадратный метр его жизни должен быть заполнен образованием». А.С. Макаренко

Хотите быть миллионером? Посмотрите, какую замечательную возможность предоставило нам телевидение: ответьте на ряд причудливых, экзотических вопросов, содержащих совершенно не нужные в повседневной жизни сведения – и готово: вы – миллионер. Когда я смотрю такую программу, все время ловлю себя на мысли, что нас, возможно, не тому и не так учили в школе, и сами мы не слишком преуспели в том, что помогло бы нам раздобыть целый миллион или, в крайнем случае, чуть поменьше.

Школьные знания составляют ничтожную часть жизни современного человека. Может быть, так и должно быть. Возможно, поэтому большая часть того, что мы узнали на школьных уроках, никак не востребовано в конкурсе эрудитов, и не может навсегда остаться в памяти. Что обычно вспоминается из того, о чем рассказывалось на уроках? «Туфелька» и «Амеба». «Многочлены» и «Квадратные корни». «Бином Ньютона» и «Правила буравчика»… Что там еще? «Н2О», «NaСl»…Пожалуй, и все. Не густо.

 Правда, спонтанное образование в последние годы стало для наших школьников ведущим, если не по объему знаний, то уж наверняка по яркости впечатлений. Идет бурное, обвальное, хаотичное развитие Интернета, с самой ранней поры обрушивающего на ребенка потоки бессистемной и зачастую недостоверной информации. Порой даже кажется, что когда-нибудь нешкольное знание заменят и оттеснят школу на задний план образования.

Но даже в наше, столь нестабильное время, аксимой остается то, что только школа приучает к умению систематизировать полученные знания и, что еще важнее, относиться к познанию как к процессу, как к повседневному труду. Школа дана нам затем, чтобы мы умнели и становились добрее, чтобы могли учиться наши дети. И поэтому при таком подходе совершенно по-другому понимается «сухой остаток» школьного образования. Аттестат об окончании средней школы должен свидетельствовать не только и не столько о сумме усвоенных знаний, сколько о готовности и способности учиться, в том числе в новой взрослой, профессиональной поре жизни. И здесь неизбежно встает вопрос о том, насколько общим сегодня должно оставаться общее образование, насколько одинаковое образование тех, кто успешно может решать задачи, и тех, кто способен и, главное, хочет сам, самостоятельно ставить задачи. В то время, как весь цивилизованный мир серьезно занят созданием интеллектуальной элиты, поисками и бережным выращиванием способных детей, мы возвращаемся в советское прошлое, беря из него только худшее: все – от Калининграда до Магадана – должны учиться по одним программам и учебникам, по одним методикам, соответствовать требованием единого для всех экзамена. Но сейчас не об этом.

«ЛИШНИЕ» ЗНАНИЯ

«А зачем мне это нужно знать?» – вопрос, звучащий из уст школьников, который адресуются отдельным параграфам и целым курсам, вопрос, спровоцированный узко направленным, утилитарным, примитивным образованием. Школьное образование все больше уходит от того, что оно должно предоставить каждому, – дать представление о мире и, главное, найти свое, единственное место в этом мире. Школа все больше перестает соответствовать понятию об общем образовании. Она становится институтом предпрофессиональной подготовки. Все, что не будет востребовано во взрослой жизни, ужимается и отходит на задний план. И сколько бы ни говорили сегодня о формировании так называемых «компетенций», школа все больше разрушает представление о детстве как о самостоятельной, суверенной поре жизни и оценивается только через призму взрослой деятельности, ее успешности: не нужно заниматься в детстве тем, что никогда и никак не пригодится в жизни.

Зачем я занимаюсь этим на уроке, почему я хочу этим заниматься в будущем как профессией, как делом моей жизни, – все эти вопросы не вступления в конкурентную борьбу, смогу я или не смогу обогнать соперника в этой борьбе, это вопросы, решение которых для каждого человека диктуется его личным выбором нравственного вектора, его представлениями о добре и чести. А это уже вопросы не просто образования, а развития личности. Именно об этом говорил президент РФ в своем обращении, ставя для системы образования задачу развития личности как одну из основных. Во все времена в авангарде этой работы стояло дополнительное образование. 

Если юный физик и его ровесник лирик не прочитают в десять лет «Пятнадцатилетнего капитана», если они, вдохновенные этим романом, не напишут акварелью морской пейзаж, то это уйдет уже навсегда. Если у тебя не было школьного хора или драматического кружка, значит ты потерял что-то такое, что уж никогда в будущем не найдешь. Чтобы мы не потеряли все это, и приходит на помощь современной школе и современному ученику дополнительное образование. Именно сейчас формализованное базовое образование все больше нуждается в дополнительном, неформальном, которое было и остается одним из определяющих факторов развития склонностей, способностей и интересов человека, его социального и профессионального самоопределения. Поэтому одной из основных задач и нашей школы является предоставление возможности получения дополнительной общекультурной подготовки в рамках развития дополнительного образования.

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И «НЕЛИШНИЕ» ЗНАНИЯ

 Контингент нашей школы – особенный и по вариантам дидактической запущенности, и по социальному, и по возрастному. Такая особенность ставит перед школой одновременно две совершенно разнородные задачи. В той части, где мы имеет дело со взрослыми (т.е. социально и профессионально определившимися людьми), можно успешно работать по традиционным учебным планам и программам вечерней школы, удовлетворяться минимумом содержания образования и воспитательных усилий. Но социальный заказ сразу меняется, когда речь идет о подростках. Их социальное и профессиональное самоопределение еще только должно произойти, и потому их образовательные потребности в принципе ничем не отличаются от аналогичных потребностей учащихся дневных школ. Для жизненного самоопределения этой части подростков государство, общество, школа обязаны предоставить получение образования в полном объеме, идентичное тому, что получают их сверстники в массовой школе. При этом следует учитывать тот факт, что подростки, учащиеся 9-11 классов, проживают сложный период самоидентификации в социуме, учебная деятельность и традиционные авторитеты уходят на второй план. Именно в этом возрасте подростку присуще стремление к эмпирическому исследованию окружающего мира, который не ограничен школьным и семейным пространством. И именно в этот момент школьная система дополнительного образования должна и может предоставить ему различные возможности для проб и ошибок в организованной системе постоянного сканирования действительности. Именно в этот период дополнительное образование значительно лучше и разнообразнее, чем общее дает возможности для подростковой деятельности.

 У каждого человека есть собственный стиль обучения, и у каждого человека есть свои сильные стороны. Система общего образования, которая основана на классно-урочно-предметной парадигме, в силу слабого ресурсного обеспечения, традиционалистских подходов у значительной части педагогов, не способна создавать сегодня условия, чтобы способы обучения соответствовали индивидуальному стилю ученика. Возможности такого подхода имеются в системах дополнительного образования, в которых ярко присутствуют право на ошибку и отрицательный результат, значительные степени свободы, успех, не зависящий от предстоящего сертифицирования.

Поэтому в нашей школе дополнительное образование абсолютно вариативно, свободно и является необходимым компонентом индивидуализации учебного процесса. Предметные области общего, дополнительного и образовательно-культурного досуга пересекаются между собой. При этом область пересечения и представляет собой естественную область дополнительного образования.

Воздействие дополнительного образования на успешность общего в нашей школе осуществлятся тремя способами:

· расширяя предметные области, добавляя к ним новые компоненты;

· оснащая учащегося иными, более совершенными и мощными средствами познания;

· повышая мотивацию познавательной деятельности.

При этом формы работы дополнительного образования в нашей школе, с одной стороны, традиционны. Это так называемая «первая модель дополнительного образования». Сюда входят и познавательные формы: беседы, дискуссии, круглые столы, встречи с ветеранами, очевидцами исторических событий; представителями культуры, науки; музейно-поисковая деятельность; проектно-исследовательская деятельность; экскурсии в музеи, по историческим и литературным местам. Познавательно-игровые формы включают участие ребят в олимпиадах, фестивалях, спортивных соревнованиях и других мероприятиях. Творческие формы работы – это участие и организация концертов, конкурсов, выставок работ и достижений. Досуговая форма работы заключается в проведении классных и школьных мероприятий, посещении театров и концертов, и в деятельной форме, предполагающей участие школьников в благотворительных и других общественных акциях. Дети выбирают то, что близко их природе, что отвечает их потребностям, удовлетворяет интересы. Именно в этом – смысл дополнительного образования: оно помогает раннему самоопределению, дает возможность ребенку полноценно прожить детство и отрочество, реализуя себя, решая социально значимые задачи. У детей, которые прошли через дополнительное образование, как правило, больше возможностей сделать безошибочный выбор в более зрелом возрасте. Кроме того, социологические и психологические исследования, проводимые в школе, показали, что подростки, занимавшиеся в той или иной форме в системе дополнительного образования, оказывались более успешными, более креативными, более мотивированными в сфере общего образования. При этом происходит процесс актуализации знаний, коммуникативных умений, поисковых навыков, процесс персонификации стандартизированной государством и обществом образовательной деятельности в индивидуальную образовательную траекторию. С другой стороны, в нашей школе реализуется так называемая «вторая модель» дополнительного образования, отличающаяся внутренней организованностью каждой из имеющихся в школе структур дополнительного образования, функционирующая как единая система (и в этом заключается особенность нашей школы в подходе к организации дополнительного образования) все традиционные формы дополнительного образования мы попытались объединить в один проект под названием «Рогожка», опыт работы над которым освещался на страницах «Учительской газеты». 

Именно такой подход к организации дополнительного образования продиктован тем, что с нашей точки зрения, современной школе не достает должного представления о единстве мира при всей разности способов его постижения. Именно поэтому школьное образование сводится подчас к никак не связанным, не взаимодействующим друг с другом областям наук и искусства. Поэтому школьные предметы и стоящие за ними науки, области знания и искусства не говорят ученику об уникальности и суверенности каждого способа познания человеком мира, его окружающего и его собственного внутреннего мира. А через систему дополнительного образования мы убеждаем школьника в необходимости каждого из этих способов, даем ему возможность попробовать свои способности в добывании знаний в каждой из этих областей, творческого переосмысления этих знаний. Организуя такую систему дополнительного образования, мы исходили из того, что культура каждого человека складывается в течение всей его жизни и, прежде всего, вырастает из всех событий и впечатлений его детства, из того, каким был его родной двор, его родная улица, его родной город. Недостаток взаимосвязи, взаимопроникновения формального, сопутствующего и спонтанного образования – основной недостаток формирования культуры современного человека. Поэтому впечатления, которые получает ребенок по дороге в школу, как постоянно повторяющаяся в течение десяти лет часть спонтанного образования, могут оказаться ценней и уж точно достовернее, чем то, что он получает на уроках и из учебников в самой школе. В неразрывной связи пространства и времени первичным всегда оказывается то, что мы видим в окружающем нас мире, и только потом уже узнаем, что здесь было вчера, год или век тому назад, что будет после нас. Окружающий человека с юности мир должен пониматься как культурный мир, требующий пристального вглядывания в него, постоянного его изучения. При таком подходе сфера дополнительного образования становится открытой зоной поиска в процессе обновления содержания основного образования, своеобразным резервом и опытной лабораторией последнего. Ведь целью нашего проекта является привлечение учащихся к активной краеведческой деятельности: расширение их знаний по истории и культуре Москвы в целом и Таганского района в частности; обучение школьников способам проведения экскурсий (исторических, культурологических, экологических); приобретение ими навыков организации туристских походов, прогулок по городу и его окрестностям; вовлечение старшеклассников в учебно-исследовательскую работу. Организованная таким образом система дополнительного образования, на наш взгляд, дает возможность увидеть привычные, знакомые с раннего детства места по-новому – не просто как утилитарные здания, а понять их функциональное назначение, соответствие этому назначению, часто их историческую и культурную ценность. Только это по-настоящему способствует формированию осмысленного, осознанного патриотизма. Таким образом, любовь к родным местам становится основой продолжения исторической традиции, основой связи поколений. Юные москвичи становятся истинными наследниками наследия своих предков.

А появившись во внеклассной и внешкольной работе с учащимися, краеведческие программы впоследствии могут войтии в учебный план школы. Третья модель организации дополнительного образования, как известно, строится на основе тесного взаимодействия общеобразовательной школы с одним или несколькими учреждениями дополнительного образования детей или учреждением культуры – центром детского творчества, клубом по месту жительства, спортивной или музыкальной школой, библиотекой, театром, музеем. Работа над нашим проектом позволяет реализовать и эту модель, так как она объединяет участвующих в нем учителей и школьников с широким кругом деятелей культуры – библиотекарями, работниками театра, архитекторами, учеными – историками, филологами, географами, программистами и многими другими.

Кроме того, мы считаем обязательным вовлечение в проект родителей школьников, это должно, на наш взгляд, существенно изменить отношение их к школьной жизни. Семейные проекты – это еще одна из форм дополнительного образования, которая, к сожалению, не нашла широкого применения в современной школе. А ведь такие проекты могут стать интересным поводом общения родителей с детьми, продолжением семейной традиции в выборе школьником будущей профессии. Вообще, интересы взрослых, определяющие интересы детей, создают благоприятную семейную и общественную атмосферу.

Работая над проектом, ученик приходит к осознанию, что не может быть в его жизни, так называемых «лишних» знаний, все, чему он научился, пригодится ему и в дальнейшем. 

МОГУТ ЛИ ЗНАНИЯ БЫТЬ «ЛИШНИМИ»?

Итак, на надоевшие каждому учителю вопросы его учеников – «Зачем мы это проходим? Может быть это все – лишнее?» – мы находим вполне оправданный ответ: «Затем, чтобы увидеть и понять все, что мы узнали на уроках, пощупать это своими руками, понять, что скрывается за этим. Только так мы можем представить себе, как выглядело видимое нами прежде, и как все это будет выглядеть в будущем. Так мы убеждаемся в том, что мы не только свидетели происходящего, но и носители истории, и от нас зависит, каким путем идет наша история». Ответ на этот вопрос нам позволяет дать именно дополнительное образование, так как именно оно дает ученику возможность «понять», «увидеть», «пощупать» не на теоретическом, а практическом уровне.

Но дополнительное образование нельзя рассматривать как некий придаток к основному образованию, выполняющему функцию расширения возможностей образовательных стандартов. В науке дополнительное образование рассматривается как «особенный тип образования, как зона ближайшего развития образования в России».

Автор

Татьяна Пылаева, учитель открытой школы №88

Над статьей работала

Марина Мельникова

Новое на сайте