Cтрекозы и крокодилы. SmartNews узнал, какие вертолеты необходимы российской авиации

5
голосов

Понравился материал?
нажми ↓

Было интересно!
Прислала
Наталья Гребнева

Вертолет Ми-38. Фото: Илья Питалев/РИА Новости

Развитие вертолетостроения для России всегда было одним из перспективных направлений развития. Но, к сожалению, этой отрасли в последнее время уделялось слишком мало внимания. Такие машины стране, безусловно, необходимы, поскольку в определенных ситуациях с задачей справиться могут только они. На создание новых винтокрылых машин и разработку перспективных проектов были выделены огромные средства. SmartNews попытался узнать, какие виды вертолетов должны будут появиться в недалеком будущем.

В ближайшие десять лет на поддержку отечественного вертолетостроения будет выделено 60 млрд рублей. Из них 36,5 будут составлять бюджетные средства, а остальная сумма — внебюджетные источники. Для армии планируется построить порядка 1 тыс. новых машин. К тому же часть денег будет направлена на развитие и создание ряда перспективных проектов.

Многие неправильно воспринимают слово «авиация», отождествляя его исключительно с самолетами. Однако это не так — вертолеты уже не раз доказали, что они такие же полноправные обитатели неба. Винтокрылые машины часто способны выполнять те же задачи, что и самолеты, а с некоторыми из задач способны справиться только они. Безусловно, эти два класса летательных аппаратов сильно разнятся в скорости, дальности полета и коммерческой эффективности. Но речь не всегда идет только о военном применении авиатехники. В некоторых гражданских аспектах вертолеты дают огромную фору своим старшим собратьям.

Чтобы понять, насколько способны изменить существующую ситуацию перспективные модели вертолетов, необходимо разобрать каждый их класс в отдельности.

В классе тяжеловесов бесспорное лидерство до сих пор остается за гигантом Ми-26, который был создан еще в 1980-е годы. Одна такая машина на своих винтах с легкостью поднимает груз весом в 20 т. Другими словами, эта машина способна перевезти пассажирский самолет Ту-134.

Видео

А я горжусь нашими вертолетами! Это самый мощный в мире вертолет, аналогов которому нет до сих пор! Он выпускается с 1977 года, а превзошел все вертолеты! 20 тонн грузоподъемность — у американского аналога фирмы Sikorsky это показатель в полтора раза ниже! Куда тупым янки до нас!!!

Тушка весит от 47 до 49 т только вместе с 13–16 т топлива и 8–9 т полезной нагрузки. А на видео самолет, естественно, не только без топлива и пассажиров, но даже без двигателей (еще минус около 4 т). Было также демонтировано внутреннее оборудование и даже законцовки крыльев.

Современная модификация — Ми-26Т2 с цифровым бортовым комплексом и сокращенным до двух человек экипажем — коммерчески эффективна и вызывает большой интерес у покупателей. Кстати, до сих пор, даже с определенной долей злорадства, обсуждается недавний проигрыш в индийском тендере на закупку тяжелых вертолетов. Россия, крупнейший поставщик авиатехники на этот рынок, естественно, в нем участвовала, и как раз с машиной Ми-26Т2. К сожалению, для индийцев его возможности оказались даже избыточными, поэтому выбор сделан в пользу американской машины CH-47 Chinook («Чинук»). Кстати, именно Ми-26 доставил на базу подбитый в Афганистане «Чинук». 

Видео

CH-47 с грузоподъемностью до 12 т — именно то, что сегодня нужно индийской армии. Но этот класс машин монопольно контролируют западные фирмы, и наших вертолетов в этой весовой категории нет. Однако к 2014 году в серию пойдет Ми-38 грузоподъемностью до 6 т, а нишу 12 т займет с 2018 года задуманный еще на излете СССР Ми-46. Машины такого класса позволяют решать самые разнообразные задачи — от пассажирских перевозок до высадки десанта и от спасательных операций до борьбы с подводными лодками.

Видео

В классе до 4 т первенство остается за Ми-8/17 (на армейском сленге — «пчелка»), но предел совершенства этой платформы уже достигнут. Менять ее с 2020 года должен В-37, способный при взлетном весе 10 т перевозить 4 т груза со скоростью до 370 км/час. Пока же на долю «восьмерок» приходится более двух третей производимых нами вертолетов (300 штук в год).

А вот в классе легких машин грузоподъемностью до 2,5 т ситуация гораздо хуже: кроме казанского «Ансата» и Ка-60/62 «Касатка» грузоподъемностью 1,2 т и 2,5 т соответственно, ничего нет. Более проработанной и привлекательной выглядит «Касатка». Кроме того, государство поддержит разработку вертолета грузоподъемностью до 2 т на базе «Ансата». Пока же ему вместе с Ка-60/62 приходится конкурировать с лицензионным AW-139, выпускаемым СП «Вертолеты России» и Augusta Westland. 

Видео

Я был школьником, когда впервые о Ка 60 заговорили и показали. С тех пор прошло почти 20 лет, а вертолет все еще не в серии.

Боевые ударные машины представляют Ми-35М, наследник знаменитого «крокодила» Ми-24, а также Ми-28 и Ка-52. В рамках оборонзаказа армии и флоту будет поставлено около 350 машин всех трех типов. Ми-28 поставляется как основной вертолет армейской авиации, Ка-52 предназначен для поддержки морской пехоты и спецназа. С учетом экспорта объем серии боевых вертолетов Ми-35 достигнет полутысячи — 15–20% от всего производства «Вертолетов России», нацеленного на успех на коммерческом рынке. Но уже сейчас становится ясно, что нам предстоит новая гонка — за создание вертолета, способного летать со скоростью 500 км/час.

Европейцы показали прототип скоростного вертолета Eurocopter X3 Hybrid, США — Sikorsky X2, технологии которого предполагают использовать в перспективной машине S-97 Raider. Однако, по мнению вертолетчиков, Х2 — это всего лишь тюнингованный Sikorsky S-69, построенный фирмой Sikorsky Aero Engineering Corporation в давнем 1972 году и уже тогда показавший 500 км/час. Тем не менее ни Sikorsky Х2, ни Eurocopter X3 Hybrid не достигли 500 км/ч: сама природа наложила ограничения на возможности вертолетов — с ростом скорости вращения винта падает подъемная сила. Нивелировать это падение удается только непомерным усложнением системы управления лопастями, что снижает надежность конструкции до недопустимого предела. А рекордную скорость обеспечивали один или два толкающих винта!

Видео

Занятнейшая стрекоза! Посмотрим, что будет с нею дальше. А также посмотрим то, как поведет себя в дальнейшем все это направление гибридных вертолетов… Ну а пока что рулят обычные вертушки… 

На мой взгляд, неплохая задумка. Винт, который у обыкновенного вертолета стоит в хвосте, компенсируя реактивный момент, тут заменили двумя, направленными вперед. Наверняка при висении вертолета тяга у боковых винтов по отношению к корпусу направлена в разные стороны (по отношению к основному винту — тяга направлена в одну сторону, компенсируют реактивный момент). На скорости на погашение реактивного момента работает вертикальное оперение хвоста, а оба малых винта (боковые) на тягу. Думаю, что КПД вертолета на малых скоростях будет сопоставимо с простым вертолетом (с винтом в хвосте), а вот на скорости КПД у него должен быть повыше, чем у простого (но ниже, чем у вертолетов с двумя несущими винтами).

Российские проекты Ми-Х-1 и Ка-92 пока остаются на стадии макетов. Возможно, и потому, что заказчикам и разработчикам до сих пор не ясно — нужны ли вообще такие скорости. Еще 20 лет назад наши опытные машины достигали таких скоростей, но экономичности самолета достичь не удавалось. Это сразу предельно сужало нишу их гражданского применения. В военном применении, на тактических дальностях выигрыш составлял минут 20, что некритично для десантного вертолета, а на большой дальности скоростной ударный вертолет все равно сильно уступал самолету. Возможно, именно поэтому программа Sikorsky Х2 стоимостью 50 млн долларов закрыта год назад.

Greyfox: За границей ушли дальше наших — у них уже железо реально летает. С другой стороны, есть возможность посмотреть на их «косяки». Лишь бы не упустить момент… Очень интересный аспект — использование соососной схемы, которой Сикорский раньше не увлекался. Так что аргумент против машин Камова (той же «Черной акулы»), что нигде в мире соосную схему не используют, теперь не канает.

crazyrom: Мы, как обычно, посмотрим на их проблемы и сделаем свое, с учетом. Нет ничего зазорного сделать чуть позже и лучше. А что сделаем лучше — я не сомневаюсь. У них делают технику, чтобы заработать деньги. У нас не так, у нас ментальность другая. Поэтому у нас все всегда лучше получается, люди душу вкладывают в работу.

Видео

Автор

Михаил Тимошенко

Над статьей работали

2 1, Наталья Гребнева

7 комментариев к материалу.

Марта Узлова 13 декабря 2012, 19:16

Очень интересная отрасль. Я недавно читала статью о том, как в каком-то городе намереваются спасаться от пробок силами легкой авиации. Еще десять лет назад это звучало бы дико, а сейчас - в это верится все больше.

Павел Юдкин 13 декабря 2012, 19:39

Все упирается в деньги. Были бы спонсоры, мы бы уже давно воспринимали этот вид транспорта всерьез. Может, пророчества фантастов, как это часто бывает, сбудутся) Будем массово летать, а не ездить по трассам)

Станислав Родин 13 декабря 2012, 20:13

Американцы и здесь нас обскакали со своей монополией. Житья от них нету) Приятно, конечно, что мы не стоим на месте, но, печально, что отстаем.

Александр Наумов 13 декабря 2012, 20:55

Отечественное вертолетостроение нужно! нам вообще необходимо развивать все подобные сферы, у нас все должно быть на уровне. должен же быть способ решать вопросы торможения.

Настя Изотова 14 декабря 2012, 17:22

Вертолеты показали свою эффективность и во Въетнамской кампании и в Афганистанской. По этому модернизация и создание новых моделей очень важная миссия.

геннадий родионов23 14 декабря 2012, 18:55

почему военное ведомство заказало вертолетоносцы "Мистраль",расчитанные на вертолеты НАТО?Для того чтобы покупать НАТОвские,а наши заводы обанкротить и уничтожить.Люди неужели вы не хотите ВИДЕТЬ?

геннадий родионов23 14 декабря 2012, 19:11

Перед великой отечественной тоже вещали что у нас самая передовая техника...

Добавить комментарий

Новое на сайте