Как советский бомбардировщик долетел до Северной Америки

10
голосов

Понравился материал?
нажми ↓

Было интересно!

28 апреля 1939 года со Щелковского аэродрома стартовал самолет ЦКБ-30 «Москва», пилотируемый летчиком-испытателем Владимиром Коккинаки и штурманом Михаилом Гордиенко. Со средней скоростью 348 км/ч летчики без остановок пролетели 8 тыс. км за 22 часа 56 минут, совершив беспосадочный перелет из Москвы в Северную Америку по маршруту Москва — Новгород — Хельсинки — Тронхейм — Исландия — мыс Фарвель— остров Мискоу. С 1959 года маршрут советских пилотов стал использоваться для регулярных беспосадочных перелетов из Москвы в Нью-Йорк и обратно. 

САМОЛЕТ

Самолет ЦКБ-30 «Москва», на котором был совершен перелет, был разработан в ОКБ Илюшина и представлял собой модификацию серийного бомбардировщика ДБ-3, в конструкцию которого были внесены некоторые изменения: вместо вооружения в бомбоотсеке и кабине стрелка были установлены дополнительные топливные баки, также был доработан фонарь кабины штурмана. Общего запаса топлива в доработанной версии самолета как раз хватало на беспосадочный полет дальностью свыше 8 тыс. км. Кабины пилотов оснащались наиболее совершенным для того времени навигационным и радиосвязным оборудованием, а также кислородными приборами и запасом жидкого кислорода на 24 часа полета. Кроме того, перед перелетом в Северную Америку в носовой части фюзеляжа самолета разместили надувной баллон из прорезиненной ткани, а также крыльевые герметичные кессон-баки для обеспечения плавучести самолета на случай его вынужденной посадки в океане.

ПОДГОТОВКА К ПОЛЕТУ

Перед полетом в Северную Америку Владимир Коккинаки уже совершал длительные беспосадочные перелеты: 27–28 июня 1938 года на том же самолете он вместе со штурманом Александром Бряндинским пролетел от Москвы до Спасска-Дальнего за 24 часа 36 минут. В ходе этого перелета летчики установили мировой рекорд скорости на двухместном самолете и проложили самый короткий маршрут от Москвы на Дальний Восток. После полета к Тихому океану пилоты стали готовиться к новому рейсу.

18 июля 1938 года на даче Молотова был устроен прием в честь Коккинаки и Бряндинского. На приеме присутствовали Сталин, Ворошилов, Каганович, Калинин, наркомы, выдающиеся летчики. Во время приема Коккинаки спросил у Сталина о возможности полететь на Запад, на что генсек дал свое согласие.

Полет решено было осуществить на том же самолете «Москва», который прошел тщательную техническую проверку. Основные механизмы после перелета на Дальний Восток работали без перебоев. Техникам пришлось лишь сменить тяги, поставить новые приборы и моторы М-87Б.

4 октября 1938 года штурман Александр Бряндинский погиб в авиакатастрофе. Вместо него готовиться к перелету начал Михаил Гордиенко.

Трансатлантический перелет запланировали на вторую половину апреля. С точки зрения погодных условий выбранное время оценивалось как не самое благоприятное, однако полет решили не переносить, так как прибытие самолета должно было совпасть с открывавшейся в Нью-Йорке Всемирной выставкой.

ПОЛЕТ

Для старта самолета выбрали ранее утро — 4 часа 19 минут. Такое время обеспечивало летчикам перелет в дневных условиях по маршруту вслед за солнцем, кроме того, так пилотам было легче ориентироваться и определять место нахождения самолета. Маршрут проложили по наикратчайшему пути между двумя точками на земной поверхности — ортодромии. Только первые 500 км экипаж проделал при безоблачном небе. Над Финским заливом и Скандинавией погода начала ухудшаться, и к моменту выхода в Атлантический океан самолет летел уже в условиях сплошной облачности. Кроме того, вышел из строя автопилот и обнаружилась течь в одном из бензобаков. Над Северной Европой самолет летел на высоте 5,5 тыс. м. Ориентируясь по радио, самолет взял курс через Атлантику на мыс Фарвель (Гренландия), затем экипажу пришлось подняться до 7 тыс. м из-за мощного циклона на пути к Гренландии. Длительное время Коккинаки и Гордиенко пришлось лететь в кислородных масках, находясь в негерметизированной кабине на большой высоте. Ухудшилась радиосвязь. Скорость полета существенно уменьшалась из-за сильного бокового и встречного ветра. Средняя полетная скорость оценивалась в 235 км/ч, существенно ниже расчетной. За Гренландией Коккинаки снова пришлось вести самолет вслепую в облаках, над снежными шквалами. На последнем этапе пути высота полета составляла уже 9 тыс. м — у берегов Лабрадора летчиков встретила мощная облачность. Полет на этой высоте продолжался четыре часа. В сплошных облаках был пройден Лабрадор и залив Святого Лаврентия. Условия погоды не позволили летчикам совершить посадку в Нью-Йорке. Посадка на аэродроме была невозможна, город был закрыт многоярусной облачностью. Кроме того, из-за сильного мороза — минус 48 градусов — вышел из строя радиокомпас, основное средство навигации в сложных метеоусловиях. Поэтому летчикам пришлось идти на посадку.

Фото: Wikimedia Commons

Коккинаки совершил посадку в темноте на брюхо фюзеляжа, не выпуская шасси, чтобы самолет не встал на нос при посадке на неподготовленный аэродром. В этом случае штурманская кабина могла быть сплющена, а находящийся в ней Гордиенко погибнуть. После посадки у самолета оказались сломаны винты и повреждена правая моторная рама. Крылья, фюзеляж, все оборудование машины оказались в полной сохранности. Оказалось, самолет приземлился на острове Мискоу в заливе Святого Лаврентия, находящемся на территории Канады. До границы США оставалось всего около 180 км.

При посадке Коккинаки от удара о штурвал получил ушиб грудной клетки. Вышла из строя радиостанция, и экипаж не мог сообщить о произошедшем. Через некоторое время появились местные жители, которые сообщили властям об аварийной посадке неизвестного самолета. На следующий день летчиков вывезли в Монктон, откуда на зафрахтованном самолете «Супер Электра» их доставили в Нью-Йорк. В СССР они вернулись спустя короткое время на пароходе «Иль де Франс».

Аварийный самолет в течение трех недель находился на острове Мискоу. Затем «Москву» разобрали и с помощью местных жителей погрузили на баржу и доставили в Галифакс, где самолет перегрузили на советский пароход «Алма-Ата», который и вернул его на родину.

1 мая, в день открытия Всемирной выставки 1939 года, Коккинаки и Гордиенко приехали в Нью-Йорк, где получили поздравительную телеграмму от Сталина и Молотова. Летчики были награждены орденом Ленина и медалью «За отвагу», а Виктор Коккинаки в 1965 году получил от Международного комитета авиации и космонавтики «Цепь пионера розы ветров» как первооткрыватель маршрута для регулярных беспосадочных перелетов из Москвы в Нью-Йорк и обратно.

Автор

Ирина Белозуб

Над статьей работал

Андрей Матвеев

Добавить комментарий

17 комментариев к материалу.

Саша Сашина 28 апреля 2014, 23:20

Факт конечно интересный , но достаточно известный. Сегодня этот перелет воспринимается как альтернатива тому состоянию взаимоотношений России и США которое мы имеем. Ведь могли и дружить и общаться на разных уровнях, радоваться достижениям друг друга, по доброму соревноваться в различных областях. Все это было, но уже в прошлом. Сегодня у власти в США совершенно другие люди с другими взглядами на мировое устройство и соответственно с другими целями и правилами взаимоотношений. Несколько поколений американских политиков выросло в режиме "холодной войны" и это теперь долго будет сказываться на наших взаимоотношениях. Неужели сегодняшний кризис в отношениях ничему не научит представителей госдепа.

Andrew A 29 апреля 2014, 14:23, Изменено: 29 апреля 2014, 15:05

Милая Саша! Глупо, видимо, отвечать на Ваш пост, но недоумение, которое меня посетило вынуждает сесть за клавиатуру. Неужели Вы и вправду верите в то что написали? Ну во-первых: где Вы тут увидели доброе соревнование? Ребята, извините, прилетели на вполне себе конкретном бомбере. Пусть и переделанном слегка. Цель была вовсе не дружбу наладить, а показать проклятым буржуинам прообраз Кузькиной матери. А во-вторых, боюсь, что учиться на сегодняшнем кризисе придется нам с Вами. Это ж не госдеп отчекрыжил добрый кусок территории у пусть не вполне благополучного, но зато вполне независимого государства. И не натовские зеленые человечки без разрешения разгуливают по чужой земле весело побрякивя новенькой амуницией и гарантируя новейшими АКМ-100 "свободное волеизъявление" граждан другой страны.
А в остальном Вы все верно подметили. Спасибо Вам!

андрей кулаков 30 апреля 2014, 02:30, Изменено: 30 апреля 2014, 02:35

Уважаемый Андрюша. Вообще то Крым русская территория

Andrew A 1 мая 2014, 23:55, Изменено: 2 мая 2014, 00:00

А чего Вы, Андрюша, мне это говорите? Я это и без Вас знаю! Вы это в ООН рааскажите... Заодно и народ повеселите... Из 190 стран только 10 об этом догадываются. Да и те поменяют свое мнение, как только им предложат больше чем мы....

Саша Сашина 2 мая 2014, 00:10, Изменено: 2 мая 2014, 00:15

Видимо плохо знаете, если такую пургу метёте.

андрей кулаков 2 мая 2014, 06:54, Изменено: 2 мая 2014, 06:55

в ООН меня не пустят, я пьяный, а мы не , отчекрыжил добрый кусок территории ,а забрали свое

Ярослав Рыжков 30 апреля 2014, 19:27, Изменено: 30 апреля 2014, 19:30

С США в 30-е были установлены довольно неплохие экономические связи. Инженеры из Америки помогали строить Метрополитен в Москве, даже Челябинский тракторный. Много чего. Россия монархов, как и нынешняя Россия под-американцев изображающих мнимый патриотизм была отсталой сырьевой страной, которую тысячу лет гнобила бесчеловечная и совершенно не приспособленная к развитию религия, священники которой и в наше время боятся читать книги. Развитие СССР до Войны было потрясающим по масштабам и скорости, в том числе благодаря и Форду, у которого было лицензировано производство грузовиков. Если бы не война, развязанная антикоммунистами Англии подогревавшими Германию - вы бы вообще не увидели кузькину мать и ботинки в ООН. Только массовое устройство бывших нацистских преступников в ЦРУ сделало США таким агрессивным фашистским государством как сегодня.

Саша Сашина 30 апреля 2014, 20:21, Изменено: 30 апреля 2014, 20:25

Очень хорошие аргументы, еще раз подтверждающие, молодежи надо знать свою историю более подробно , чем требуется для сдачи ЕГЭ.
Вся напряженность между США и СССР стала появляться и нарастать с приближением капитуляции фашистской Германии. Действительно. в США перебралось огромное количество ученых и инженеров из германии, а также нацистских преступников обладавших секретными сведениями. Военные успехи СССР показали возможности социалистического строя под руководством Сталина и США испугались. Стало насаждаться идеология "коммунистической угрозы миру" и наступила "холодная война" с "железным занавесом". Все это было совсем недавно и Европа и США еще не отошли от той идеологии и при малейших подозрениях на амбициозные планы России, возвращаются к тем инструментам, которые были в ходу в те времена.

Andrew A 2 мая 2014, 00:10, Изменено: 2 мая 2014, 00:15

Уважаемая Саша!
Я редко вступа в полемику, тем более по вопросам о которых не имею представления. Однако, в данном случае, сделал глупость и выступил. Я не по ЕГЭ, как Вы выразились, знаю тему. Среди тех, кто принимал решения, были близкие мне люди. Причем не один. Эпитеты, которые при этом использовались я опущу. Не в этом суть. Но, поверьте, я знаю о чем говорю из первых рук. О дружбе не было сказано не слова! Просто поверьте. Это правда. Остальное не важно. И между нами: Уважаемый мной великий Коккинаки с задачей справился не до конца. Однако, его полет стал основанием для серьезных конструкторских решений в дальнейшем. И в том числе при организации налетов нашей авиации на Брлин в начале войны. И еще: не читайте советских газет. Ни до обеда ни после. Для познания истории они не годятся. Это я Вам точно говорю. Проверено.

Саша Сашина 2 мая 2014, 00:16, Изменено: 2 мая 2014, 00:20

Вот вы сами все себе и объяснили. Из-за чего правда шум подняли, я так и не поняла. Единственно что понятно - вы недовольны что Крым вошел в состав России. Ваше право.

Andrew A 2 мая 2014, 01:01, Изменено: 2 мая 2014, 01:05

Заметьте, Саша, про Крым Вы первая сказали. Мне, если чесно, до Крыма нет никакого дела. Я пытался сказать Вам совсем о другом. Ну да ладно. Забудьте.

Саша Сашина 2 мая 2014, 01:14, Изменено: 2 мая 2014, 01:15

Лукавите Andrew A
Ваша цитата - "Это ж не госдеп отчекрыжил добрый кусок территории у пусть не вполне благополучного, но зато вполне независимого государства. И не натовские зеленые человечки без разрешения разгуливают по чужой земле...
То что вы сказали я прекрасно поняла. Меня несколько удивила ваша агрессивность в трактовке данного перелета и потом неожиданный перескок на Крым, а вы говорите не начинали :))

Саша Сашина 29 апреля 2014, 19:26

Действительно - глупо было отвечать на мой пост, но вы это сделали :))\
Все ваши критические замечания- это от вашего современного мировоззрения, и недостатка информации по данному вопросу. А мировоззрение ваше сформировано на принципах потребления, которые сейчас преобладают в обществе и которые так усиленно рекламируют и насаждают прозападные СМИ, а молодежь на них ведется, но слава богу не вся. Поэтому учиться вам точно нужно еще очень многому. Почитайте воспоминания писателей, знаменитых людей про то время. Можно почитать предвоенные газеты. И когда вы накопите информацию того времени проанализируйте её и после этого может быть вы сможете сделать выводы и изменить свое мнение о том кто и что хотел отчекрыжить. И если это вам удастся, вы будете "милым" Андреем.

Андрей Геннадьевич 29 апреля 2014, 19:44, Изменено: 29 апреля 2014, 19:45

Умеете Вы, Сашенька, "мировоззрение сформировать":))))). А так все верно: мы в свое время об этом перелет еще в школе знали, и понимали что это значит для того времени для авиации, нашей промышленности, самосознания людей. Сейчас это воспринимается совершенно по другому. О времена, о нравы.

Саша Сашина 29 апреля 2014, 22:30, Изменено: 29 апреля 2014, 22:35

Да! Как все таки быстро меняется мир, сменилось всего два поколения и уже никто из сегодняшних 20-25 летних почти ничего не понимают как жили, что думали , о чем мечтали в довоенные и послевоенные годы. Сменится еще одно поколение и забудут про 60-70 годы и т.д. Сегодня в автомобиле слушала звонки слушателей по вопросу "Какой праздник вас больше всего раздражает?" Звонит девушка и говорит -" 9 мая". Меня аж в жар бросило. Ведущий тоже чуть не поперхнулся, а она начинает объяснять "Я конечно понимаю, победа и все такое, но мне не нравится как этот праздник празднуют зачем парады проводят, это столько денег выкидывают, лучше пенсии прибавили бы." Чтобы не слушать эту новоявленного борца за пенсии, я даже радиостанцию переключила. Вот вам пример потребительского отношения к жизни, все переводиться в материальную плоскость. Никакой патриотичности, гордости, уважения. Тупо дайте денег и вся мораль. Как с такой моралью страна дальше жить будет. Кто будет рулить Россией через 10-20 лет. Неужели вот такие без идейные личности заполнят кресла в Думе и в Правительстве - капец будет стране. Американцы нас с потрохами за 10 центов купят. Мои дети никогда такого не скажут и даже не подумают.
Надеюсь что все то что я написала выше - этого никогда не будет.

Борис Карцев 30 апреля 2014, 07:47

Andrew A
Ну и уезжайте в США, если Вы так ненавидите Россию, Вам не место у нас. Вот там и скажите всё что Вы выдумали на сытой сейчас не Вами созданной жизни..

Andrew A 2 мая 2014, 00:55, Изменено: 2 мая 2014, 01:00

Извините, Боря, я не спрашивал у Вас что мне делать... Не советуйте мне как поступать, а я не скажу куда Вам идти с Вашими советами. И откуда Вы такие только беретесь...

Добавить комментарий

Новое на сайте