Красноярцы среднего и старшего поколения как будто вернулись в советскую молодость: в крупнейшей региональной сети супермаркетов, насчитывающей десятки магазинов по всему краю, продукты теперь отпускают с ограничениями. По 5 банок горошка и 3 пачки чая в одни руки — как тут не вспомнить советскую давку за дефицитом или не заподозрить приближение дефолта?
В десятках магазинов Красноярска, принадлежащих крупнейшей региональной сети гастрономов, развешаны списки продуктов из почти 40 наименований: молоко, мясо, хлеб, яйца, консервы, чай, шоколад. Покупателям их отпускают с ограничениями: не больше определенного количества в одни руки. Люди в недоумении: кто-то видит в этом признаки приближающегося кризиса, кто-то возмущается нарушением собственных прав. Есть и те, кто уверен, что раз здесь продукты продаются дешевле, чем в других местах, то подобные ограничения вполне разумны и справедливы: чтобы всем хватило поровну. Как в старые добрые времена.
Между тем в самом супермаркете рассказывают: это не разовая акция, и уж тем более происходит подобное не от нехватки товара. Хотя «чтобы всем хватило», следить действительно приходится.
Сразу скажу: это не акция. Это программа, сворачивать которую мы на данный момент не собираемся. Некоторое время назад мы с местными поставщиками договорились о том, что они будут стабильно продавать нам ряд продуктов ежедневного потребления по сниженным ценам, а мы взамен готовы предложить им большие объемы закупок. Для наших покупателей цены на такие продукты стали ниже среднерыночных на 35–50% по разным позициям. И тут мы столкнулись, с одной стороны, с ажиотажным покупательским спросом, когда люди решили, что это краткосрочная акция и начали сметать товар с полок в невероятных количествах. А с другой — с тем, что к нам стали наезжать мелкие оптовики и также скупать продукты, можно сказать, в промышленных масштабах — для дальнейшей перепродажи. Но ведь мы не для ларечников выставляли низкие цены, а для обычных покупателей.
Систему ограничений на недорогие продукты в торговой сети, конечно, не скрывают. Так, за один раз здесь можно купить 2 бутылки подсолнечного масла, 3 пачки чая, 5 буханок хлеба, 5 плиток шоколада, 5 банок зеленого горошка, 3 десятка яиц, 5 кг куриного мяса местного производства и т.д. При этом хлеб и молоко из списка — примерно в 2–2,5 раза дешевле, чем в среднем по Красноярску. Консервы, куриное мясо, яйца — на 30% и т.д. На продукты подороже никакого лимита нет: покупайте сколько хотите.
Фото: krasyar.ru
Мы не мелкооптовый магазин и не гипермаркет, в который приезжают затовариваться на месяц вперед. Мы работаем в формате магазина у дома. Точек у нас много, и людям вполне удобно приходить за продуктами каждый день. Вот исходя из этого, а еще из элементарного здравого смысла, мы и ввели соответствующие ограничения. 5 л молока, 5 буханок хлеба, 12 л минералки, 30 яиц, 5 кг курицы — трудно представить, что какому-то человеку не хватит на день этих продуктов в таком объеме. А завтра — пожалуйста, приходите и покупайте еще. Конечно, не у всех покупателей это встречает понимание: некоторые, уже на кассе, начинают возмущаться, говорят, что объявления об ограничении продаж не видели. Объясняем людям ситуацию, и, как правило, нам удается переубедить людей.
У красноярцев такое начинание вызвало неоднозначную реакцию. В регионе есть социальные магазины, в которых цены на все продукты ниже среднерыночных; есть и коммерческие сети, в которых льготы предоставляют пенсионерам, малообеспеченным людям или с хорошими скидками продают продукты местного производства. Но ни о каких ограничениях по количеству во всех этих случаях речи нет. С подобной ситуацией в городе столкнулись впервые фактически за весь постсоветский период.
С моей точки зрения, не дело это. Вообще, кто имеет право заниматься подобными подсчетами: сколько, каких продуктов и с какой целью мне надо на сутки? Я покупатель, продукты не в дефиците, и если я хочу купить именно столько — кто вправе мне отказать? Поневоле вспоминаются дикие советские очереди, когда за колбасой, привезенной раз в месяц, целыми семьями стояли, чтоб запастись на подольше. Неужели руководство супермаркета не боится таких ассоциаций? В общем, очень странным кажется мне такой маркетинговый ход. А если дело в том, что супермаркет хочет таким образом увеличить поток покупателей, привлечь их невысокими ценами и на этом заработать, то тем более удивительно: зачем нужны в этом случае какие-то ограничения?
Между тем покупатели на происходящее в сети гастрономов не жалуются. А в надзорных органах существованию лимита на продажи, да и самого покупательского ажиотажа удивляются не меньше: ведь в Красноярске при необходимости есть где затовариться и по более низким ценам.
— С юридической точки зрения это, конечно, не очень правильно, тем более, как я понимаю, речь идет не о разовой акции. Однако жалоб со стороны покупателей к нам не поступало — если таковые появятся, организуем проверку, разберемся, насколько есть повод для каких-либо санкций с нашей стороны. Хотя подобная ситуация вызывает удивление. Перебоев с продуктами у нас в регионе нет, поэтому и какого-то ажиотажного спроса быть, по идее, не должно. И в других сетях ничего подобного никогда мы не наблюдали. Все это тем удивительнее, что у горожан — как рядовых покупателей, так и мелких оптовиков — есть возможность безо всяких ограничений приобрести нужный товар на оптовых базах, которых в городе множество, или в соответствующих магазинах.
Фото: krasyar.ru
А вот психологи заподозрили в этом хитрый маркетинговый ход супермаркета. Ограничения, утверждают они, на самом-то деле никого не ограничивают, а, наоборот, заставляют людей покупать больше, чем они, возможно, собирались.
— Знаете, в математике есть такое понятие — «доказательство от противного»? Этот термин вполне применим и к данной ситуации. Люди видят низкую цену на товар, при этом им сообщают: сколько угодно покупать нельзя, вот лимит. Естественный человеческий порыв — взять побольше, а то вдруг потом уже не будет. А завтра прийти еще и взять снова… Мы ведь склонны искать во всем подвох: да, сейчас в гастрономе говорят, что это не акция, что так будет всегда — но вдруг завтра такие низкие цены отменят, а мы не успели? Вот и покупает человек вместо одной банки горошка — пять: сколько разрешили, по максимуму. И вместо килограмма курицы — тоже пять, раз пока можно! А завтра возвращается, чтобы сделать запас — на случай повышения цен… Думаю, расчет в гастрономе сделан именно на это.
Кто скажет: сколько сейчас гречка стоит? А еще полгода-год назад какой ажиотаж был. Грамотный скандальчик в расчете на лохов, или, что более поганенько (еле слово подобрал из цензурных), на доверчивых бабушек-старушек.
Опять, поди, просрочку скидывают.
Все правильно сделали, вообще надо назад в СССР вернуть людей, а то пооборзели малость, боярами себя возомнили
Видео
«Назад в СССР» — так называется сюжет красноярской телекомпании. И не случайно: многие горожане признаются: когда узнали о необычной программе в крупном супермаркете — поневоле вспомнили советские времена.
Видео: СТС Прима
Если в основе этой акции стоит именно низкая цена для потребителя и договоренность с местными поставщиками, то все логично. Думаю, что элементы планирования можно с пользой вводить в наш почти свободный рынок. Так что это позитивная тенденция.
Если посмотреть на эту ситуацию с юридической точки зрения, в данном случае происходит нарушение ФЗ «О защите прав потребителей». Никакой гастроном или сеть гастрономических магазинов не имеет права ограничивать покупателя в выборе продуктов и их количестве. Это не тенденция возврата в советское прошлое, это откровенное хамство со стороны руководства торговой сети. Если кто-то из покупателей обратится в надзорный орган с просьбой провести проверку по данному факту, было бы любопытно узнать ее результаты.


Сразу скажу: это не акция. Это программа, сворачивать которую мы на данный момент не собираемся. Некоторое время назад мы с местными поставщиками договорились о том, что они будут стабильно продавать нам ряд продуктов ежедневного потребления по сниженным ценам, а мы взамен готовы предложить им большие объемы закупок. Для наших покупателей цены на такие продукты стали ниже среднерыночных на 35–50% по разным позициям. И тут мы столкнулись, с одной стороны, с ажиотажным покупательским спросом, когда люди решили, что это краткосрочная акция и начали сметать товар с полок в невероятных количествах. А с другой — с тем, что к нам стали наезжать мелкие оптовики и также скупать продукты, можно сказать, в промышленных масштабах — для дальнейшей перепродажи. Но ведь мы не для ларечников выставляли низкие цены, а для обычных покупателей.
Мы не мелкооптовый магазин и не гипермаркет, в который приезжают затовариваться на месяц вперед. Мы работаем в формате магазина у дома. Точек у нас много, и людям вполне удобно приходить за продуктами каждый день. Вот исходя из этого, а еще из элементарного здравого смысла, мы и ввели соответствующие ограничения. 5 л молока, 5 буханок хлеба, 12 л минералки, 30 яиц, 5 кг курицы — трудно представить, что какому-то человеку не хватит на день этих продуктов в таком объеме. А завтра — пожалуйста, приходите и покупайте еще. Конечно, не у всех покупателей это встречает понимание: некоторые, уже на кассе, начинают возмущаться, говорят, что объявления об ограничении продаж не видели. Объясняем людям ситуацию, и, как правило, нам удается переубедить людей.


Денис Дедов
Станислав Родин
Анатолий Ошурков
анатолий кульбацкий
Тамара Медведева
Евгения Иванова









6 комментариев к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе