Виртуальная архитектура. Центр Чебоксар восстановят в трехмерных компьютерных моделях

10
голосов

Понравился материал?
нажми ↓

Было интересно!
Прислала
Наталья Гребнева

Фото: из архива Виталия Павлова

Группа энтузиастов-искусствоведов работает над созданием исторически точной 3D-модели Чебоксар XVIII века. Особую важность инициативе придает тот факт, что в современных Чебоксарах практически не осталось исторических памятников и сегодня представить город таким, каким он был 200300 лет назад, можно только по изображениям на старинных картинах.

Инициативную группу проекта по созданию мультимедийного экспозиционного комплекса «Чебоксары XVIII – нач. XX вв.» составили директор Чувашского национального музея Ирина Меньшикова, один из музейных сотрудников, а также группа энтузиастов — специалистов в области компьютерного моделирования. К числу авторов проекта примкнули искусствовед Игорь Кугураков и старший преподаватель факультета «Дизайн и компьютерные технологии» Чувашского государственного университета Виталий Павлов.

Всегда хотелось представить, как наш город выглядел в старину. А еще больше хочется не только рассказать молодому поколению о былом, культуре, архитектуре, но и показать все наглядно. Наш проект позволит почувствовать среду, атмосферу в целом — дома, люди, быт, костюмы XVIII века. Мы сможем буквально «окунуться» в ту историческую эпоху. А у краеведов, преподавателей, экскурсоводов появится возможность не просто показывать на пустую клумбу с рассказом о том, что на этом месте когда-то стоял собор, а увидеть этот собор воочию. А это значит, решится одна из самых важных задач — сохранение исторической памяти.

Игорь Кугураков, искусствовед, автор проекта 3D-панорамы Чебоксар, SmartNews
Прислала
Наталья Гребнева

Вознесенская церковь и «падающая» колокольня
Фото: из архива Виталия Павлова

Проект по созданию виртуальной 3D-панорамы Чебоксар XVIII – нач. XX века стал победителем республиканского конкурса, в котором принимали участие творческие проекты профессиональных коллективов, и получил грант главы Чувашской Республики.

Помимо того, именно этот проект был представлен от России на 1-й Международной конференции «Виртуальная археология», которая проходила в июне прошлого года в Санкт-Петербурге и собрала специалистов из 16 стран мира.

Проект — очень красивый, яркий. Уже сейчас, по небольшим фрагментам, видно, насколько интересным он будет и для широкой аудитории, и для специалистов. Главное его достоинство состоит в том, что в основе его лежат исторически достоверные факты. Работа очень объемная. Необходимо собрать максимально полную информацию: архивные документы, летописные тексты, рисунки, гравюры, фотографии. Постепенно возникает зримый образ, который я перевожу в трехмерный рисунок, делаю эскизы. А затем создаю чертежи: фасад здания, вид сверху, боковой вид. По ним я проставляю размеры, все математически точно, до 1 мм. Так на зданиях появляются наличники, карнизы, все необходимые детали. Кроме того, моя миссия — написать сценарий, то есть то, как будет двигаться наш взгляд, куда поставить источник света (солнце, луна), как пойдет движение камеры.

Игорь Кугураков, искусствовед, автор проекта 3D-панорамы Чебоксар, SmartNews
Прислала
Наталья Гребнева

Успенская церковь и дом воеводы Фото: из архива Виталия Павлова

Игорь Кугураков занимается изучением истории родного города уже много лет. Пять лет назад он создал макет Чебоксар XVIII столетия, но остался недоволен результатом. Макет имел ряд недостатков: например, при больших линейных размерах появились проблемы вертикальных объемов. Поэтому когда возникла идея создания виртуальной конструкции города, эксперт с большим энтузиазмом взялся за ее разработку.

Для компьютерной визуализации эксперты выбрали старинную часть города, которая была затоплена при создании Чебоксарского водохранилища. И период реконструкции — XVIII век — выбран не случайно. Отправной точкой послужил исторически важный для Чебоксар факт — приезд в город Екатерины Великой.

Мы начали с XVIII века, с периода расцвета города. Но нам бы хотелось воссоздать Чебоксары XVI, XVII веков, а также представить город в XIX, XX веках. А как интересно было бы воссоздать советский период, в котором жили многие из нас. Виртуальная архитектура — одно из самых прогрессивных направлений, к ней прибегают многие музеи мира, создаются модели Рима, Древнего Иерусалима. Такая визуализация — это пропаганда научных знаний, в первую очередь.

Игорь Кугураков, автор проекта 3D-панорамы Чебоксар, SmartNews
Прислала
Наталья Гребнева

Соляная контора, Перевозная улица Фото: из архива Виталия Павлова

Компьютерной реконструкцией старого города занимается Виталий Павлов вместе с группой специалистов, в которую входят 3D-моделер, 3D-аниматор и текстурировщики. К разработке идеи по созданию виртуального проекта города специалисты приступили еще в 2009 году.

По чертежам Игоря Константиновича [Кугуракова] мы выстраиваем модели — здания, ландшафт, которые затем текстурируем (то есть раскрашиваем). После этого идет построение: на сцену, то есть ландшафт, выстраиваются здания. Затем мы пробуем тестовую, рабочую анимацию. Необходимо выбрать оптимальную скорость камеры, правильно расположить источники света. Мы много экспериментируем, например, пробовали поместить в сценарий людей.

Виталий Павлов, один из создателей проекта 3D-панорамы Чебоксар, SmartNews

Завершение проекта станет подарком ко Дню города Чебоксары, который празднуется 18 августа. Виртуальную панораму Чебоксар XVIII века, со всеми особенностями архитектуры, ландшафта и дизайна, горожане смогут увидеть в одном из залов Чувашского национального музея. Предварительные релизы проекта будут представлены ко Дню Республики — 24 июня. А пока увидеть Чебоксары такими, какими они были 200–300 лет назад, можно только на старинных картинах. К сожалению, исторических мест в городе, который был застроен деревянными купеческими домами, почти не осталось.

Автор

Светлана Кузнецова

Над статьей работали

Наталья Гребнева, Наталья Соловьева

Новое на сайте