Как истребители МиГ-17 сбили сверхзвуковые F-105

24
голоса

Понравился материал?
нажми ↓

Было интересно!

4 апреля 1965 года произошел первый бой между истребителями МиГ-17 и американскими F-105. Вьетнамским пилотам удалось сбить два самолета противника, которые стали первой потерей авиации США во вьетнамской войне. Хотя во Вьетнаме считают, что первая победа вьетнамских летчиков случилась за день до этого, 3 апреля (якобы был сбит истребитель F-8), американцы этот факт не признают.

Несмотря на то что американские истребители-бомбардировщики F-105 превосходили МиГ-17 в скорости, пилотам Демократической Республики Вьетнам (ДРВ) удавалось успешно противостоять им — во многом благодаря использованию хитрой тактики.

Первые МиГ-17 вместе с учебно-тренировочными МиГ-15УТИ прибыли во Вьетнам в феврале 1964 года. Всего 35 самолетов. К этому времени уже была подготовлена группа пилотов, способных летать на таких самолетах. Подготовка вьетнамских летчиков велась в основном в Китае. Происходило это на базе ВВС КНР Монгту, которая находилась недалеко от границы с Вьетнамом. Это позволяло в случае необходимости быстро перебросить летчиков на родину. В Китай для обучения на МиГ-17 было направлено 50 человек. К концу 1962 года обучение первой группы летчиков было завершено. Таким образом, к 1965 году был сформирован 921-й истребительный авиационный полк, получивший также название Sao Dao («Красная звезда»). Это был первый истребительный авиаполк в ВВС ДРВ. Командиром стал Дао Дин Лаен. В 1964 году появился еще один, 923-й истребительный авиационный полк Yen The, летчики которого также летали на МиГ-17.

Северовьетнамский МиГ-17 в воздушном бою с американскими F-105

В начале августа в Тонкинском заливе произошел инцидент с эсминцем «Мэддокс». Тот, по утверждению американской стороны, находился в международных водах, однако Вьетнам заявлял, что он вторгся во вьетнамские территориальные воды. При обнаружении трех торпедных катеров «Мэддокс» сделал предупредительный выстрел. Вьетнамцы в ответ выпустили несколько торпед, которые прошли мимо цели. Завязался бой, в котором участвовали самолеты F-8. Катерам пришлось вернуться на базу. Этот инцидент привел к полномасштабному военному вмешательству США во Вьетнам. После этого инцидента все летчики 921-го истребительного авиаполка были переброшены на родину из Китая. Вьетнамские РЛС находились в плачевном состоянии, поэтому летчикам пришлось искать цель в воздухе. Сделать это, как оказалось, было проще, чем предполагалось. Американцы летали группой по восемь самолетов. Это сослужило им плохую службу. Их можно было обнаружить на расстоянии 15 км. Американские истребители-бомбардировщики F-105 двигались строем. Это было удобно для бомбометания, но для боя такая тактика не подходила. Звено F-105 сбрасывало бомбы сразу. Как правило, на F-105 подвешивались шесть 340- или 450-килограммовых бомб и две ракеты «воздух — воздух». Крейсерская скорость загруженных бомбами F-105 составляла около 800 км/ч. Это использовали пилоты МиГ-17, получавшие небольшое преимущество в скорости. Еще одним преимуществом МиГов стала внезапность. Они выбирали подходящий момент для атаки, маскируясь на фоне местности. Вьетнам успешно применял скрытые аэродромы, с которых МиГи по тревоге могли быстро подниматься на перехват. Зачастую американцы летали по одним и тем же маршрутам, что также использовали вьетнамские летчики.

F-105

Пилоты ВВС ДРВ навязывали противнику собачью схватку, стараясь подойти как можно ближе к американским самолетам. МиГ-17 были вооружены пушками, что давало преимущество в бою на небольших дистанциях, на которых американцы не могли использовать ракеты.

4 апреля американцы планировали произвести новый удар по мосту в Хамранге. Сначала пролетели американские самолеты-разведчики над Тханьхоа. Затем появились большие группы ударных самолетов, которые направлялись к мосту. Самолетов Thunderchief было 48. Они несли 340-килограммовые бомбы.

Сначала в небо с аэродрома Нойбай поднялось отвлекающее звено истребителей МиГ-17Ф. Поднявшись на высоту 800 м, оно стало патрулировать над Вабанем и Фулаем. Позже в воздух поднялось ударное звено истребителей МиГ-17Ф из 921-го полка под командованием Тран Ханя. По его словам, погода была облачной, над землей висел туман.

Заметив группу из четырех истребителей-бомбардировщиков F-105D, Тран Хань попросил прикрыть его и, находясь на расстоянии 400 м от американского самолета, открыл огонь по нему из трех пушек. Самолетом оказался F-105D Bu № 59-1754 из 355-го тактического авиакрыла ВВС США. Истребителем управлял майор Фрэнк Беннет. Самолет Беннета загорелся и упал в море. Его останки позднее были подняты из Тонкинского залива.

Второму вьетнамскому летчику, Ле Минь Хуану, также удалось подбить один F-105, которым управлял капитан Джеймс Магнассон. Тот не успел катапультироваться и и погиб. Его останки так и не были найдены. Самолет Ле Минь Хуана вскоре тоже был сбит — по словам вьетнамских летчиков, американцами. По другой версии, по ошибке зенитным огнем. По данным американской стороны, ведущему второй пары F-105 удалось рано обнаружить четверку МиГов. Она совершила маневр для выхода из-под удара. Однако первая пара по невыясненной причине никак не отреагировала на предупреждение второй и попала под огонь МиГов.

Тран Ханю удалось выбраться из схватки невредимым. Он совершил вынужденную посадку в долине из-за нехватки топлива, но остался жив. Летчик стал национальным героем.

Тран Хань и Фам Нгок Лан изучают пленку фотокинопулемета

В апреле 1966 года ВВС ДРВ получили новые советские сверхзвуковые истребители МиГ-21. Но МиГ-17 еще продолжали успешно использовать до 1973 года. Во время войны во Вьетнаме МиГ-17 сбили около 150 летательных аппаратов противника, потери составили около 100 истребителей.

Автор

Андрей Матвеев

25 000 просмотров

5 апреля 2014
25 000 просмотров 10 000 просмотров
Добавить комментарий

16 комментариев к материалу.

Рафаєль В. Макаров 4 апреля 2014, 20:01

Вот что значит, мал. да удал. Не надо "маленьких" вьетнамцев обижать.

Valery Batyalov 5 апреля 2014, 07:50, Изменено: 5 апреля 2014, 07:55

Не было там ни каких Вьетнамских летчиков, их даже к самолетам не подпускали близко. )) Если только для фотографии!

Рафаєль В. Макаров 5 апреля 2014, 10:01, Изменено: 5 апреля 2014, 10:05

Были. Кажется одного звали Ив Ан Ов, другого - Сем Ён Ов.

Егор Молинков 5 апреля 2014, 13:10, Изменено: 5 апреля 2014, 13:15

Ли Си Цин и Си Ни Цин

Андрей Крылов 4 апреля 2014, 23:04

А как же знаменитый лётчик Ли Си Цын?

Валерий Беличенко 5 апреля 2014, 00:56

А мне запомнлся лётчик ЮР-ЧЕН-КО

Роман Аносов 5 апреля 2014, 08:44

Были там и вьетнамские летчики, но основную ударную силу составляли наши советские. Где то в мемуарах читал.

Valery Batyalov 5 апреля 2014, 11:29, Изменено: 5 апреля 2014, 11:30

Вьетнамцев было пару человек на фотокамеру и для отчетов! Летали они как утюги!
У меня прадед летчик.

Борис Иванович Бежко 6 апреля 2014, 05:14, Изменено: 6 апреля 2014, 05:15

Ли си цин.

Александр Карус 5 апреля 2014, 08:51

"Який вьетнамец сало не исты?" из анекдота 60-х годов. Кто вспомнит полностью???

Николай Победа 6 апреля 2014, 23:59, Изменено: 7 апреля 2014, 00:05

Не совсем тот, но "из той же оперы":
Окружили амеры группу вьетконговцев и кричат им:
- Сдавайтесь!
Слышат в ответ:
- Та где вы бачили, шоб вьетнамци в плин сдавалысь? Кум, подай гранату!

Валерий. Мельников. 5 апреля 2014, 15:22

Когда читаешь эту статью, испытываешь гордость за наших создателей самолётов ,и конечно за лётчиков.

Иван Денежкин 5 апреля 2014, 21:04

У вьетнамцев в начале были серьезные потери, несмотря на то что они прошли обучение в СССР и Китае. Стали выяснять в чем дело. Оказалось что они питались по нормам обычных граждан, в результате не выдерживали перегрузок. Как только их стали нормально кормить-они стали побеждать, особенно когда стали летать МИГ-21.

Александр Токарев 6 апреля 2014, 22:32

Пришлось в молодости учить летать вьетнамцев и кампучийцев. Во Вьетнаме летали вьетнамцы. Почему у Вас такое предвзятое мнение о других народах?

Джон Джонс 11 апреля 2014, 18:28, Изменено: 11 апреля 2014, 18:30

Это выпирает великодержавный шовинизм на генном уровне он и порождает в головах такие мысли.

Виталий Хованский 9 апреля 2014, 16:45

Вьетнамцы даже в космос летали! А один вьетнамец даже чуть до Марса не долетел, но когда его анаша отпустила, решил, что от макушки пальмы, на которой он сидит, до Марса все еще далековато.

Добавить комментарий

Новое на сайте