Сбоев не было. Названа основная версия аварии «Протона-М»

7
голосов

Понравился материал?
нажми ↓

Было интересно!

Стали известны первые экспертные заключения относительно падения ракеты-носителя «Протон-М». Комиссия по анализу причин неудачного запуска сразу исключила версии аварии из-за ошибки в расчетах и человеческого фактора. Основная причина аварии, согласно экспертному заключению, — это отказ рулевого двигателя третьей ступени в первые минуты запуска.

К аварии 16 мая 2014 года ракеты-носителя «Протон-М» привело нарушение работы рулевого двигателя третьей ступени. Такую версию считают наиболее вероятной представители Роскосмоса и эксперты межведомственной комиссии, занимающейся анализом причин аварии «Протона». Ракета с «Экспресс-АМ4Р» на борту была вывезена на стартовый комплекс 13 мая, и три дня потребовалось на предстартовую подготовку.

Ракета-носитель «Протон-М» со спутником «Экспресс-АМ4Р» упала на землю через девять минут после старта. В промежуток между отделением второй и третьей ступени произошло аварийное отключение двигателей. Во вторник, 20 мая, стали известны первые экспертные заключения комиссии.

Ошибка в расчетах не могла стать причиной нештатной ситуации. Запуску ракеты предшествовало моделирование полета с теми же исходными данными, по которым составлена программа полета.

Сбоев в системе управления ракеты-носителя зафиксировано не было.

По данным экспресс-анализа полученной телеметрической информации, система управления отработала штатно, в строгом соответствии с программой полета ракеты.

В настоящее время в качестве основной предварительной версии аварии «Протона-М» рассматривается отказ рулевого двигателя третьей ступени, сообщил председатель комиссии Александр Данилюк. По данным телеметрии, давление в рулевом двигателе третьей ступени ракеты-носителя «Протон-М» во время происшествия упало в 15 раз. 

Руководитель Роскосмоса Олег Остапенко в ходе брифинга для журналистов подтвердил в качестве основной версии аварии «Протона-М» со спутником связи «Экспресс-АМ4R» нештатную работу рулевого двигателя третьей ступени. 

СПРАВКА SMARTNEWS

Ракета-носитель тяжелого класса «Протон-М» предназначена для выведения автоматических космических аппаратов на орбиту Земли и затем в космическое пространство. Ракета разработана Государственным космическим научно-производственным центром (ГКНПЦ) имени М.В. Хруничева и используется для запуска российских федеральных и иностранных коммерческих космических аппаратов. «Протон-М» — модернизированный вариант ракеты-носителя «Протон-К», обладает улучшенными энергомассовыми, эксплуатационными и экологическими характеристиками. Первый запуск комплекса «Протон-М» с разгонным блоком «Бриз-М» состоялся 7 апреля 2001 года.

Видео

Видео очевидца: падение «Протона-М». 2013 год

Видео: Алексей Карпенко/vk.com

Межведомственная комиссия по расследованию причин нештатного запуска ракеты-носителя «Протон-М» была создана в день аварии. Предварительные результаты работы комиссии станут известны до 22 мая. Ранее сообщалось, что экспреты должны установить причины аварии к середине июня.

Напомним, «Протон-М» с самым мощным российским спутником связи «Экспресс-АМ4Р» на борту, стартовавший 16 мая с космодрома Байконур, сгорел в плотных слоях атмосферы над Тихим океаном. По предварительным данным, у ракеты на 545-й секунде полета отказал рулевой двигатель третьей ступени. В этот момент «Протон» находился на высоте 161 километр.

СПРАВКА SMARTNEWS

«Экспресс-АМ4Р» — самый мощный и высокотехнологичный на сегодняшний день российский спутник связи. Он является третьим космическим аппаратом серии «Экспресс», запущенным в 2014 году. «Протон-М» с разгонным блоком «Бриз-М» 16 марта этого года успешно вывел на орбиту спутники «Экспресс-АТ1» и «Экспресс-АТ».

Вместе с тем вице-премьер Дмитрий Рогозин объявил о приостановке запусков ракет-носителей «Протон» до завершения работы комиссии, выясняющей причины аварии. Также вице-премьер отметил снижение качества работы центра Хруничева, который занимается разработкой, производством и подготовкой к запуску ракеты-носителя «Протон-М».

Разговор тяжелый. Налицо системный кризис на предприятии, приведший к деградации качества. Будем помогать коллективу выйти из черной полосы.

До последней аварии, произошедшей 16 мая, крупной неудачей Роскосмоса был запуск «Протона-М» с тремя спутниками «Глонасс» в июле 2013 года. Ракета взорвалась спустя полминуты после взлета.

Видео

Песня, посвященная падению ракеты «Протон-М». 2013 год

Видео: Андрей Николаев/vk.com

Если посмотреть запуски Протонов по годам хоть на тридцать лет вглубь, то окажется, что процент неудач примерно одинаковый и находится он на уровне 7-8%, если считать авариями и проблемы с выведением на расчетную орбиту. Так что эти неудачи — это традиции отрасли, так сказать. И решить их, по скромному мнению обсуждающих данную проблему, можно весьма просто — сократив штат Хруничева, который под 20 тысяч составляет, и одновременно повысить за счет этого зарплаты сотрудников — тогда и новая кровь подтянется, и старую очистить можно от малоэффективных кадров.

Вся проблема лежит в частной подшипниковой индустрии. Необходимо провести аудит и проверки всех предприятий которые заняты в этой отрасли. Все движимое и летающие, которое выходит из строя связано с разрушением подшипника.

Те кто действительно служил и на гражданской и на венной, знают, как люди гробятся, тратя по 12-20 часов в день и получая только очередные нарекания. А с этим справимся, я уверен.

— Падение ракеты «Протон» стало результатом системного кризиса в российской космонавтике. Хотя положительные подвижки в промышленности есть, в частности создана Объединенная ракетно-космическая корпорация (ОРКК), но пока не видно реформы самого Роскосмоса, без которой ситуацию не исправить.

Привлекать к ответственности, по сути, некого: при производственном цикле два с половиной — три года руководство отрасли меняется каждые полтора-два года.

Ранее вице-премьер Дмитрий Рогозин заявил, что «хочет посмотреть в глаза» представителям предприятия, осуществляющим финальную сборку ракеты-носителя «Протон-М», и «узнать, чем им можно помочь, чтобы они наконец восстановили свое доброе имя».

СПРАВКА SMARTNEWS

Государственный космический научно-производственный центр имени Хруничева был образован в 1993 году на базе двух ведущих предприятий ракетно-космической промышленности России — машиностроительного завода имени Хруничева и конструкторского бюро «Салют». Центр имени Хруничева владеет акциями, в частности ОАО «Протон-ПМ» (Пермь), которое специализируется на производстве жидкостных ракетных двигателей РД-276, используемых в качестве энергетической установки первой ступени ракеты-носителя тяжелого класса «Протон-М». Кроме того, центр владеет акциями Конструкторского бюро химавтоматики — одного из мировых лидеров в создании жидкостных ракетных двигателей, участника всех отечественных пилотируемых программ освоения космоса.

Прислал
Сергей Ягунов

Главное — провести тщательную экспертизу и выяснить все обстоятельства падения этого аппарата. Все же не хотелось, чтобы такие просчеты допускались в будущем. Тем более, если ошибка была чисто механического характера.

Автор

Ксения Гагай

Над статьей работал

Сергей Ягунов

5 комментариев к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе

Отмечено
редакцией

Сергей Ягунов 20 мая 2014, 11:31, Изменено: 21 мая 2014, 05:58

Главное - провести тщательную экспертизу и выяснить все обстоятельства падения этого аппарата. Все же не хотелось, чтобы такие просчеты допускались в будущем. Тем более, если ошибка была чисто механического характера.

Тарас Алюшников 20 мая 2014, 12:27

Я просто не могу себе до сих пор решить: нужна ли нам вообще вся эта космическая промышленность, если мы на Земле не можем все свои проблемы решить? Ведь летаем на орбиту, на Марс, Луну а когда у нас тонет корабль на ста метрах, мы ничего не можем с этим поделать... бред.

Павел Юдкин 20 мая 2014, 12:28

Самое главное, чтобы не полетели за это головы. Механическая неисправность не всегда по вине конструкторов.

Андрей Геннадьевич 20 мая 2014, 18:54

Хорошо хоть жертв не было. Ошибаются все. Надо только сводить риск ошибиться к минимуму.

надежда васильевна 21 мая 2014, 22:36

По - моему, учитывая частое падение наших аппаратов, нужно не обстоятельства падения анализировать, а срочно проводить переаттестацию персонала. Проанализировать роль ключевых фигур, от которых зависела работа двигателей и удачный запуск аппарата. Неужели в такой огромной стране как Россия не найдется талантливых ученых и специалистов, способных минимизировать риски в космической отрасли?

Добавить комментарий

Новое на сайте