Как сбили Пауэрса

11
голосов

Понравился материал?
нажми ↓

Было интересно!

1 мая 1960 года в воздушном пространстве СССР был сбит самолет-разведчик Lockheed U-2, пилотируемый американским летчиком Фрэнсисом Гэри Пауэрсом. Самолет вторгся со стороны Афганистана и был сбит советской зенитной ракетой класса «земля — воздух» под Свердловском. Пауэрс выжил, был приговорен советским судом за шпионаж к десяти годам лишения свободы, но позже его обменяли на советского разведчика Рудольфа Абеля, разоблаченного в США. Инцидент вызвал громкий международный скандал и значительно осложнил отношения между СССР и США. 

В середине 1950-х годов в США был создан высотный самолет-разведчик U-2. Он отличался тем, что мог летать на больших высотах — до 20 км и выше. Американцы считали, что на такой высоте он станет недосягаем для советских ПВО и обнаружить его в СССР не смогут. Самолет мог развивать скорость около 800 км/ч. На его борту могло находиться большое количество оборудования для сбора данных, в том числе восемь фотокамер высокого разрешения. Такие камеры позволяли за один полет охватить территорию площадью 4300х800 км. В США была запущена целая программа по использованию самолетов-разведчиков. Инициатором полетов шпионских самолетов U-2 был заместитель директора ЦРУ по планированию тайных операций Ричард Биссел. Американцами было создано даже специальное подразделение «Отряд 10-10», самолеты которого летали над странами Варшавского блока и вдоль границ СССР. Всего, по некоторым данным, над территорией Советского Союза до 1960 годы было выполнено 24 полета самолетов U-2. Этими самолетами была собрана информация о большом количестве военных и промышленных объектов. U-2 впервые вторгся в воздушное пространство СССР 4 июля 1956 года. Разведчик вылетел с американской военной базы в Германии и пролетел над Москвой, Ленинградом и балтийским побережьем. Факт вторжения был зафиксирован Советским Союзом, СССР направил ноту протеста, потребовав прекратить разведывательные полеты, однако с 1957 года они возобновились. Также американской разведке удалось выяснить местоположение космодрома Байконур в 1957 году именно благодаря очередному полету самолета U-2. На этом американцы не остановились. 9 апреля 1960 года самолет-шпион пролетел над Семипалатинским ядерным полигоном, сфотографировал готовую к подрыву атомную бомбу и безнаказанно вернулся обратно. До конца 1959 года в СССР не было эффективного средства противодействия высотным U-2.

U-2. Фото: Wikimedia Commons

Гэри Пауэрс считался самым опытным пилотом отряда 10-10. На его счету уже было 27 полетов над территориями Польши, Восточной Германии, Китая и СССР. 1 мая 1960 года U-2, управляемый Пауэрсом, пересек государственную границу СССР в 5:36 по московскому времени. Произошло это в 20 км юго-восточнее города Кировабада Таджикской ССР. Самолет должен был пролететь по маршруту Пешавар (Пакистан) — Аральское море — Свердловск — Киров — Плесецк и приземлиться на аэродроме Буде в Норвегии. Предполагалось, что полет займет 9 часов. Пауэрс должен был за это время пролететь около 6 тыс. км, из них почти 5 тыс. — над советской территорией. Маршрут самолета пролегал над важными промышленными центрами и военными базами. В случае обнаружения советскими ПВО Пауэрсу было приказано нажать на кнопку самоликвидации машины, поскольку U-2 ни в коем случае не должен попасть к русским.

Когда U-2 начал приближаться к границе СССР южнее Душанбе на высоте более 19 км в 5:36 по московскому времени, самолет был замечен советской ПВО. К 8 утра о полете было доложено министру обороны, председателю КГБ, членам Политбюро и Хрущеву. К этому времени Пауэрс уже пролетал над Магнитогорском, Челябинском и приближался к Свердловску. На перехват нарушителя был поднят одиночный истребитель-перехватчик Су-9. Самолет не был вооружен, так как перегонялся с завода в летную часть, летчик Игорь Ментюков получил приказ таранить противника. При этом у Ментюкова не было шансов спастись — из-за срочности вылета он не надел высотно-компенсационный костюм и не мог безопасно катапультироваться. Однако U-2 Пауэрса Су-9 не смог обнаружить из-за неправильной наводки с земли. Кроме того, самолет-разведчик постоянно пропадал с радаров. Когда у Су-9 стало подходить к концу горючее, Ментюков был вынужден вернуться на аэродром.

Макет кресла пилота с манекеном, изображающим Пауэрса в высотном костюме.
Фото: Виталий Барсов/Wikimedia Commons

Тогда было решено сбить U-2 ракетой. Было выпущено несколько ракет, но лишь одна из них, выпущенная из ЗРК С-75, привела к повреждению самолета-разведчика. Это был первый боевой пуск ракеты на территории СССР. В 8:53 первая выпущенная ракета взорвалась позади самолета Пауэрса, в результате взрыва было оторвано крыло U-2, поврежден двигатель и хвостовая часть. Но летчик остался цел. Самолет стал неконтролируемо падать с высоты свыше 20 км. Было выпущено еще несколько зенитных ракет. Тогда Пауэрс решил выпрыгнуть на высоте, по одним данным, 10 км, по другим — 5 км. Едва он оторвался от самолета, как еще одна ракета прямым попаданием поразила U-2. Пилоту удалось благополучно спуститься на парашюте, на земле он был задержан местными жителями в районе деревни Косулино.

На инцидент США отреагировали только 3 мая. Было опубликовано сообщение о том, что 1 мая 1960 года пропал самолет U-2, принадлежавший NASA. Аппарат якобы производил метеоисследование в верхних слоях атмосферы. В сообщении говорилось, что, возможно, он разбился в районе турецкого озера Ван. О том, что это мог был самолет-разведчик, США не упомянули. Причины и обстоятельства гибели самолета для американцев были пока ясны. США посчитали, что самолет был уничтожен при выполнении задания. Однако вскоре последовало официальное заявление со стороны СССР. Никита Сергеевич Хрущев 7 мая заявил о том, что советскими средствами ПВО был сбит американский шпион. Более того, сообщалось, что летчик жив. Отрицать то, что самолет был разведывательным, американцы уже не могли. Находившийся тогда на посту президента США Эйзенхауэр был вынужден признать, что это был самолет-разведчик, а полеты над советской территорией продолжались на протяжении нескольких лет.

17 августа 1960 года состоялся суд над Пауэрсом. Тот признал себя виновным. Спустя два дня он был приговорен к десяти годам лишения свободы. Однако уже 10 февраля 1962 года его обменяли на советского разведчика Вильяма Фишера (Рудольфа Абеля). Обмен состоялся в Берлине на мосту Глинике. На родине Пауэрса также ждал суд. Его обвинили в нарушении служебных инструкций и проверили на полиграфе. Тем не менее следственная и сенатская комиссии сделали вывод о его невиновности. После инцидента в небе над СССР он продолжал еще несколько лет работать в военной авиации. Пауэрс погиб 1 августа 1977 года в результате крушения вертолета. Его машина производила фотосъемку пожара в окрестностях Санта-Барбары в Калифорнии. Одной из возможных причин катастрофы мог стать недостаток топлива. После смерти Пауэрса наградили посмертно несколькими медалями и наградами, в том числе Крестом за выдающиеся летные заслуги и Серебряной Звездой, третьей по значимости военной наградой США.


Фото: Mikko Tapio Vartiainen/Wikimedia Commons

После инцидента 1 мая 1960 года США больше не проводили разведывательных полетов на U-2 над территорией СССР. Инцидент имел серьезные политические последствия, значительно осложнив отношения между СССР и США. Так, американский президент был вынужден отменить визит в Москву, а Никита Хрущев не полетел на саммит в Париж, на котором руководители СССР, США, Великобритании и Франции планировали обсуждение вопросов о контроле над вооружениями.

Автор

Ирина Белозуб

Над статьей работал

Андрей Матвеев

10 000 просмотров

2 мая 2014
10 000 просмотров
Добавить комментарий

10 комментариев к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе

Александр Мальцев 1 мая 2014, 20:21

а чего не написали что ракетой сбили наш самолет?

Алексей Каравайкин 2 мая 2014, 03:35, Изменено: 2 мая 2014, 03:40

Негласно было известно, что был сбит наш самолёт...находившийся ниже У-2..... и Паурс катапультировался под воздействием взрывной волны.... Мальчишкой ..я работал (строитель-ремонт здания НИИ з/да им Чкалова в НОВОСИБИРСКЕ.....) и слышал разговор лётчиков-испытателей.....

Отмечено
редакцией

Саша Сашина 1 мая 2014, 22:39, Изменено: 5 мая 2014, 06:54

Сам факт сбитого самолета-разведчика известен многим, а вот подробности очень интересные. Получается что с помощью этих самолетов США очень много смогло узнать о военных секретах СССР. Но все таки мы нашли способ как пресечь эти разведывательные полеты. И даже смогли вытащить из американской тюрьмы своего выдающегося разведчика Рудольфа Ивановича Абеля и вернуть его на родину.

Александр Наумов 2 мая 2014, 14:49

Да уж громкий был скандал в свое время... США тогда на весь мир опозорились. Самое интересное, что Пауэрс даже запираться не стал -все как на духу выложил

Сергей Милованов 2 мая 2014, 15:15

Удивительная история конечно.. В своем роде один из самых громких политических триумфов СССР над США..

Дмитрий Игнатьев 2 мая 2014, 15:53

А Пауэрс-то несмотря на приказ о самоликвидации не стал взрывать самолет, когда его заметили наши ПВО. Оно и понятно -своя жизнь дороже каких-то там приказов...

Pciha 3 мая 2014, 21:22

У Пауэрса была карта с отмеченными зонами поражения ПВО. Попытки высотного истребителя с наддувом таранить У-2 спугнула пилота и он зашел в зону поражения комплекса С-75. Было пущено 2 ракеты, обе попали. У них дистанционный радиолокационный взрыватель, так вероятность поражения выше. Пауэрс включил ликвидатор. Он совмещен с катапультой и должен срабатывать после покидания самолета. Но его цепь оказалась перебита осколком. Пауэрсу повезло: ликвидатор должен был сработать ВМЕСТЕ с катапультой. Он молчал, как мышь под веником, пока ему не показали этот самый ликвидатор. Тогда он сильно обиделся на своих шефов и заговорил. Когда он вернулся, скандал замяли.

Альберт Зубарев 3 мая 2014, 22:46

А как осуществлялась передача снимков с самолета?

Александр Елагин 6 мая 2014, 15:27, Изменено: 6 мая 2014, 15:30

снимки передавались по мобильнику, у нас в деревне все об этом знали еще тогда.

Саша Сашина 7 мая 2014, 00:58, Изменено: 7 мая 2014, 01:00

Что не понятно - ММS скинул на почтовый ящик и вся проблема.

Добавить комментарий

Новое на сайте