Ставка на винтаж. Создатель «кукурузника» разрабатывает новый самолет

58
голосов

Понравился материал?
нажми ↓

Было интересно!
Прислала
Нелли Шестопалова

Фото: Александр Кряжев/РИА Новости

Новосибирский институт, который почти 70 лет назад создал легендарный «кукурузник», разработает концепт-модель нового самолета, который придет на смену Ан-2. Он будет таким же неприхотливым, как его предшественник, но станет экономичнее и комфортнее. До конца года планируется создать опытный образец.

В Сибирском НИИ авиации имени С.А. Чаплыгина разрабатывают концепт-модель нового самолета, который придет на смену легендарному «кукурузнику» Ан-2, созданному в 1947 году. Он будет экономичнее, безопаснее и комфортнее знаменитого предшественника, но при этом сохранит все его преимущества. Первые детали облика будущего самолета уже прорисованы.

Пока у нового самолета, который займет нишу Ан-2, нет названия, даже рабочего. Хотя работа над его конструкцией уже началась. Что касается внешнего облика, то он останется бипланом с одним двигателем, но изменится форма крыла, стабилизатора хвостового оперения. Если говорить о комфорте пассажиров, то его станет больше. Главное, что этот самолет, как и Ан-2, сможет садиться на неподготовленные площадки, ему потребуется даже меньше, чем 200 метров, для взлета и посадки. В то же время значительно увеличится дальность полета — с 1 тыс. километров до 2–2,5 тысячи.

У Ан-2 крылья изготовлены их алюминиевого сплава и обшиты полиэфирной, то есть пропитанной лаком, тканью. У нового самолета они будут с обшивкой из углепластика. Возможно, будет использована технология «черное крыло», при которой оно полностью изготавливается из углепластика.

На новый «воздушный внедорожник», вероятнее всего, будут устанавливаться двигатели компании Diamond. Есть вероятность, что технология их производства будет передана в Новосибирск, и тогда они будут выпускаться в России. Хотя эти двигатели разработаны достаточно давно, они не устарели. Напротив, доказали свою надежность и экономичность.

Кстати, именно двигатель в СибНИА им. С.А. Чаплыгина считают главным слабым местом Ан-2. Он был разработан даже раньше, чем сам самолет, и успел стать реликвией машиностроения, слишком дорогой и сложной в эксплуатации. Из-за того что «кукурузников» стало меньше, производство авиационного бензина для них оказалось невыгодным, и теперь его приходится закупать в Финляндии. Поэтому в Новосибирске сохранившиеся Ан-2 сейчас ремоторизируют, то есть устанавливают на них двигатели, работающие на авиационном керосине. Обновленные самолеты пользуются спросом.

Устанавливать новые двигатели на уже имеющиеся Ан-2 экономически целесообразно, поскольку расходы на модернизацию компенсируются за счет перехода с дорогостоящего авиационного бензина на дешевый керосин. В новом самолете двигатель также будет работать на авиационном керосине.

Самолет, который займет нишу Ан-2, будет использоваться там, где до сих пор незаменим биплан-долгожитель, — на Севере, на малоосвоенных территориях. Там нет ни автомобильных, ни железных дорог, а реки, по которым можно доставить грузы, замерзают зимой. Хороших аэродромов там тоже нет, потому «кукурузник» здесь может заменить только самолет с теми же преимуществами.

Прислала
Нелли Шестопалова

Ан-2. Фото: Валерий Матыцин/ИТАР-ТАСС

Ан-2 для условий Крайнего Севера идеален, поэтому он все еще в строю. Он занесен в Книгу рекордов Гиннесса как единственный самолет, который выпускается более 60 лет. Это настоящая легенда, причем живая легенда. Ему не нужна хорошая взлетная полоса, он может садиться на площадки даже вовсе без покрытия, на снег, на лед. Если отказал двигатель, он не падает, а начинает планировать. При сильном ветре может спокойно зависнуть над землей или перемещаться задним ходом. Было несколько случаев, когда «Аннушка» садилась поперек взлетной полосы — нормально приземлиться не давал сильный боковой ветер. Да, шумит. Да, работает на дорогом авиационном бензине. Но плюсов намного больше, чем минусов. Никакая «иномарка» его не заменит.

Выдающиеся характеристики Ан-2 позволяли использовать его для самых разных целей. Этот планер не только перевозил пассажиров и грузы. Его использовали для тушения лесных пожаров, сбрасывания парашютистов, аэрофотосъемки и метеоразведки, переоборудовали в гидроплан и самолет скорой медицинской помощи, размещали в нем научные лаборатории. На его базе даже был изготовлен экраноплан, который экспонировался на выставке МАКС-2009. А главное прозвище — «кукурузник» — он получил из-за своей незаменимой роли в сельском хозяйстве.

Хотя прототип Ан-2 был разработан еще в 40-е годы прошлого века конструктором Антоновым, проект был отклонен. Сталина гораздо больше интересовали боевые самолеты. Поэтому к идее биплана с низкой скоростью вернулись только после войны. В массовое производство он был запущен после прихода к власти Хрущева, которому очень понравилась идея использовать его в сельском хозяйстве. Он мог опылять посевы столь любимой Никитой Сергеевичем кукурузы. За эту свою работу он и получил прозвище «кукурузник».

Сейчас в России, по различным оценкам, осталось от 700 до 1400 «кукурузников». Летает из них максимум сотня. Не потому, что Ан-2 больше не нужен, а потому, что после перестройки распался советский блок. При СССР производство этих самолетов, а главное, права на него были переданы в Польшу. Выпускать Ан-2 там перестали в 1992 году. Россия осталась без практичных и надежных «Аннушек». Новый самолет, который будет создан в СибНИА им. С.А. Чаплыгина, поможет выйти из этой парадоксальной ситуации. Специалисты института надеются, что уже в 2016 году будет начато его серийное производство.

Справка SmartNews

31 августа 1947 года самолет, получивший впоследствии наименование «Антонов-2» (Ан-2), совершил первый полет с аэродрома авиазавода им. Чкалова в Новосибирске (под эгидой нынешнего СибНИА им. С.А. Чаплыгина). Это был сельскохозяйственный вариант самолета, но в дальнейшем количество выпускаемых вариантов значительно увеличилось. Наибольшее количество бипланов Ан-2 было выпущено в Польше. Всего в Польше было выпущено 11 915 экземпляров самолета Ан-2, из которых 10 440 было поставлено в СССР (и далее в СНГ после распада СССР). Кроме того, этот самолет производился по лицензии в Китае в различных вариантах с наименованиями Shijiazhuang Y-5 и Nanchang Y-5. КНР остается единственной страной в мире, где производство Ан-2 продолжается и по сей день.

Видео

Ан-2

Видео: MrYuriGagarin/YouTube

Прислал
Рафаєль В. Макаров

Врач-реаниматолог

Если новая модель будет также надёжна, неприхотлива и манёврена как и предшественник, то с учётом новой электронной начинки из неё получится неплохая востребованная «рабочая лошадка».

Автор

Полина Виноградова

Над статьей работали

Нелли Шестопалова, Татьяна Леонова, Рафаєль В. Макаров

8 комментариев к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе

Станислав Захаркин 26 февраля 2014, 09:08

Да уж кукурузник это самолет на века.. гже его только не применяли: начиная от доставки грузов, заканчивая сельскохозяйственными работами...Постройка нового усовершенствованого самолета такого типа думаю лишней не будет - все же кукурузник несмотря на свою универсальность уже морально устарел

Иван Мотыкин 26 февраля 2014, 10:13

Для Севера конечно такой самолет незаменим, но вообще он уже отжил свое...Так что не думаю, что новый самолет достигнет популярности кукурузника, который даже в Книгу Гинесса попал)

Отмечено
редакцией

Рафаєль В. Макаров 26 февраля 2014, 10:37, Изменено: 26 февраля 2014, 12:35

Если новая модель будет также надёжна, неприхотлива и манёврена как и предшественник, то с учётом новой электронной начинки из неё получится неплохая востребованная "рабочая лошадка".

Дмитрий Игнатьев 26 февраля 2014, 10:44

а почему это права на наш отечественный кукурузник принадлежат не нам, а полякам?

Сергей Милованов 26 февраля 2014, 11:31

Бесконечно обновлять и чинить старые самолеты невозможно, а с учетом того, что у нас нет прав на его серийное производство, создание нового современного аналога уже давно напрашивалось.

Виктор Загвоздин 26 февраля 2014, 14:32

Проволочки, соединяющие крылья, надеюсь останутся???

Vlad Serov 26 февраля 2014, 15:51

Надеюсь, не только проволочки останутся, а еще и крылья чуть скосят назад.

Владимир Болтнев 26 февраля 2014, 18:20

Если хотите сделать новый бестселлер на многие годы не только для нашей страны, но и для половины мира, то поставьте на каждое крыло (между верхним и нижним) по дизельному двигателю (есть зарубежные авиационные, но были опыты по установке обычных двигателей от грузовых автомобилей) тем самым повысив надежность полета и освободив нос самолета от огромного двигателя, за счет чего можно сделать хорошую кабину пилота с великолепным обзором (а за счет современной авионики освободив там много места), хвостовое оперение сделать двойным, продлив корпуса установки двигателей и куда можно будет закачать большое количество топлива на дальние полеты без дозаправки в конечном пункте, если там нет простой солярки и таким образом можно будет сделать основной фюзеляж без заднего оперения формой более похожей на морской контейнер с распашными дверьми сзади, что упростит погрузку-разгрузку грузов и пассажиров. Удачи!

Добавить комментарий

Новое на сайте