Пермский транспортный проект, раскритикованный чиновниками и независимыми экспертами, теперь притягивает взгляды других городов-миллионников. Специалисты выясняют, в правильном ли направлении движутся пермские транспортники, и насколько эффективны европейские схемы развития общественных маршрутов в российских городах.
Скоростной трамвай и специальные велодорожки, для движения автомобилей — всего по одной полосе в каждую сторону. Именно так уже несколько лет выглядит одна из центральных улиц в столице Пермского края — улица Ленина.
Схема, которую долго ругали пермские водители, неожиданно оказалась перспективной и жизнеспособной. Несмотря на велодорожку, трамвайные рельсы, на которые нельзя заезжать, и одну полосу для машин, поток двигался медленно, но верно — без пробок и заторов. Трамваи на Ленина стоять в пробках перестали — сверхзадачу соблюдать расписание удалось выполнить. Наверное, впервые пермский трамвай стал ходить строго по графику.
У водителей иногда создается ощущение, что если какие-то участки дороги они проезжают быстрее — по трамвайным путям, то и весь транспортный поток на улице должен двигаться так же быстро. Это не совсем так. Самый быстрый проезд через перекрестки происходит при небольших в целом скоростях (в районе 40 км/ч) и отсутствии перестроений. Самые большие замедления происходят именно из-за неоправданных маневров автомобилей — именно они в наибольшей степени тормозят поток. Конечно, после того как автомобили на Ленина пустили только по одной полосе, количество транспортных средств, проезжающих через эту улицу, уменьшилось, но количество людей увеличилось, если считать людей, находящихся в трамвае…
Сегодня к транспортной схеме Перми прикованы взгляды специалистов в этой области со всей страны. Пермь стала своеобразной Меккой транспортных проектировщиков: за последние четыре года ее посетили десятки делегаций. Недавно столичные блогеры Илья Варламов и Максим Кац посвятили пермскому транспортному опыту свои заметки, а казанское телевидение выпустило десятиминутку о нем.
Видео
Видео: Ирина Березина
Успех проекта зависит от двух условий. Начну со второго — инфраструктурных изменений. Были средства на их проведение — привели в порядок покрытие, выставили борт между трамвайными путями и проезжей частью. Депутаты городской думы одобрили проект велодорожек.
Первый же фактор — это то, что была политическая воля, поддержанная органами ГИБДД, администрирующими соблюдение правил на этом участке. Тщательно контролировались правила в части остановок и стоянок, а также запрета движения по трамвайным путям.
Поначалу, когда я не работал в этой сфере, собственные ощущения были такими же, как и у большинства автомобилистов. Я хорошо помню внутренний протест от подобных решений. Но прошло время, и стал виден эффект. Здравомыслящие люди видят количество людей, передвигающихся в трамвае, и меня, например, радует тот факт, что, когда я стою в заторе, трамвай идет.
автомобилистов кстати долго приучали к тому, чтобы не заезжали на трамвайные пути, одно время на каждом (!) перекрестке в центре стояли гаишники, которые это дело контролировали. Автолюбители пищали, конечно, а сейчас все привыкли и уже сами не заезжают.
летом был в Перми — насколько их городские власти лучше к городскому транспорту относятся, в отличие от наших челябинских. Это ж какой-то позор — трамвай 71-623 в Перми есть в количестве 45 штук, а в Че перелицовывают старьё и собираются снять троллейбус!
В часы пик заторы на улице Ленина, конечно, есть. Машины, бывает, стоят на протяжении всего квартала, и хвосты периодически вылезают на перекрестки. Идеальной картины в Перми достичь не удалось. Но в сравнении с тем, что было раньше, успех невероятный. Улица стала выглядеть цивилизованно. Не хуже, чем в Европе.
— Конечно, это выставочный образец. Много есть публикаций в интернете, в которых используется фото с сервиса «Яндекс.Карты». Улица Ленина попала на фото «Яндекса» рано утром, по всей видимости. Я несколько раз выкладывал это фото, стирал опознавательные знаки и спрашивал, где эта фотография сделана. Люди отвечают — это Прага. Я отвечаю — нет, это Пермь. Действительно, получился образец того, как должен выглядеть транспорт города.
На текущий момент, отмечают эксперты, если на улице Ленина и случаются моменты заезда на трамвайные пути, то чаще всего их совершают иногородние автомобилисты, не разобравшиеся в знаках и запретах. Местное автомобильное сообщество удалось дисциплинировать. Иногда пропагандой, иногда серьезными штрафами. Немалую роль в организации изменений играла стремительность процесса.
— С улицей Ленина поступили по рецепту Куритибы. Надо делать быстро и просто. И вот так и сделали. На то была мощная воля и ресурс губернатора. Сейчас ни у губернатора, ни у руководства муниципального образования такой воли нет. Может быть, просто не тот темп выбрали, снизили. Я думаю, что это всё лишь вопрос времени. Рано или поздно на улицах Куйбышева и Мира в Перми будет так же. Могу голову на рельсы положить, дело лишь во времени. Благодаря проектам губернатора Чиркунова Пермь удалось сделать известной и выделяющейся из череды российских городов. Это уже удалось сделать в транспортной сфере, просто не все специалисты и не все это замечают. Лицом к лицу этого не видно. Нужно ехать и оценить со стороны.
Скепсиса в оценках пермского транспортного проекта по-прежнему немало. Однако большинство из тех, кому удается взглянуть на транспортный поток по улице Ленина, остаются скорее удивленными, нежели разочарованными. Даже в часы пик, когда там наблюдается автомобильная пробка, улица движется. Трамваи не замедляются ни на минуту, а поток велосипедистов не прерывается припаркованным транспортом. Говорят, как в Европе.
Очень интересная мысль, а главное — действует!
Не знаю на сколько много подобных улиц в Москве, но в Петербурге часть Московского проспекта снабжена выделенной линией для общественного транспорта и на Лиговском есть. По скольку не являюсь автомоболевладельцем не могу рассмотерть данный вопрос с их стороны, но как пешехода меня это радует. Только у нас это не доработано толком и общ. транспорт все равно большую часть своего маршрута едет в общем потоке по пробкам, но когда по выделенной полосе — очень быстро, одно удовольствие там прокатится.
У нас веселее. Для того, что бы чиновники не забивали центральные улицы машинами, а отваливали на платные парковки, в Перми в центре рядом с мэрией и администрацией губернатора введены парковки по времени. Бесплатно — только 180 минут, далее — штраф. Теперь, если ты приехал по делам в администрацию города или края, скорее всего припаркуешься. А вот на день машину там не бросить.
И все-таки лучший пример —это Волгоград. Здесь, конечно, стоит учитывать особенность, что город тянется вдоль Волги на расстоянии 80 кэмэ. Но вся эта территория занята магистралью общественного транспорта. особой популярностью у горожан пользуется скоростной трамвай, маршрут которого соединяет 4 района Волгограда, а в перспективе — новые станции. Удобно и быстро. Там где владельцы авто добираются в центр города за 40-60 минут, скоростной трамвай доставляет пассажиров минут за 15-20.
Ну знаете ли, оно то, конечно, удобнее…для тех, кто в трамвае. А вот для тех, кто за рулем. Учитывая, что водить с каждым годом и так все сложнее и нервознее, это все похоже на издевательство. Удобство личного транспорта, нынче, теряет смысл…
28 комментариев к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе