Арктическая уборка. Красноярский Север очистят от отходов за миллиард рублей

6
голосов

Понравился материал?
нажми ↓

Было интересно!
Прислала
Елена Горбачева

Фото: Владимир Песня/РИА Новости

Северные территории Красноярского края будут очищены от наследия советских времен — заброшенных бесхозных зданий и техники, разрушенных металлических конструкций, емкостей с остатками нефтепродуктов. Сейчас, по оценкам специалистов, десятками тысяч тонн таких отходов захламлены огромные территории. На работы по ликвидации промышленного мусора только в двух населенных пунктах пойдет почти миллиард рублей.

Вопрос о необходимости очистки красноярской Арктики от промышленных и технических отходов местные депутаты подняли еще зимой. Тогда спикер краевого Заксобрания Александр Усс встречался с президентом России и рассказал об экологических проблемах заполярных территорий региона, в частности, северного порта Диксон, Хатанги, откуда совершаются полеты на Северный полюс, и мыса Челюскин. На днях стало известно: на ликвидацию техногенного мусора в Хатанге и Диксоне федерация направит около миллиарда рублей. 

В советское время на севере края были созданы военные базы, базы ПВО и аэродромы. В 90-е годы они были расформированы, а следы их жизнедеятельности остались: это металлолом, бочки с остатками нефтепродуктов — всего, по нашим данным, порядка 14 тыс. т на площади как минимум в 50 га. А в районе Хатанги остался брошенный аэродром с локаторами, металлоконструкциями и отходами ГСМ.

На очистку двух маленьких населенных пунктов и их окрестностей уйдет два года. Но масштабы бедствия, конечно, куда значительнее. Люди, которые не раз бывали на красноярском Севере, рассказывают: промышленный и технический мусор — проблема практически всех полярных городков и поселков. Когда-то они сделали свое дело — успели побывать военными объектами, транспортными узлами, перевалочными пунктами, — а потом государство, решив свои задачи, о них надолго забыло. 

Мне часто приходилось бывать в северных экспедициях. Я бы сказал, что красноярский Север захламлен сплошь. Кроме промышленных отходов и следов пребывания военных баз, это брошенная техника — трактора, грузовики, речные суда. На железной дороге Салехард — Игарка, которую начали строить при Сталине, а потом забросили, — рельсы, железнодорожная техника, наконец, руины лагерей, из которых заключенных гоняли на стройку. Много мелких железяк совсем непонятного назначения и происхождения.

Правда, совершенно неожиданно «северный мусор» в какой-то момент сослужил добрую службу местному населению и даже помог выжить в первые постсоветские годы. Для кого-то он стал основой для открытия собственного бизнеса. Ну а заодно отчасти решилась и экологическая проблема… 

Берега Енисея очистились естественным образом: всё железо, брошенное вдоль реки,— вначале цветные металлы, а затем и черные, — вывезли попутные суда, возвращавшиеся с северного завоза (не с одной же только северной рыбой в Красноярск идти — нерентабельно!). А где-то и местные жители расстарались. У меня даже был знакомый, который там, на Cевере, открыл бизнес по сбору и сдаче металла. А вот в районе Хатанги и Диксона ситуация действительно катастрофическая. Ведь с этими поселками речного сообщения нет. Непонятно, как вывозить-то будут? Авиацией много не увезешь, да это и дорого. По зимникам — опасно: экосистема тундры очень хрупкая, буквально один шаг — и она нарушена…

Природа Севера, действительно, чрезвычайно ранима и после любого вмешательства восстанавливается годами. Так что, по мнению ряда специалистов, неизвестно еще, что для тундры хуже — мусор, пролежавший там десятилетия, или спецтехника, которая зайдет на ее территорию для вывоза отходов. Другие уверены: вывоз отходов — дело неизбежное. 

Люди, к счастью, в свое время заняли не все побережье Северного Ледовитого океана. Но уж куда добрались — там, конечно, наследили сильно. Может быть, масштабными экологическими последствиями это захламление и не грозит — всё-таки тех же ГСМ остались лишь следы, их значительный разлив невозможен. Но чистить Север всё-таки надо, и если на это появились деньги — значит, самое время это сделать. К тому же это не бросовые затраты — речь идет о металле, возможна его дальнейшая переработка, так что расходы отчасти окупятся. Что касается технической стороны дела, то я рассуждаю так: если в свое время все эти грузы были каким-то образом туда доставлены, так и обратно их вывезти вполне реально.

На ликвидацию отходов в Диксоне из федерального бюджета пойдет 650 млн рублей, в Хатанге — 300 млн. Управиться с их очисткой подрядчикам надо будет за 2014 и 2015 годы.

С одного места в другое уберут и денег немерено кто-то поимеет… Даже страшно подумать, что там на миллиард можно очистить.

За такое бабло я весь мусор с северов на санках вывезу на материк.

Можно купить теплоход, пару барж, воровайку и весь металл с севера вывезти, сдавая его непосредственно на сталеплавильный комбинат, реально этот миллиард если не утроить, то по крайней мере поднять ещё столько же.

Видео

Автор

Юлия Лобанова

Над статьей работали

Елена Горбачева, Надежда Сокирская

3 комментария к материалу.

Виктор Загвоздин 29 июня 2013, 07:15

ЛЮДИ ПРАВДУ ГОВОРЯТ - ПРИДУМАЛИ КАК НОВОЕ БАБЛО УВЕСТИ ИЗ-ПОД ВЗГЛЯДОВ НАРОДА. ОЧИСТИТЬ СЕВЕР!!! ДАЙТЕ ЛЮДЯМ ПРОСТЫМ РАБОТАТЬ И ОНИ ВАМ ЗА МЕНЬШУЮ ТОЛИКУ ОЧИСТЯТ СЕВЕР ДО БЛЕСКА.

Сергей Васильков 29 июня 2013, 15:22

не так давно обсуждали проблему вывоза мусора,народу предлагали скинутца по десяточке и прочее,комунальщики не работают м усор не утелизируетца,жить будем на помойке.И тогда все рванут на север,там будет чистота и порядок..... смешно!

Виктор Симонов 29 июня 2013, 17:05

Утопическая идея. В обжитых городах с мусором справиться не можем, а тут взялись за тундру. Просто подвернулась оказия, как наворованное бабло получше спрятать.

Добавить комментарий

Новое на сайте