В квартире-тренажере. Детдомовцев подготовят к реальной жизни в формате игры

5
голосов

Понравился материал?
нажми ↓

Было интересно!
Прислала
Нелли Шестопалова

В Новосибирске воспитанникам детского дома предложат потренироваться жить самостоятельно. Для них создали «эмуляцию» городской квартиры, которая во всем напоминает настоящую. Они смогут периодически жить там и в формате игры в реальном времени готовиться к взрослой жизни.

В Новосибирске воспитанники детских домов смогут попробовать себя в роли взрослых людей. Для этого в детском доме № 7 для них оборудовали специальную «социальную квартиру». Она выглядит точно так же, как самая обычная квартира среднестатистической семьи: две комнаты, прихожая, кухня, санузел. Интерьер тоже типовой: кровати, столы, стулья, бытовая техника ничем не отличаются от стандартных. Единственное, но принципиальное отличие в том, что «социальная квартира» будет использована как своеобразный тренажер для формирования навыков взрослой жизни. Воспитанники детского дома смогут на неделю-две переселяться сюда, чтобы попробовать жить самостоятельно и обходиться без посторонней помощи.

Мы попытались воссоздать обстановку, характерную для обычной городской семьи. Когда есть все необходимое, но нет никаких излишеств. Есть телевизор, оргтехника, холодильник, тостер и микроволновка, но нет, к примеру, посудомоечной машины — для большинства новосибирских семей это по-прежнему предмет роскоши. Единственная нетипичная деталь — это то, что в кухне не одна мойка, а две. Но это уже требования СЭС, иначе нам не согласовали бы проект. Похожий интерьер выпускники детского дома смогут создать в своей квартире, когда начнут жить взрослой жизнью. А мы уже сейчас покажем им, к чему им нужно стремиться. Объясним, где и как все это можно выгодно пробрести, расскажем, как накопить на такие покупки, и, что самое главное, научим, как всем этим нужно пользоваться.

Прислала
Нелли Шестопалова

Ни для кого не секрет, что дети, выросшие в детских домах, часто не представляют, как пользоваться самыми обычными вещами. Ребенок, растущий в семье, уже в 5–6 лет прекрасно знает, как включить пылесос, как разогреть еду в микроволновке. А выпускник детского дома может не понимать элементарных бытовых вещей: как хранить продукты в холодильнике или куда нужно выносить мусор. Поэтому одна из задач проекта «Социальная квартира» — научить ребенка всем этим пользоваться.

Разумеется, это далеко не единственная цель проекта. Дети смогут попробовать без помощи воспитателей решать типовые задачи, возникающие в повседневной жизни. В формате игры в реальном времени они смогут понять, каково это — жить за стенами детского дома, где нет фиксированного распорядка, поваров и воспитателей, которые заботятся о тебе.

Мы будем время от времени подкидывать нашим воспитанникам неожиданные бытовые проблемы. Например, что прорвало трубу водоснабжения. Да, это будет искусственно созданная ситуация, но находить из нее выход детям придется по-настоящему. С похожими вещами они неизбежно столкнутся во взрослой жизни, и они должны быть к ним готовы.

За неделю или две самостоятельной жизни дети приобретут множество навыков: как поддерживать порядок в доме, как планировать свой день, как оплачивать коммунальные услуги, как готовить себе еду и даже как вести семейный бюджет. Пока не решено, получат они в свое распоряжение реальные или виртуальные деньги. Вероятнее всего, деньги будут виртуальными, ведь жизнь в «Социальной квартире» — это все-таки игровая имитация реальной жизни, а не ее буквальное воспроизведение. Но распоряжаться деньгами они точно смогут без прямых указаний старших. Они должны будут распределить, сколько нужно заплатить за коммунальные услуги, какую сумму оставить на продукты и сколько потратить на средства гигиены. Если нужно, дети всегда смогут воспользоваться советом куратора проекта: он будут рядом и, если что, подскажет, подтолкнет в нужном направлении. Ребенку, попавшему в непривычные условия, помощь педагога необходима, чтобы ситуация не стала стрессовой.

Однажды мы с воспитанниками пробовали распределять бюджет и учились экономить. К концу недели у нас осталась небольшая сумма. Дети решили потратить ее на то, чтобы приготовить торт. Они купили четыре коржа и восемь банок сгущенки! Этот торт я помню до сих пор. Вот от таких ошибок мы попробуем их уберечь.

Один из важных навыков, который должны приобрести участники проекта, — это умение приготовить себе еду, хотя бы самую простую. На занятиях детям показывают, как готовить кашу, яичницу или щи, однако не дают самим поучаствовать в процессе. Для того чтобы дети получили доступ к кастрюлям и сковородкам, в детском доме должны быть специально оборудованные помещения, соответствующие строгим санитарным требованиям. А такая роскошь доступна далеко не всем детдомам. Поэтому ребята знакомы с кулинарией лишь в теории. Переход к практике обычно преподносит множество сюрпризов.

Помню, как однажды семья, оформившая так называемый режим опеки, пригласила девочку из детского дома к себе на выходные. Утром отец семейства спросил ее: «Хочешь яичницу?» И когда он достал из холодильника яйца, она просто не знала, что это такое. Она думала, что яйца — это вареные половинки яиц, такие, как их подают в столовой. Это одновременно и смешно, и грустно. Больше, конечно, грустно: ведь девочке на тот момент было уже 13 лет.

Проект «Социальная квартира» поможет решить еще одну актуальную задачу — объединить семьи. Сейчас биологические братья и сестры разного возраста, попадая в детский дом, воспитываются в разных группах. Они не умеют общаться друг с другом подолгу и не знают, как жить в одной квартире. А в рамках этого проекта они смогут попробовать наладить родственные связи.

Предполагается, что проект будет запущен 1 ноября. Если он докажет свою эффективность, то опыт детского дома № 7 будет использован в других детдомах Новосибирска. Но уже сейчас в них реализуется целый ряд специальных проектов, направленных на социализацию детей, оставшихся без родителей. Так, в рамках проекта «Начало большого пути» их обучают бытовому поведению: как можно отправить письмо на почте, как открыть счет в банке, как выбирать продукты и т. д. В детском доме № 12 новосибирцы приглашают воспитанников в свои семьи, чтобы вместе встретить праздники. Во время таких визитов, пусть и краткосрочных, дети получают уникальную возможность понаблюдать за жизнью обычной семьи. Это очень ценный опыт для них. Однако самостоятельной попытки попробовать себя в роли взрослого ничто не заменит.

— Такой проект, как «Социальная квартира», — неоценимая помощь воспитанникам детских домов. Когда они вырастают и вынуждены примерять на себя роль взрослых, они не знают правил игры и поэтому впадают в стресс, полностью теряют ориентацию. Им необходимо помочь адаптироваться к новой роли заранее. Игровая форма — наиболее удачное решение: ошибки в игре воспринимаются не так болезненно, как в реальной жизни. А моделировать ее необходимо: социально-бытовые навыки нельзя приобрести в теории, только на практике.

Видео

Социальная квартира

Видео: НСК49 на YouTube

Автор

Полина Виноградова

Над статьей работали

Нелли Шестопалова, Елена Хотулева

Новое на сайте