Одни в поле. SmartNews узнал, как живут в заброшенных деревнях

18
голосов

Понравился материал?
нажми ↓

Было интересно!
Прислала
Елена Горбачева

Фото: Александр Рюмин/ИТАР-ТАСС

В Красноярском крае растет число мертвых населенных пунктов: сельские жители буквально бегут в города, оставляя дома пустыми. Корреспондент SmartNews побеседовал с жителями деревни Малиновки, в которой остались доживать свой век всего четыре человека.

Вероятность того, что через несколько лет деревня Малиновка в составе Сахаптинского сельского совета Назаровского района пополнит список полностью заброшенных населенных пунктов, почти 100%. Сейчас в ней остались доживать свой век одна пожилая пара и мать с сыном. Конечно, так произошло не сразу. Всего в поселке пустует около 20 домов. Остальные развалились. Дома самые обычные, деревянные, с традиционными застекленными верандами и землянками-кладовыми во дворе. Пусто и тихо.

Справка SmartNews

За последние восемь лет в крае почти в 3 раза выросло число пустующих населенных пунктов, в 1,5 раза — деревень и сел, в которых проживает не больше 10 человек.

Когда-то тут были и школа, и больница. Сейчас не осталось даже аптеки. Из всех благ цивилизации только электричество. Отопление печное. Газ баллонный. Вода дождевая. Насос на местной напорной башне вышел из строя. И менять его, по-видимому, никто не собирается. Но неудобства с водой люди старой закалки, видавшие многое, готовы терпеть. Было бы сообщение с «большой землей».

Причина, из-за которой окончательно вымерла деревня, — транспортная недоступность, считают ее жители. Съезда с трассы к селу нет. То есть была грунтовая дорожка, но ее почему-то перекопали. Приходится объезжать кругом через соседнюю деревню. Единственный мост, соединяющий малиновцев с «большой землей», даже для движения пешеходов небезопасен. Поэтому сельскохозяйственные труженики оказались забытыми и, по их словам, никому не нужными.

Мы с мужем сами дом строили. Куда же ехать из своего очага, да еще на старости лет? Пока еще ноги ходят, я никуда не поеду. Одна останусь, но не поеду.

Прислала
Елена Горбачева

Деревня Малиновка, 2002 год. Фото: Александр Кузнецов

Внук Николай бабушку и дедушку посещает часто. Из города везет продуты и лекарства. Автолавку в деревне не видели добрых лет пять. Не ездит сюда и скорая.

Прошлой зимой ей стало плохо. С ней дед был и отец мой. В час ночи позвонили мне, сказали, что надо в райцентр везти, скорая на вызов приехать не может — дороги нет. Так мы ее на корыте до машины почти 3 км и протащили.

Наград, полученных в советское время, у Нины Ивановны не перечесть. Среди них и за победу в соцсоревнованиях, и за успехи в развитии народного хозяйства, знак почета к званию «Лучшая доярка». Всю жизнь женщина проработала в местном колхозе, но сейчас земля, на которой были когда-то плодородные поля, пустует.

Сначала молодые уезжали. А что им тут делать? Работать-то негде. Это еще когда школа была. А потом ее закрыли, так и вообще никого не осталось. Хорошо, хоть внук и сын помогают нам с дедом. Мы и свое хозяйство небольшое держим, но купить-то в деревне ничего нельзя — магазина нет.

В доме по соседству живут сын и мать. Последней уже далеко за 80. Она ветеран войны и труда. Мужчине под 60. 

Почти 30 лет отработал кондуктором на железке, сейчас мне 57, до пенсии дотянуть бы. Работы никакой для меня нет. Я уж и в администрацию ходил, там разъяснили, что в суд надо бы. Да что толку, куда мне в суд? А денег нет, и делать нечего. Вот на мамину пенсию и живем. Летом грибы-ягоды собираю, колымлю.

Прислала
Елена Горбачева

Петр Лаврентьев. Фото: Александр Кузнецов

Мне просто стыдно за родину. Что за люди такие русские? Теперь ничего делать не хотим. Беды на Россию нет. Вот была война, так все работали не покладая рук. А сейчас? Те же врачи в больницах сами себя не уважают. Если тебя зарплата не устраивает — увольняйся, придет другой, которому, может, нужна и такая зарплата. Работа же не виновата в том, что за нее мало платят. А здесь-то у нас, если посмотреть вокруг, сплошь одна работа. Берись и вспахивай поля. Пусть хоть таджиков, хоть китайцев привезут. Я рад буду. Ведь это люди.

Краевые власти проблему, конечно, знают. Но ситуация с вымиранием деревни стандартна для всей России, поэтому кардинально изменить ход событий вряд ли удастся. 

Как бы цинично это ни звучало, ситуация стандартная. Порядка 60% такого рода вопросов, как та же пресловутая транспортная доступность, находятся в компетенции органов местного самоуправления. Конечно, есть объективные причины, почему они не могут помочь. Не секрет, что многие районы края — дотационные на 90%, поэтому средств на всех не хватает. Это отношение к нашему селу, его благоустройство и социальное развитие, наличие элементарных благ цивилизации. Сегодня численность населения сокращается, село умирает, и те меры, что принимаются на всех уровнях, мягко говоря, недостаточны.

И пока всем нам это не интересно и, якобы, нас не касается… На самом деле всё очень взаимосвязано: исчезают не только деревни, исчезает население, которое работало на земле, исчезли хозяйства, кормившие всех нас натуральными, а не ГМ-продуктами.. Те, что дальше от «цивилизации» естественным отбором, т.к. молодёжь уезжает,старики умирают.. А те деревни, что ближе к городам, уже давно тоже потёмкинские по простым причинам.. Близлежайшие к городам земли очень интересны горожанам, строящим там свои особняки и дачи. И земли эти с удовольствием распродают предприимчивые жулики — главы бывших совхозов и сельских администраций.. Ох как скоро и ой как больно нам всем это аукнется…

Вымирают деревни, хозяйство в которых и в советские времена было убыточным и по сути не нужным. Крепкие хозяйства остались на плаву, наращивают мощности и закупают новую технику. Сокращение деревень идёт уже более века и это вполне положительное явление. Сами подумайте, сколько крестьян с лошадями заменяет один крестьянин на современном тракторе. 

Скоро всё встанет на свои места. Люди просто ломятся из вонючего города с его газами и вредными выбросами, говорю как бывший риэлтор и ныне строитель. Эти люди или их дети будут предпочитать чистый воздух, природу и своё хозяйство магазинной синтетике, как следствие, станут фермерами (так как будут почти на полном самообеспечении) и, как следствие, продукции будет больше, чем сами потребляют — вот и рынок здоровых продуктов появится. Лет через 15 будет намного меньше бесполезного офисного планктона,детей будет много здоровых рождаться. Народ очнется.

Видео

Прислал
Юлия Смирнова

Да, выжили народ с этой коллективизацией поганой, оторвали от своих хозяйств, самых лучших- в Сибирь на раскулачивание. в глухие деревни без дорог. А теперь у нас и государства-то нет, никому мы не нужны- и работай сам и дороги сам тяни и газ и пшеницу расти-всё сам. Не выживешь- твоё дело! А вот Дума у нас большая зачем-то. Но есть ещё большие селенья- в Башкирии, на юге и даже народ туда возвращается, в городе ведь тоже работы никакой.

Автор

Анна Тимофеева

Над статьей работали

Юлия Смирнова, Надежда Сокирская, Елена Горбачева

Добавить комментарий

14 комментариев к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе

Сергей Милованов 21 января 2013, 11:03

На самом деле, здесь нечему удивляться, ведь если подумать, с одной стороны тенденция умирания деревень закономерна, а с другой, что делать людям в глухих деревнях без развитой инфраструктуры, без перспектив, просто в отрыве от цивилизации? Жить там невозможно, только существовать.

Елена Варчева 21 января 2013, 15:18, Изменено: 21 января 2013, 15:20

Люди даже смутно не понимают сил, которые управляют их жизнью. Они не понимают смысла своей эволюции. То, что называют "прогрессом", опустило человека гораздо ниже живущего на свободе животного. Образ жизни зверя - есть экологически чистую пищу, жить в самых подходящих для организма климатических условиях, много двигаться и никогда ни о чем не волноваться - сегодня доступен только ушедшему на покой миллионеру. А обычный человек всю жизнь работает, высунув язык от усталости, а потом умирает от стресса, успев только кое-как расплатиться за норку в бетонном муравейнике. Единственное, что он может, - это запустить в то же колесо своих детей. © В.Пелевин

Рита Бутова 21 января 2013, 11:53

А ведь это не только Красноярского края проблема, а сколько по всей России таких деревень, где всех жителей осталось три-четыре человека. И странно, и страшно, как люди вообще живут в таких условиях, за что они там держатся и что их там еще держит...

Анатолий Губарев 21 января 2013, 12:53, Изменено: 21 января 2013, 12:55

Именно!
В какую стороны ни поедешь, подальше от городов - одна за другой пустующие деревни и разваливающиеся дома. Даже если не сворачивать в сторону от трассы.
Чем дальше от города, тем гуще заросли борщевика на полях и вдоль дорог. Натуральные триффиды.

Карина Галамова 21 января 2013, 15:58

Настоящее вымирание, иначе и не назвать, а ведь если бы существовала хоть какая-то инфраструктура, если бы хотя бы дороги к этим деревням были построены нормальные, уже не было бы такой ситуации. Страшно.

Игнат Южаков 21 января 2013, 17:34, Изменено: 21 января 2013, 17:35

Дороги? Не смешите, кто будет строить у нас дороги к глухим деревням, если даже в Подмосковье никто не озаботился ремонтом дорог, а ведь, казалось бы, столица рядом...

Виктор Бочкин 21 января 2013, 17:31

хм народ вымирает мы готовы бороться сейчас за квартиры в городах но не подозреваем что именно города нас делают слабее ....деревни которые бросают сейчас это наше прошлое но никто не думает о будущем ...а что будет потом с тем кто останеться после нас в этих городах будем извините жрать привозные продукты из европы ...о тогда о народе россии можно забыть ...мы просто сами себя похороним раньше времени ....такова наша политика государства даже материнский капитал не поможет

Отмечено
редакцией

Юлия Смирнова 21 января 2013, 18:20, Изменено: 21 января 2013, 18:40

Да, выжили народ с этой коллективизацией поганой, оторвали от своих хозяйств, самых лучших- в Сибирь на раскулачивание. в глухие деревни без дорог. А теперь у нас и государства-то нет, никому мы не нужны- и работай сам и дороги сам тяни и газ и пшеницу расти-всё сам. Не выживешь- твоё дело! А вот Дума у нас большая зачем-то. Но есть ещё большие селенья- в Башкирии, на юге и даже народ туда возвращается, в городе ведь тоже работы никакой.

Nata lee 22 января 2013, 03:02, Изменено: 22 января 2013, 03:05

те кто задумал развалить Российскую Империю и преследовали цель,которая сегодня достигнута.......любая страна держится на фермерстве,самый зажиточный человек фермер,производитель! Дума большая думу думать.......Горе от ума!

Кирилл Каганцев 21 января 2013, 18:28

Сейчас мы совершенно спокойно говорим: село умирает, нормальная тенденция, но что мы запоем через пару лет, когда развалится наша аграрная промышленность? Люди, которые умеют работать на земле, уедут в города, кто будет страну кормить? Мальчики с айфонами?

Александр Розинков 21 января 2013, 20:26, Изменено: 21 января 2013, 20:30

Аграрная промышленность уже уничтожена. Если гипотетически прекратить поставку всех продуктов из-за границы-мы сдохнем с голоду в два-три месяца. вы правы - мальчики с айфонами, вот кто мы.

Борис Тихонов 21 января 2013, 18:42

Героические люди, я бы побоялся остаться в таком месте, а вдруг, и правда, что-то случится, ведь ни скорая, ни пожарная, ни вообще никто не захочет ехать, и тогда хоть ложись и умирай.

Отмечено
редакцией

alevtina pautina 21 января 2013, 20:47, Изменено: 22 января 2013, 08:39

Мы с дедом живём за 80 км от города. На зиму осталось человек 20, ещё работает почта, магазин, клуб с библиотекой... Но всё еле живое. Думаю, что интернет в будущем решит проблемы общения, медицины, дистанционного образования и т.д. Будет приток населения, пожилого, в основном. За агрогородками, как в Белоруссии - будущее.

Антон Слепицин 23 января 2013, 19:49, Изменено: 23 января 2013, 19:50

общение и образование - согласен. но как быть с медициной? по интернету вам таблетку валидола не пришлют...

Добавить комментарий

Новое на сайте