Эпидемия ошибок. С красноярцев выбивают долги по чужим кредитам

9
голосов

Понравился материал?
нажми ↓

Было интересно!
Прислала
Наталья Гребнева

Фото: Михаил Мордасов/ИТАР-ТАСС

В Красноярском крае банки, приставы и коллекторские агентства пытаются взыскать долги с людей, которые ни у финансовых структур, ни у частных лиц никаких займов не брали. Подобные «ошибки» приобрели в регионе масштабы массовой эпидемии, хотя истории у всех «без вины виноватых» разные. Одно из таких дел уже дошло до суда. SmartNews выяснял, как себя вести, если на вас пытаются повесить чужой долг.

В последнее время красноярцы всё чаще сталкиваются с ситуацией, когда с них пытаются взыскать чужие долги. Причем выбивать деньги, толком не разобравшись в ситуации, берутся как сами банки, так и коллекторские агентства и судебные приставы.

В среду, 10 июля, суд поставит точку в деле по иску Марины Макуниной к банку «Хоум Кредит». Весной этого года к женщине стали поступать звонки и письма из банка с требованием вернуть основной долг — 300 тыс. рублей — и набежавшие по нему проценты и штрафы за просрочку платежей. В общей сложности — около 500 тыс. рублей.

О том, что она брала кредит, Марина из этих звонков узнала впервые. После обращения в полицию, прокуратуру, заявления в службу безопасности банка и проведения почерковедческой экспертизы кредитного договора было установлено: его подписывала не Марина. Уже и злоумышленник обнаружен, однако долговые обязательства с женщины не сняты, а ее кредитная история безнадежно испорчена.

Сейчас мошенник уже найден — им оказался сотрудник самого же банка. Мои паспортные данные подвернулись ему под руку, и он решил оформить кредит на мое имя. Вроде бы всё выяснили: и правоохранительные органы подключились, и банковская служба безопасности, но я-то по-прежнему числюсь в должниках, а моя кредитная история испорчена. Причем банк не делает ничего, чтобы исправить ситуацию. И письма, и СМС с требованием вернуть долг в размере более 400 тыс. рублей я по-прежнему продолжаю получать.

За помощью к правоохранителям обратился и красноярец Дмитрий Голованов, после того как в июне этого года его регулярно стали будить в 5 утра звонками с требованием вернуть 200 тыс. рублей банку «Восточный экспресс». Письма и СМС Дмитрий получал и от самого банка, и от компании «Русколлектор». И тоже по несуществующему долгу. При этом, что характерно, оба взыскателя были в курсе, что Дмитрий никаких займов не брал и поручителем по кредиту не был. Рассчитаться они требовали за его знакомого.

Некоторое время назад один мой приятель попросил меня, если позвонят из банка, просто подтвердить, что он — это он. Стандартная процедура при получении кредита — заемщик дает несколько контактных телефонов. Я не был поручителем по кредиту, да и с человеком этим знаком не слишком близко. И вот в одну прекрасную ночь раздается звонок: за вами числится долг в размере 200 тыс. рублей, требуем немедленно оплатить. Потом еще несколько раз звонили.

Прислала
Наталья Гребнева

Фото: Валим Жернов/ИТАР-ТАСС

Как оказалось, знакомый Дмитрия не справился с погашением долга и, очевидно, сменил телефон. А кредиторы решили стрясти задолженность с первого же человека, чьи контакты попались под руку.

В начале июля в банке после письменного заявления мои контактные данные из базы удалили. Но даже не извинились. А «Русколлектор» на возврате долга продолжает настаивать. Коллекторы требуют, чтобы я разыскал этого своего знакомого и заставил его вернуть заем. Простите, а я что, к ним на работу устроился? Я предупредил сотрудника «Русколлектора», что буду жаловаться в прокуратуру, а он мне отвечает буквально следующее: «А мне твоя прокуратура до лампочки, я сам недавно с зоны вернулся». Вот такой конструктивный диалог…

Голованов уже написал заявления в прокуратуру и Центробанк с требованием разобраться в ситуации и прекратить домогательства кредиторов. А вот жительница Красноярска Татьяна Лиханова пока не знает, куда и с какими заявлениями ей обращаться.

Мой бывший муж взял кредит уже после того, как мы развелись. Поскольку мы практически не общаемся, я, честно сказать, не в курсе, что там у него произошло и почему он не смог отдать долг вовремя. Но дело в том, что за последнюю неделю моему 12-летнему сыну стали приходить СМС из службы судебных приставов с требованием погасить задолженность. Причем в них детально расписано, какова сумма долга, сколько набежало просрочки, санкции какие-то перечислены, причем довольно серьезные. Я, конечно, бросилась приставам звонить. Говорят — телефон этот нашли в справочнике. Ну да, всё верно: симка, которой пользуется ребенок, оформлена на мужа. Я приставам ситуацию объяснила, но они продолжают сыну слать сообщения. Ребенок уже в шоке. А до этого — уж не знаю почему — они моей маме по этому же поводу названивали. С ней чуть инфаркт не случился.

Как говорит Татьяна, у приставов адрес ее бывшего мужа есть: он место проживания не менял, никуда не уезжал. Видимо, так выполнять свою работу приставам кажется проще.

Случаи разные, но юристы советуют во всех подобных ситуациях действовать одинаково: обращаться в суд. Причем не только мнимым должникам, но и самым настоящим — тем, кто не справился с погашением кредита.

Прислала
Наталья Гребнева

Фото: Интерпресс/PhotoXPress.ru

— Те, кого достали требованиями вернуть чужие долги, вполне могут обратиться в суд за компенсацией морального ущерба, а то и вреда здоровью, если, например, после звонка приставов с сердцем плохо стало и это удалось документально зафиксировать. Те же, кто действительно взял долг, но по каким-то причинам не смог его вернуть, могут подать иск по факту несоблюдения банковской тайны. Статья 857 Гражданского кодекса, статья 26 ФЗ «О банках и банковской деятельности», статья 183 УК запрещают банкам разглашать сведения о клиенте, его счетах и вкладах, производимых им в кредитной организации операциях и т.д. Если же эта информация получила огласку, клиенты имеют право требовать с банка возмещения убытков.

Как рассказали SmartNews коллеги из абаканской телекомпании NotaBene, подготовившие сюжет о деле Марины Макуниной, сегодня состоится суд по ее гражданскому иску, в котором она требует исключить ее из реестра банковских должников, восстановить положительную кредитную историю, а также рассмотреть вопрос о возмещении ей морального вреда.

Абаканцы не сомневаются, что решение судом будет принято правильное. Хотя, чтобы дело дошло до судебного разбирательства, к нему пришлось подключить правоохранительные органы сразу трех республик: сама Марина — жительница тувинской столицы Кызыла, кредит брала в хакасском отделении банка, а мошенника поймали в Красноярске. А СМС из банка Марине так и продолжают приходить.

Нам письмишко от этой банды уголовников приходило. Должны оказались, хотя с карты ни копейки не снято. А в другом банке теперь кредит не возьмешь, т.к. имя запятнано.

Вроде же разъясняли: нет подписи — нет кредитного договора. Чистый лоховской развод. Или опять Гражданский кодекс поменяли?

Аналогичный случай произошел с жителем Екатеринбурга. Когда-то мужчина оформил кредит и уже давно его погасил. А вот его паспортные данные в базе остались, что, по всей видимости, и позволило еще кому-то получить крупную сумму наличными. Вскоре некое агентство по возврату долгов потребовало срочно погасить кредит. В противном случае должнику сулят крупные неприятности.

Видео

Автор

Юлия Лобанова

Над статьей работали

Наталья Гребнева, Анастасия Савельева

5 комментариев к материалу.

Анатолий Кульбацкий 11 июля 2013, 10:49

Подобные случаи, возникают в различных городах нашей страны, в массовом порядке. Может быть настала пора в судебном порядке взыскивать с банков, такие же суммы( в качестве морального ущерба) которые , они по "ошибке" пытаются взыскивать с людей не имеющих к этому никакого отношения.Возможно после этого банкиры начнут работать качественно , а не расчитывать на халяву.Да и прокуратуре стоит подключаться к расследованию случаев незаконного выбивания долгов и привлекать к ответственности виновных.

Анатолий Губарев 11 июля 2013, 11:46

С месяц на старый мобильный, которым пользуемся время от времени, названивали из банка. Нет, с меня денег не требовали, хотя в первом разговоре попытались. Ну, как попытались, так и заткнулись. Но банковский клерк звонил через день и канючил: помогите взыскать! А как взыскать, если я человека-то едва вспомнил - он ко мне приходил один раз проконсультироваться по работе, но это когда было! Клерк, зараза, звонил с разных телефонов, все в "чёрный список" не внесёшь. Пришлось топать в головной офис и писать заявление.
Времени потраченного жаль, конечно, но в данном случае к банку только одна претензия: если для вас номер чьего-то телефона достаточное условие для выдачи кредита, сами и отвечайте за собственную неразборчивость.
Уже есть прецеденты, когда банки одёргивают в судебном порядке, даже взыскивали за назойливость, подобную описанной в статье. Но если в случае с Мариной Макуниной достаточно легко прижать банк и получить от него компенсацию (размер будет зависеть скорее от расположения и порядочности), то в случае назойливых звонков всё не так просто: нужно записывать все разговоры и собирать все письма, чтобы предъявить хоть какую-то претензию. А это начинают делать далеко не сразу и далеко не все.

Анатолий Губарев 11 июля 2013, 11:53, Изменено: 11 июля 2013, 11:55

размер компенсации для Марины Макуниной будет зависеть скорее от расположения и порядочности судьи.
Было бы очень здорово, если бы присудили ей ту сумму, которую банк и требовал - с процентами!

Рита Бутова 11 июля 2013, 12:17

Это самое ужасное, что может быть - получить за чужой долг. Своих то хватает, а тут такая несправедливость.

Сергей Васильков 11 июля 2013, 12:51

Банки чувствуют свою без наказанность,в начале весьма "назольево"пытаютса навязать вам кредит который вы не просите,а потом с удвоенной,а то утроенной "энергией"пытаютса выбить то что не давали.Может быть законатворцам пора потрудитса и статью в УК для банков написать?

Добавить комментарий

Новое на сайте