Спецпроект

Легенды края

Колдуны и крокодилы. SmartNews собрал легенды Псковской области

21
голос

Понравился материал?
нажми ↓

Было интересно!
Прислала
Нелли Шестопалова

Фото: Konstantin Kokoshkin/Global Look Press

История Пскова насчитывает более тысячи лет. Неудивительно, что за это время на древней земле появилось немало легенд и сказаний. SmartNews составил список самых удивительных городских легенд и выяснил, кто по ночам гремит в Гремячей башне, что такое псковские «слухи» и откуда в реке Великой появились крокодилы.

Легенда об основании Пскова

Точный возраст города не известен. Его первое упоминание в летописи датируется 903 годом, но, судя по археологическим находкам, люди начали жить на месте слияния двух рек — Великой и Псковы — намного раньше указанной даты. Согласно легенде, Псков был основан княгиней Ольгой. Будучи дочерью бедного крестьянина, будущая княгиня работала на переправе и перевозила людей на лодке. Одним из тех, кто как-то раз переправлялся с Ольгой через реку, оказался молодой князь Игорь. Он моментально влюбился в прекрасную девушку и вскоре женился на ней. Уже в качестве княжны Ольга как-то раз плыла по реке Великой на ладье и залюбовалась красивым холмом, возвышающимся над местом впадения в Великую более мелкой речушки Псковы. Неожиданно подул сильный ветер, а небо заволокло тучами. Тогда Ольга сошла на землю и стала молиться. Вдруг небеса разверзлись, и перед молодой княгиней явились три луча, которые сошлись на том самом месте, где в будущем построят главный псковский храм — Троицкий собор. Находясь под впечатлением от фантастического видения, Ольга приказала заложить здесь церковь и основать город.

Княгиня Ольга считается покровительницей Пскова. С ее именем связано немало местных достопримечательностей, в том числе стоящий у реки Великой камень с углублением, напоминающим отпечаток сафьянового сапожка. По преданию, Ольга стояла на этом камне во время встреч с жителями основанного ею города. В честь княгини, которая позже стала одной из первых русских святых, названа набережная, а также мост и стоящая у его подножия часовня.

Прислала
Нелли Шестопалова

Фото: Петр Верещагин. Псков, 1876

Легенда об этих лучах есть на памятной мраморной доске у часовни, которая была построена и освещена в 2000 году. Стоит она напротив Кремля, и можно предположить, что это — то самое место, где Ольга, по легенде, и видела сияние трех лучей. Здесь же стоит и знаковый поклонный крест. Говоря современным языком, Ольга оказалась менеджером, который нашел деньги на строительство Пскова. Рассказывая об этой исторической персоне, надо помнить, что именно Ольга одной из первых на Руси приняла христианство, а также византийскую культуру, и я в своем проекте часовни постарался передать этот византийский стиль. Кстати, новая часовня и благоустроенный спуск к реке сразу же стали одной из визитных карточек нашего города. Сюда стремятся все псковские молодожены. Отсюда открывается невероятный вид на Кремль. В общем, это место стало настоящим символом Пскова, и я этому обстоятельству очень рад.

Псковские подземелья

В начале 60-х годов прошлого века рабочие прокладывали канализационные трубы вдоль Советской улицы и в том месте, где она переходит в площадь Победы, наткнулись на необычные подземные пространства. Это была не первая находка, связанная с разветвленной сетью подземных ходов, однако именно она привлекла внимание псковских историков к тому, что было спрятано у них под ногами. Было установлено, что эти коридоры назывались «слухами» и служили псковичам во время вражеских нападений и осад. Сидящие в этих ходах люди слушали, не собираются ли захватчики прокладывать подкоп, и в случае чего встречали ни о чем не подозревающих врагов пороховыми взрывами.

Информация об этих «слухах» хранилась в строжайшем секрете. В архивах Ватикана до сих пор содержатся планы псковских укреплений, которые были составлены вражескими лазутчиками, но никаких данных о подземных оборонительных сооружениях в этих документах нет. Зато сохранилось немало легенд, гласящих о невероятной протяженности псковских подземных ходов. Якобы они проходят под рекой Великой и тянутся до Печор, где располагается крупнейший в Псковской области монастырь. Стоит отметить, что расстояние от Пскова до Печорского монастыря около 40 километров.

Прислала
Нелли Шестопалова

Псковские подземелья изучаются очень давно. Есть замечательная посвященная им работа Константина Григорьевича Евлентьева. Есть о подземных ходах и другие материалы, в том числе выпущенные Российским археологическим обществом. Роль этих сооружений была в первую очередь оборонительной. В этих так называемых слухах сидели люди, которые слушали, не ведутся ли противником подкопы, и когда они слышали, что под стены подкапываются враги, то сразу же закладывали порох и взрывали. Больше всего таких ходов было проложено вдоль южной крепостной стены: от Покровской башни до реки Псковы. Эти «слухи» очень помогли псковичам во время войны со Стефаном Баторием. Что касается легенд, то по одной из них в один из подземных ходов как-то раз запустили двух зайцев. В итоге один пропал, а другой выбежал из-под земли в сорока километрах от города. Якобы самый длинный коридор шел до самых Печор.

Крокодилы в реке Великой

Псковские леса с древних времен славились обилием животных, а реки и озера всегда были богаты рыбой. Правда, судя по летописным преданиям, не только рыба водилась в псковских водоемах. В 1582 году летописец сделал такую запись: «Того же лета изыдоша коркодили лютии зверии из реки и путь затвориша; людей много поядоша. И ужасошася людие и молиша бога по всей земли. И паки спряташася, а иних избиша». Что означает это странное свидетельство? Неужели и вправду из реки Великой могли выйти на берег «коркодилы» (так на Руси называли крокодилов) и учинить в городе панику? Погодные условия ни в то время, ни сейчас не пригодны для проживания в псковских реках этих животных. Крокодилы могут жить и размножаться при среднегодовой температуре +11 °C, студеные псковские зимы им бы не понравились.

Прислала
Нелли Шестопалова

Изучавшие это летописное сообщение историки в итоге сошлись на том, что крокодилы могли оказаться в реке Великой по недосмотру купцов, которые везли их из южных земель для показа на ярмарках или для частных зверинцев. Находясь на пересечении многих торговых путей, Псков контактировал даже с самыми отдаленными землями. Известны случаи, когда русские купцы доходили в своих путешествиях до Египта. В 1559 году в Каире побывал смоленский купец Василий Поздняков, а в том самом году, к которому относится запись о появлении в реке Великой «коркодилов», на берегах Нила гостил дворцовый дьяк Трифон Коробейников. Кстати, австрийский дипломат Герберштейн в своих знаменитых «Записках о Московии» упоминал, что в Литве держат в неволе крупных ящеров, которые по описанию напоминают то ли варанов, то ли крокодилов, а путь в Литву лежал как раз через псковские земли.

Можно предположить, что во время прохождения торгового каравана через Псков произошла какая-то авария, и крокодилы оказались в реке. Если это произошло в теплое время года, неудивительно, что эти животные не погибли, а какое-то время жили в акватории, наводя ужас на местное население.

Прислала
Нелли Шестопалова

Помню, что эта легенда мне встречалась. Произойти это могло в низине, где находится церковь Образская с Жабьей лавицы. Этот храм стоит в низком, заболоченном месте. Почему «с Жабьей лавицы»? Видимо, из-за постоянного крика лягушек, который в теплое время года постоянно раздавался поблизости. В честь этого и назвали облюбованное лягушками местечко «Жабьей лавицей». Говорят, что заморскую диковину, так называемых коркодилов, привез в Псков купец, и есть версия, что они от него не убежали, а это он сам их специально выпустил в эту «жабью лавицу», чтобы люди посмотрели на диковинку. Правда, к осени все крокодилы сдохли. Это смешная легенда, но трактовать ее можно серьезно. На древнерусских прялках часто изображали морды похожих на крокодилов ящериц. Эта традиция восходит еще к языческой культуре. «Коркодилы», вот эти ящеры полумифические, могли быть символами водной стихии. И эта легенда отчасти отражает глубинное отношение псковичей к жизни, к небу, земле и воде.

Гремячая башня

История стоящей на берегу реки Псковы Гремячей (Космодемьянской) башни окутана множеством легенд. Рассказывают, что под ней находится склеп с сокровищами. В этом склепе в гробу непробудным сном спит девица в подвенечном платье. Бочки с золотом и другими драгоценностями — это ее приданое. Достанется оно тому, кто сможет разбудить спящую невесту. Якобы иногда из-под башни раздается звон монет и драгоценных камней. Именно поэтому башню и называют Гремячей.

Еще в одной легенде, связанной с этим сооружением, рассказывается о подвиге псковского князя, который дал отпор тевтонским рыцарям. Якобы Псков оказался захвачен, а молодой князь пытался поднять восстание. Его схватили, заточили в этой башне, а потом умертвили. Но псковичи все равно взялись за оружие, и разыгралась страшная битва. Когда победа тевтонцев была близка, раздался раскат грома, сверкнула молния и на стенах башни возникла огромная тень погибшего князя. Рыцари дрогнули и с позором были изгнаны из Пскова.

Прислала
Нелли Шестопалова

Фото: Александр Макаров/РИА Новости

Третья легенда о Гремячей башне отчасти напоминает сюжет из «Вечеров на хуторе близ Диканьки» Николая Гоголя. В день Иоанна Богослова один псковский мастеровой шел навеселе домой, встретил знакомых и пошел с ними в кабак. Поднял рюмку, перекрестился и в тот же миг оказался на крыше Гремячей башни, откуда его утром и сняли. С тех пор мастеровой горячительными напитками не злоупотреблял и в церковные праздники по кабакам не разгуливал.

Предполагается также, что башню могли назвать Гремячей из-за шума порогов протекающей рядом реки. Не исключено, что и саму речушку, впадающую в этом месте в реку Пскову, называли Гремячей. В честь нее и получила название эта башня.

Лично мне ближе всего по духу легенды, связанные с Гремячей башней. Это очень красивое место, которое сейчас хоть и окружено современной застройкой, но все же сохраняет исконно псковские черты. Легенд, связанных с этой башней, очень много. Есть предания и о томящейся в подземелье под этой башней красавице с несметными сокровищами, и о князе, который погиб здесь во время битвы. Мне, например, нравится легенда о мастеровом. Дело было так: один псковский мастеровой шел из гостей навеселе мимо расположенной неподалеку церкви Иоанна Богослова, встретил, как ему сначала показалось, знакомых людей, которые предложили ему отправиться вместе в кабак и продолжить гулянку. Мастеровой согласился, а когда пришел в кабак, то сразу же почувствовал что-то неладное. Перекрестился и в тот же миг оказался на крыше Гремячей башни.

Поганкины палаты

В самом центре Пскова стоят белокаменные купеческие палаты. В них сейчас размещается псковский историко-художественный музей. Построен этот комплекс зданий в VII веке по заказу одного из богатейших псковских купцов Сергея Ивановича Поганкина. Его необычная фамилия также окружена всевозможными легендами и преданиями. Фигура этого купца, судя по разрозненным данным, неоднозначно оценивалась не только поздними исследователями, но и его современниками. По одной из версий, этот человек славился своей алчностью и жестоким нравом, оттого и получил в народе прозвище «Поганый». Одни поговаривали, что разбогател он после того, как нашел несметные сокровища, другие видели в нем чуть ли не атамана разбойников, который сколотил состояние грабежами и разбоем.

Есть еще история, судя по которой таким обидным прозвищем купца за жадность и корысть наградил царь Иван Грозный. Рассказывали, что и сам Поганкин был не менее грозным, чем прославившийся своей жестокостью государь. Якобы в гневе купец привязал свою молодую жену к крупу полудикой лошади и пустил животное в поле. Справедливости ради стоит сказать, что все эти истории могли быть банальными домыслами завистников из числа городской бедноты.

Поганкины палаты были возведены после крупного городского восстания. Внутри этого мощного сооружения с толстыми известняковыми стенами было найдено немало секретных помещений и потайных ходов, а также скрытых ниш и тайников. Более 100 окон-бойниц с решетками и ставнями придавали зданию вид настоящей крепости.

Прислала
Нелли Шестопалова

Надо пытаться понять ментальность псковичей, и только тогда можно найти ответ на вопрос, почему они так относились к купцу Поганкину. Он нарушил законы и принципы псковской торговли, которая славилась своей честностью. Недаром немцы говорили о псковских купцах — «псковичи в торговле до глупости честны». Поганкин был нуворишем, относился к группе «слединых купцов», тех, кто приходил в некогда свободный и независимый Псков из Москвы и других земель. Поганкин был чужаком для исконного населения. Его настоящей фамилии никто не знает, и его прозвище — это народное наказание за кичливость, жадность и все те качества, которые были псковичам чужды. Когда я работала в Поганкиных палатах, у нас, у сотрудников, были свои мифы и легенды. Всякий, кто начинал работать в музейных фондах, получал ключи, чтобы закрывать музей. Ночью иногда срабатывала сигнализация, и музейщики шутили, что это Поганкин успокоиться не может.

Бесстрашный юродивый

Существуют в Пскове предания, которые, несмотря на свою схожесть с легендами, считаются настоящей правдой. В частности, речь идет о нашествии на Псков опричных войск царя Ивана Грозного и встрече, которую организовал для них псковский юродивый по имени Никола Салос. Это знаменитая история нашла свое отражение не только в многочисленных летописях, но и в десятках произведений искусства, начиная с трагедии Александра Пушкина «Борис Годунов» и заканчивая картинами Петра Геллера, Ивана Пелевина и Андрея Рябушкина.

Дело было так. Царь Иван Грозный со своими опричниками отправился в феврале 1570 года в Псков, чтобы укротить свободолюбивых псковичей. При въезде в город царя встретил местный юродивый Николка, который предложил государю в постный день съесть кусок сырого мяса, тем самым укорив его в жестокости. Эта встреча так подействовала на Ивана Грозного, что он отказался от своего намерения «залить город кровью» и покинул его, так и не причинив никому вреда.

В иностранной литературе, в частности у английского дипломата Горсея, упоминается некий Микула Свят, который теоретически мог означать Николу Салоса и который якобы был псковским колдуном и мошенником. Однако, такой критический взгляд на фигуру юродивого не распространился, и еще один иностранный современник царя Ивана Грозного, путешественник Флетчер отзывается о Николе положительно.

Прислала
Нелли Шестопалова

Андрей Рябушкин. Иоанн Грозный с приближенными, 1903 (на картине изображен Николай Салос, предлагающий Ивану Грозному кусок сырого мяса и обличающий его в кровожадности). Фото: Арт-каталог

Это не легенда. Это — высокая правда и наша гордость. «Салос» по-гречески означает «спаситель», и если бы не он, то, возможно, Пскова бы уже не было. Никола Салос — главный защитник Пскова, и очень символично, что его нетленные и чудодейственные мощи сейчас лежат в раке вместе с псковскими князьями. Ситуация с Иваном Грозным, как мне видится, развивалась так: москвичи шли на Псков, силы были не равны, но до этого псковичи уже присягали новой столице Руси. Воля, конечно, дорого стоит, но жители Пскова решили пожертвовать своей вольницей ради защиты и помощи, которая постоянно нужна была такому пограничному городу, как Псков. Легенда гласит, что конь Ивана Грозного споткнулся на въезде в город, тогда он слез с коня, и тут перед ним появился юродивый и, пародируя царя, скакал на палочке. Потом юродивый вынул из-за пазухи кусок мяса и предложил царю покушать. Иван Грозный оторопел и сказал, что не ест мяса в пост. «Ты хуже делаешь, ты кровь людскую пьешь», — ответил ему на это Николка. Таким образом, он разбудил в царе совесть. Иван заперся в Троицком соборе и три дня молился, а потом призвал к себе Николку, и о чем они говорили, только стены собора и знают. Выйдя после этого разговора, Грозный сказал своим опричникам: «Иступите мечи о камни, свят город сей». Вот такая блистательная победа народного духа.

Видео

Легенды Пскова

Видео: boikoav/YouTube

Прислал
Александр Истратов

903 год — это очень и очень приблизительная дата… Однозначно, что на этих землях жило большое количество людей, которые в дальнейшем или перекочевали на новые стоянки, или же, наоборот, расселились по окрестностям и потом основали город!

Прислал
Рафаєль В. Макаров

Врач-реаниматолог

Главное в псковских легендах то, что они удачно сочетаются с архитектурой старого города, и прежде всего — с Псковским Кремлём. После этого не хочется разбираться, что здесь — правда. а что — вымысел. А может быть и не нужно?

Автор

Гаврила Лыков

Над статьей работали

Нелли Шестопалова, Александр Истратов, Анастасия Савельева, Рафаєль В. Макаров

4 комментария к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе

Отмечено
редакцией

Александр Истратов 20 февраля 2014, 18:21, Изменено: 20 февраля 2014, 21:42

903 год - это очень и очень приблизительная дата... Однозначно, что на этих землях жило большое количество людей, которые в дальнейшем или перекочевали на новые стоянки, или же наоборот, расселились по окрестностям и потом основали город!

Максим Ращупкин 20 февраля 2014, 19:25

совместив вторую и третью легенду получим крокодилов в подземельях Пскова:) Прямо Нью Йорк:)

Марта Узлова 20 февраля 2014, 19:35

какие старые постройки! ничего себе... а башня какая страшная... не хотела бы возле нее оказаться вечерком!

Отмечено
редакцией

Рафаєль В. Макаров 20 февраля 2014, 22:15, Изменено: 21 февраля 2014, 16:20

Главное в псковских легендах то, что они удачно сочетаются с архитектурой старого города, и прежде всего - с Псковским Кремлём. После этого не хочется разбираться, что здесь - правда. а что - вымысел. А может быть и не нужно?

Добавить комментарий

Новое на сайте