Аэродром посреди больничного двора, около 30 единиц авиатранспорта, в том числе единственный в России медицинский реактивный самолет, — так сегодня выглядит отделение санитарной авиации Красноярской краевой клинической больницы.
Красноярским медикам часто завидуют коллеги из других регионов: такого авиапарка — по численности судов и их оснащенности — нет больше, пожалуй, нигде в России. Установленное на бортах оборудование позволяет делать экстренные операции, проводить реанимационные мероприятия, поддерживать у пациентов искусственную вентиляцию легких, да и вообще оказывать практически любую помощь, которую сегодня могут предложить квалифицированные специалисты передовой клиники. К слову, требования к квалификации — главное, на что ориентируются в отделении санитарной авиации краевой больницы, отправляя сотрудников в рейс.
На вылеты санитарных авиарейсов отправляются врачи всех без исключения специальностей, которые есть в краевой больнице. Это реаниматологи, нейрохирурги, перинатологи, кардиологи — словом, абсолютно весь спектр специальностей представлен. Обязательное условие — это должны быть врачи только первой и высшей категории. Нередко это и специалисты с учеными степенями, и заведующие отделениями. Особенно часто, например, руководитель ожогового центра у нас летает.
В Красноярском крае санитарная авиация существует с 1939 года. Но долгое время это была абсолютно самостоятельная служба и в состав каких-либо медицинских учреждений не входила. Ну а что касается авиапарка или медицинского оборудования, то с современными их, конечно, и сравнивать смешно.
В авиарейсы вместе с медиками в то время отправлялись бортовые лошади — чтобы затем на санях дотащить пациента до самолета. Врачи шутили: вот что, оказывается, значит «санавиация» — «санная»! А больных, случалось, на Большую землю перевозили в гондолах, то есть подвешенными снизу к вертолету или самолету на специальном приспособлении. Представьте: летит самолетик, а под ним человек висит. Лежачий пациент.
Сейчас, рассказывает Константин Александрович, авиаперевозчики, с которыми сотрудничает больница, стараются создать максимально комфортные условия и для медиков, и для пациентов. А медицинское оборудование на самолетах и вертолетах устанавливается в зависимости от назначения конкретного вылета. Врачи могут оказывать помощь больным прямо на борту или прооперировать на современной технике в маленьких районных больницах, на отдаленных территориях. Ну а что касается парка воздушных судов, на службе у краевой больницы без преувеличения целая собственная авиакомпания.
У отделения есть собственная диспетчерская служба, штат врачей-консультантов, автотранспорт, работающий круглосуточно. А недавно появилась и своя взлетная площадка — прямо на территории больницы. В распоряжении отделения современные реанимобили, оснащенные дыхательной и следящей аппаратурой, и, конечно, воздушный транспорт: 12 вертолетов Ми-8, четыре вертолета Robinson-44 и Eurocopter, два американских легкомоторных самолета Cessna-208B. Для выполнения рейсов в отдаленные северные территории используются самолеты Ан-24, Ту-134, Як-42. Этим летом у нас появился новый реактивный самолет Hawker 700, который может транспортировать больных на дальние расстояния до 4 тыс. км.
Последнее чудо техники показало себя буквально на днях: высокоскоростной Hawker совершил межрегиональный спецрейс Красноярск — Оренбург — Москва. В Оренбург, на родину, был доставлен пациент, пролечившийся в Красноярске от инсульта. А в Москву — больной, которому необходима была особая помощь в условиях клиники федерального значения. Это первый перелет на такое дальнее расстояние в истории российской санитарной авиации. Раньше подобные рейсы для тяжелых пациентов, особенно для тех, кто находится на искусственной вентиляции легких, были просто невозможны: о том, чтобы транспортировать таких больных на обычных рейсовых самолетах, и речи нет. А Ан-24 и Cessna, традиционно использующиеся в санавиации, и летают едва ли не вдвое медленнее, и посадок для дозаправки требуют. А это, понятно, пациентам тоже не на пользу. Но служить реактивный Hawker будет, конечно, не только для полетов в другие регионы, работы для него хватит и в крае.
Всего по краю у нашего отделения действует восемь филиалов, от южных районов до территорий за полярным кругом. И если специалисты из Красноярска в отдаленные населенные пункты вылетают в основном в экстренных случаях, то сотрудники филиалов часто работают как обычная неотложка, там ведь с транспортной доступностью проблемы. Край огромный, с севера на юг — 3 тыс. км, около тысячи — с запада на восток. При этом на Севере плотность населения может быть, например, один человек на квадратный километр, пойди доищись его, если ему помощь потребовалась.
Красноярским медикам приходилось совершать вылеты на морские суда, работающие в Северном Ледовитом океане (самый недавний пример — спасение члена экипажа ледокола «Ямал», у которого случился инсульт: к нему отправилась бригада нейрохирургов), на отдаленные метеостанции, к вахтовикам на нефтяные месторождения. Но чаще всего, конечно, помощь нужна жителям маленьких северных поселков.
У нас в районе около 20 населенных пунктов, относящихся к категории труднодоступных. Иными словами, другого сообщения, кроме авиационного, с ними нет. Плюс к тому местные оленеводы ведут кочевой образ жизни, то есть часто находятся вообще вне населенных пунктов, а просто среди тундры. Сигналы о необходимости экстренной медицинской помощи нам приходилось принимать и оттуда. У людей, которые живут в таких поселках или отправляются в тундру, есть рации или спутниковая связь, кое-где ловит обычная сотовая. Иногда из сел, особенно из тех, где есть дети или беременные женщины, ежедневный доклад о здоровье людей делается через СМС: в администрацию района отправляют сообщение о том, все ли нормально, или кому-то нужна помощь. Понятно, что в таких условиях оперативная работа санитарной авиации — единственное спасение.
Справка SmartNews
Каждый день врачи из Красноярска совершают по 5–6 рейсов, плюс по 1–2 их коллеги из восьми филиалов отделения. Только в этом году медики оказали помощь почти 3 тыс. пациентов. Основная часть из них была доставлена на Большую землю — на лечение в краевую больницу.
Врачи говорят, теоретически малые воздушные суда можно использовать даже для транспортировки больных по Красноярску — на случай, если город, как это часто у нас бывает, встанет в пробках.
Видео
Перевозить пациентов скорая помощь может на вертолете
Сюжет «Прима-ТВ»
Малая авиация на просторах Сибири нужна как воздух, особенно медикам.
Медикам из других регионов нужно не завидовать красноярским, а предложить администрациям субъектов Федерации поработать над тем, чтобы у них тоже появились свои подобные проекты. Медицинская авиация нужна России, потому что с нашими пространствами полеты по воздуху – самый нормальный способ передвижения.
3 комментария к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе