Олег Дерипаска закрывает свои активы в моногородах. Четыре нерентабельных алюминиевых завода в разных регионах России готовятся к полной остановке. Главная проблема состоит в том, что без работы останется 7560 сотрудников.
Основной владелец и гендиректор компании «РУСАЛ» Олег Дерипаска принял решение закрыть производство на четырех заводах: Волгоградском (ВгАЗ), Богословском (БАЗ), Уральском (УАЗ) и Надвоицком (НАЗ) общей мощностью 371,7 тыс. тонн алюминия в год. Большая часть из них — градообразующие предприятия. То есть проблема после прекращения деятельности возникнет грандиозного масштаба. По словам Олега Дерипаски, к такому решению он пришел в связи с падением цен на алюминий на мировом рынке и чистым убытком в 55 млн долларов по итогам 2012 года. При этом бизнесмен отмечает, что консервация производства продлится до тех пор, пока цена на аллюминий не вернется к отметке 2400 долларов за тонну.
В регионах, где расположены заводы, среди рабочих нарастает напряжение, связанное с предстоящей безработицей. При этом власти и профсоюзы стараются предпринимать меры по урегулированию ситуации с занятостью сотрудников.
На данный момент ситуация на Богословском алюминиевом заводе действительно очень непростая. Я буквально вчера встречался с первым заместителем генерального директора компании «РУСАЛ» Владиславом Соловьевым. Решение о консервации алюминиевого производства шестой серии на БАЗе на данный момент не принято. Мы сделаем все возможное, чтобы люди не остались без работы. Хотя мы прекрасно понимаем, что в связи с низкой биржевой ценой алюминия сохранить производство будет очень непросто. Отмечу, что обстановку в городе подогревают некие политические силы Краснотурьинска. Мы делаем все возможное, чтобы создать в городе новые производства. Но все не так просто. Должна быть заинтересованность местных властей, жителей и бизнеса.
Положение на заводе сложное, рабочие переживают — как жить дальше? Ведь многие волгоградцы поколениями работают на «алюминьке», и, если произойдет сокращение, без работы останутся целые семьи. К тому же на заводе заняты специалисты редких профессий. Трудоустроиться после сокращения им будет проблематично — в городе больше нет таких предприятий, где были бы востребованы подобные навыки. Пока руководство предприятия сообщило: несмотря на снижение мощности, размер заработной платы будет сохранен. При этом добавило: мера вынужденная и временная, а это значит, что от реального сокращения действительно никто не застрахован.
Многие чиновники высказывают опасение, что закрытие производств может повлечь за собой проблемы куда более серьезные, чем временная безработица, которые, безусловно, местные власти не допустят.
Насколько нам известно, график консервации убыточных заводов «РУСАЛа» предполагает, что наше предприятие полностью прекратит выпускать металл уже до конца августа. Мы прекрасно знаем о жестоких законах рынка, где выживает сильнейший. Однако давайте не будем забывать, что на БАЗе сегодня трудится 700 человек, и все они могут остаться на улице. БАЗ — главное предприятие города. Если сейчас закрыть завод, город может вспыхнуть как спичка. Впереди выборы, а народ просто не пойдет на участки, возрастут протестные настроения, люди выйдут на улицы. Начнутся стихийные митинги и демонстрации, забастовки. В 2012 году предприятию были предоставлены льготные тарифы на электроэнергию, была достигнута договоренность о работе шестой серии до 2015 года, но решение о консервации электролизного производства собираются принять вопреки достигнутым договоренностям. Как это понимать?
Эти опасения не появляются на пустом месте. Еще в 2011 году в Краснотуринске рабочие Богословского алюминиевого завода бастовали, опасаясь закрытия цеха. При этом люди высказывали мнение, что полная остановка предприятия, если она произойдет, приведет к краху и массовой безработице.
Видео
Видео: allekbnews на YouTube
В Краснотуринске бастуют рабочие.
При этом в некоторых регионах депутаты открыто высказывают предложение об отмене решения о закрытии заводов. По мнению чиновников, это спасет положение рабочих и не вызовет опасную политическую волну.
Волгоградский алюминиевый завод уже дважды пытались закрыть. И во всех случаях проводились переговоры, в ходе которых представители региональной власти, руководства завода и компании «РУСАЛ» приходили к единому решению. Считаю, что и в очередной, третий раз следует поступить также. Завод нужен городу, нужен стране. Важно выработать схему взаимодействия и взаимопонимания, чтобы сохранить предприятие.
В «РУСАЛе», комментируя ситуацию, говорят, что как вариант сегодня рассматривается трудоустройство рабочих на другие предприятия Олега Дерипаски. Однако чем обернется история с закрытием заводов, пока никому не ясно.
Между тем рабочие высказывают предположения, что дело не закончится массовыми увольнениями и все каким-то образом наладится.
Не думаю, что все так плохо. Я считаю, что в конце концов все решат в пользу народа, потому что все понимают – столько человек уволить никому не выгодно.
Или устроят всех на другие заводы, или выплатят хорошую компенсацию. В обиде никого не оставят.
В начале августа о ситуации на Надвоицком алюминиевом заводе карельским СМИ рассказал председатель профсоюзной организации работников НАЗа Михаил Шестоперов. По его словам, работники НАЗа начали получать уведомления о сокращении с 1 октября 2013 года. Все они (всего 173 человека) трудятся в цехе электролиза и расплавленных солей, работа которого останавливается.
Тем, кто попал под сокращение, предлагается работать на демонтаже оборудования, а затем и на установке нового — для фольгопрокатного производства. Для желающих работать в новом цеху организовано переобучение.
Ситуация на предприятии вызывает беспокойство у его работников — люди боятся остаться не у дел. Между тем правительство Карелии считает, что волноваться не надо, ситуация находится под контролем.
На сегодняшний день на Надвоицком алюминиевом заводе не уволен ни один человек. На НАЗе проходит процедура переобучения работников под новое порошково-прокатное производство, эта программа финансируетсяч «РУСАЛом». У нас нет никаких оснований говорить о том, что предприятие завтра остановится.
Почему закрывают, понятно — из-за глубокого кризиса в мировой алюминиевой отрасли. Ведь только за последний месяц стоимость алюминия на Лондонской бирже упала на 12%. Ничего хорошего для Надвоиц и Сегежского района в целом в этой ситуации я не вижу, так как НАЗ является градообразующим предприятием. В результате прекращения его деятельности целый город останется без работы. Однако реалии таковы, что других предприятий в Надвоицах просто нет.
— Остановка производства Надвоицкого алюминиевого завода в Карелии или консервация производства, что, собственно, одно и то же, станет не просто проблемой, а трагедией города, трагедией людей. Временные социальные выплаты рабочим не решат вопросы семей, которые останутся без гарантированного дохода. Чтобы смягчить ситуацию, необходимо предоставить работникам возможность трудоустройства на других предприятиях в городе Надвоицы, что нереально в существующих обстоятельствах, либо предлагать вакансии в других городах, обеспечивая людей жильем, оплачивая расходы на переезд и обустройство на новом месте.
Вижу выход также в переориентации производства или использовании инфраструктуры предприятия для организации других производств. Этот план долгосрочный и потребует значительных ресурсов: материальных, временных, интеллектуальных. Могу сделать вывод — проблема владельца «РУСАЛа» теперь стала государственной проблемой не столько по спасению активов предпринимателя, сколько по спасению существования людей в моногородах. Почему-то вспомнились фотографии пустынного Детройта.
Можно, сказать, что ситуация, возникшая вокруг закрытия Надвоицкого завода, — не ситуация сегодняшнего дня. Многие эксперты уже давно прогнозировали кризисность положения дел, так как рано или поздно все равно столкнутся интересы ведения бизнеса и поддержка социального благополучия жителей небольшого поселка Карелии, в котором просто негде работать, кроме как на алюминиевом заводе. А в условиях достаточно сложной социальной-экономической ситуации в республике закрытие завода может стать еще одним негативным катализатором, повлекшим за собой обострение острых проблем; в первую очередь миграции трудоспособного населения за пределы Карелии, фактическое исчезновение целых поселков и городов с карты Карелии.
В данной ситуации необходим комплексный подход к проблеме, в первую очередь поддержка федеральных властей и контроль положения дел, а также постоянный диалог между собственником предприятия и региональными властями, который должен вылиться в компромиссное решение. Думаю, надо дать новой команде губернатора время. Временной промежуток хотя бы в один год, чтобы найти выход, способный главным образом помочь работникам предприятия и членам их семей.
новая информация — богословский завод исключили из общего графика консервации. решено, что «ситуация будет обсуждаться дополнительно». свердловские власти смогли договориться с русалом. правда, чем все закончится, пока непонятно — но у завода появился шанс
10 комментариев к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе