Невидимый контроль. В новосибирском метро измерят уровень радиации

7
голосов

Понравился материал?
нажми ↓

Было интересно!
Прислала
Нелли Шестопалова

В Новосибирском метрополитене запущена в эксплуатацию уникальная система защиты от чрезвычайных ситуаций. Система СЗИОНТ способна передавать информацию о происходящем, оповещать население и обеспечить связь с сотрудниками экстренных служб. Терминалы установлены на всех 13 станциях новосибирского метро.

По виду эти 48 терминалов, установленые в Новосибирском метрополитене в конце декабря, мало чем отличаются от бесчисленного количества разнообразных информационных табло, стоящих во всех российских городах. На панели можно узнать режим работы станций метрополитена, почитать историю Новосибирска. Есть кнопка экстренной связи. На этом внешние отличия заканчиваются.

Система СЗИОНТ — это система защиты, информирования и оповещения населения на транспорте от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Ее основа — антивандальные терминалы, которые подключены к общероссийской системе оповещения населения. В настоящее время терминалы СЗИОНТ предупреждают граждан о сильных морозах и том, как надо действовать при такой погоде.

Помимо всего прочего внутри терминалов есть датчики, реагирующие на химические вещества и радиацию, еще все теримналы оборудованы приборами видеоаналитического наблюдения.

Прислала
Нелли Шестопалова

А зачем в метро стационарный счетчик радиации? Гамму считать? А зачем? Чтобы найти идиота, который стырит из подвалов облбольницы кобальт-60? Альфу и бету (что актуально для делящихся материалов) такой аппарат не посчитает — путь пробега в воздухе слишком мал. Если только нейтроны, да и то, я не уверен, что радиуса действия хватит. 

Установкой терминалов занималась московская компания ИМЦ Концерна «Вега». За установку, по информации от пресс-службы МЧС по НСО, федеральное ведомство заплатит разработчику 75,508 млн рублей. Кроме вышеуказанных функций у терминалов есть связь со Всероссийской системой оповещения населения.

Аналогичной системой оснащены 12 вокзалов городов Подмосковья — их оборудование велось в этом году, однако пока только Новосибирский метрополитен оснащен такой системой полностью.

Система проводит мониторинг химической и радиационной обстановки на станции. Задача ее уловить возможное заражение, химическое или радиологическое и дать команду, которая поможет эвакуировать пассажиров.

Денис Дьяченко, руководитель отдела реализации проектов ИМЦ Концерн «Вега», SmartNews

Что касается системы видеоаналитического наблюдения, то представитель компании подробности ее функционирования раскрыть не захотел. Эта информация предназначена только для правоохранительных органов и спасателей. Специальные возможности терминалов интересны, скорее, специалистам по охране правопорядка и действиям в условиях ЧС. А вот интерес к информационной части системы вряд ли будет серьезным со стороны пассажиров, считают эксперты. Слишком уж мало времени люди проводят на станциях. В часы пик поезда новосибирской подземки ходят с интервалом полторы-две минуты. Средний интервал в течение дня три-четыре минуты, за исключением раннего утра и позднего вечера, когда электропоезд можно ждать минут 10.

Проектов привлечения внимания пассажиров и информирования их на станциях и в поездах при помощи видеоматериалов в Новосибирском метрополитене было несколько. Первым стал «ТВ-Метро», который появился в начале 2004 года. Тогда большими телевизорами были оборудованы все станции большой (Ленинской) ветки. На них демонстрировались полноценные новостные выпуски, реклама, объявления, полезные советы и т.п. Программы дублировали и в вагонах. Каждый состав был оборудован 8 телевизорами, а позже — плоскими мониторами. Люди, стоявшие у истоков проекта, говорят, что им хотелось дать пассажирам метрополитена больше положительных эмоций.

Первоначальная концепция «ТВ-Метро» была — новости со знаком «плюс». Они делались как бы в противовес тому негативу, которым был забит телеэфир. Новостные сюжеты были со звуком и дублировались субтитрами, потому что и на станциях, а особенно в вагонах было шумно. Тогда на станциях и в поездах не было такого количества наружной рекламы, взгляд человеку было кинуть некуда и цена контакта была крайне низкой. Но, к сожалению, рекламодатели в то время не совсем понимали, как можно использовать подобные носители, а когда в связи с изменениями в законе о рекламе нам вообще запретили использовать звук, то рекламодатели стали терять интерес к «ТВ-Метро». Сейчас много рекламы в Сети как раз и сделано по технологии видео без звука. Но тогда это было в новинку, хотя взгляды пассажиров и были прикованы к экранам.

Юлия Дорн, корреспондент «ТВ-Метро», SmartNews

Позже «ТВ-Метро» перешло под контроль рекламного агентства «Альянс Медиа». Рекламщики пытались развивать проект, но в 2012 году в связи с изменением политики Новосибирского метрополитена в отношении операторов рекламы проект был закрыт.

Пассажиропоток в метро — весьма специфическая аудитория. Сейчас у меня скаладывается впечатление, что информационные панели новых терминалов не будут пользоваться успехом у пассажиров, хотя это очень необходимая и полезная просветительская деятельность. Куда более полезно создание хорошего полноценного интернет-покрытия в метро.

Андрей Гладченко, директор рекламного агентства «Альянс медиа», SmartNews

Видео

Из истории Новосибирского метрополитена

На второй ветке метрополитена какое-то время действовал еще один видеоинформационный проект «Окна ТАСС». Но, по информации Андрея Гладченко, и эта затея переживает не лучшие времена. Так что необходимость информационных табло на новых терминалах — это, скорее, дань моде и некая имиджевая составляющая для МЧС, Новосибирского метрополитена и производителей. Хотя, по словам Дениса Дьяченко, выводы о пользе сейчас делать еще рано, поскольку эта часть ПО запущена только в тестовом режиме. После изучения предпочтений новосибирцев набор информационных услуг будет изменен и, возможно, расширен. А вот специальные функции будут востребованы профессионалами. Например, для борьбы с хулиганами.

За последние два года «зацеперы» (экстремалы, катающиеся на внешней стороне вагонов метро и электричек) несколько раз атаковали поезда подземки в Новосибирске. В конце января этого года двое молодых людей проехали от станции «Площадь Ленина» до «Красного проспекта», зацепившись за последний вагон метро. Полиция задержала ездоков — это было первое задержание «зацеперов» в Новосибирске. Остальным удавалось сбегать от полиции, или их не засекали камеры видеонаблюдения. Сейчас новосибирское метро снабжено таким количеством контрольно-измерительных приборов, что не проскочит ни мышь, ни «заяц». Кроме собственной системы видеонаблюдения недавно в подземке заработали сканеры на основе рентгеновского излучения, которые позволяют проверять пассажиров и багаж. 

Метрополитен — это только первый шаг по оборудованию терминалами транспортных объектов. На очереди автовокзал, жд станции и аэропорт Толмачево.

Василий Юрченко, губернатор НСО, SmartNews

Автор

Сергей Стюард

Над статьей работали

Ксения Гагай, Нелли Шестопалова

9 комментариев к материалу.

Роман Кравчук 27 декабря 2012, 10:35

Честно говоря, я не вполне понимаю, зачем в метро Новосибирска такая система оповещения. Город опасается ядерного удара? Или утечки радиации?

Дмитрий Курганов 27 декабря 2012, 11:36, Изменено: 27 декабря 2012, 11:40

у нас город на родоне стоит, из крана вода льется, у некоторых датчики зашкаливают. Не самое вредное проявление, но все же. Черт его знает, что там еще под землей творится...

Наташа Смирнова 27 декабря 2012, 11:09

Читаешь такие вот новости, и невольно приходит в голову мысль о каких-то подземных ядерных хранилищах.) Ну а иначе зачем в метро вообще устанавливать эти дозиметры? Это же не ренгтенкабинет, в конце концов.

Алексей Громыкин 27 декабря 2012, 12:45

Однако, весело живет славный город Новосибирск. Лично мне и в голову не приходило, что проблемы с радиацией у них имеют настолько глобальный характер, думал, это что-то вроде местных шуток или городских легенд-страшилок.

Никита Облонский 27 декабря 2012, 15:25

Как по мне, так это сущая трата денег. Получается, что там очень маленький радиус обзора. То есть на станцию надо до 10(!) таких приборов! не слишком ли затратно?

Сергей Милованов 27 декабря 2012, 20:03

По моему это очень хорошая идея. Ведь теперь в метро стало намного безопаснее. Нет опасности отравиться. Уменьшена возможность терракта. Разве не этого хотят люди - безопасности.

Ярослава Ковалева 27 декабря 2012, 20:48

Не знаю... По мне так нет смысла в этой затее. Она, конечно интересна, но что то она хилая. Потому как не такая уж в этом потребность есть. Разве именно этого не хватает в метро сегодня? думаю нет...

Игнат Южаков 27 декабря 2012, 21:07

И чего они хотели добиться? Все посмотрят на это, покачают головой и ретируются? Детская, глупая мечта. Как будто бы это возможно.

Марина Алехина 27 декабря 2012, 21:28

Удачно. на самом деле удачно. Только вот вопрос - если это такая вещь, которая обеспечивает безопасность, зачем ее в интернете светить? ведь теперь любой террорист знает как выглядит эта штука и либо отключит ее, либо обойдет. А зная как у нас работают мультикассы - велика вероятность, что она сама отключится)

Добавить комментарий

Новое на сайте