Техно-шаман. Ростовский музыкант делает уникальные электронные инструменты

8
голосов

Понравился материал?
нажми ↓

Было интересно!
Прислала
Нелли Шестопалова

Фото: из личного архива Эдуарда Срапионова

Эдуард Срапионов известен в музыкальной среде под именем Papa Srapa. Вот уже много лет ростовчанин профессионально занимается изготовлением аналоговых электронных музыкальных инструментов. Параллельно с этим он проводит любопытные опыты со звуком. Например, Papa Srapa открыл извлечение звука из биологически активных жидкостей: слюны, яичного белка. Техно-шаман показал SmartNews свои причудливые электронные инструменты и рассказал, как их использовать.

Над созданием каждого инструмента Papa Srapa трудится очень тщательно: досконально продумывается звук, внешний вид, удобство управления и т. д. Все изделия получаются разными, их немного, и каждое имеет свой номер. Таким образом, создатель всегда знает, в каком городе и на выступлении какой музыкальной группы этот инструмент звучит. Небольшое количество изделий объясняется еще и тем, что не каждому музыканту они придутся по нраву. Ведь музыка, которую выдают аналоговые синтезаторы Эдуарда Срапионова, — это эксперимент, вызов, то, что сейчас называют нойзом, или попросту шумом.

Синтезатор «Малыш». 12 тоновых и 8 шумовых генераторов. Главная особенность этого синтезатора — подключение тела исполнителя в схему инструмента. Исполнитель кладет руки на панель синтезатора и прикасается пальцами к специальным клеммам, пропуская звук по рукам и через грудную клетку.

Прислала
Нелли Шестопалова

Фото: из личного архива Эдуарда Срапионова

В ваших приборах больше искусства, чем техники, хотя сам не крутил, но слышал. По виду так все и есть.

Электроакустический инструмент «Корона», его использует группа «Рада и Терновник», интересен тем, что в нем собраны практически все звуки, которыми озвучивали советские фантастические фильмы и мультфильмы (например, «Тайна третьей планеты»). Звукоизвлечение — руками по пружинкам и ногами по специальным датчикам.

Прислала
Нелли Шестопалова

Фото: из личного архива Эдуарда Срапионова

Новая музыка для молодых людей! Я рада за вас!

— Эдуард, а как вы придумываете названия для своих инструментов? 

— По-разному. Иногда валяется дома железочка с надписью, уже и не помню даже, откуда она взялась, а потом делаю новый инструмент и попадается она на глаза, сразу же ее на инструмент и прикручиваю. Так был назван синтезатор «Малыш». Или вот, например, Perdutto-2000: когда я его впервые включил и услышал, как он звучит, я подумал, что это те самые звуки из 20-х годов, ныне потерянные (perdutto — итал. «потерянный») По-итальянски он назван в память о Луиджи Руссоло и всех итальянских футуристах, а 2000 — это количество звуков в нем.

Синтезатор Perdutto-2000 чудесным образом вобрал в себя звуки всех известных органов и синтезаторов. Сейчас его использует питерская группа Stember Fats.

Прислала
Нелли Шестопалова

Фото: из личного архива Эдуарда Срапионова

У Эдуарда есть еще одно интересное изобретение — синтезатор «Галатея-2». В нем воплощено огромное количество комбинаций различных генераторов, включаемых кнопками, и возможность пропускать звук через пальцы. Есть антенна для игры с помощью света свечи, фонарика, зажигалки и т. д.

Прислала
Нелли Шестопалова

Фото: из личного архива Эдуарда Срапионова

То, что делаю я и еще несколько человек в мире, в магазине не купишь. Это совсем другой уровень, другой принцип создания тембра и звукоизвлечения.

Видео

В клубе «Вата», Ростов-на-Дону, 2010

Человек-оркестр, био-робот, оккультный жрец и индустриальный алхимик — то, что рождается в его звучании трудно описать словами. Русский конструктивизм начала прошлого века, предания старины глубокой вымирающих северных народов, их плясок у костра и наскальных рисунков, физические граффити и техногенный метаболизм в крови ржавеющих героев японского киногуру Цукамото в его эпохальном «Железном человеке» векового конца…

Прислала
Нелли Шестопалова

Фото: из личного архива Эдуарда Срапионова

Хорошо, когда такие светлые умы живут в твоем родном городе, практически по соседству. У них многому можно научиться, например любви к своему родному дому.

— Ростов-на-Дону вдохновляет или подавляет вас? Как вы чувствуете свою связь с городом?

— Как же может меня подавлять город, если я здесь родился и вырос? Каждый человек должен жить и трудиться не далее чем за 80–100 км от места своего рождения. Родная земля вибрирует на той же частоте, что и тело человека. Еще желательно человеку и питаться тем, что выросло рядом с ним. Когда человек надолго уезжает из родных мест, лишая себя нужных вибраций земли, у него возникает неприятно щемящее чувство, которое мы называем ностальгией, — наш организм подсказывает, что пора вернуться. Зная это, наши предки, когда работа, война или какая другая нужда заставляла надолго уехать, брали с собой немного родной земли.

Прислала
Нелли Шестопалова

Фото: из личного архива Эдуарда Срапионова

Музыку Папы Срапы сложно кому-нибудь порекомендовать к прослушиванию. Звуки, которые издаются инструментами, — неприятны не только на слух, но и на ощупь, а местами даже болезненны — мурашки гарантированы. Но когда этот барьер преодолен, воспринимается она как чтение Гоголя — бесконечно томит и мучает.

Эдуарда Срапионова интересует не только музыка и шаманизм, много времени он посвящает изучению русского языка. Эдуард открыл для себя его прямую связь с электронной музыкой.

Прислала
Нелли Шестопалова

Фото: из личного архива Эдуарда Срапионова

Русский язык и электронная музыка одинаково способствуют раскрытию любых способностей человека, русский язык — с помощью образов, электронная музыка — с помощью тембра. Потому и неудивительно, что все направления электронной музыки появились у нас в стране в самом начале ХХ века. В 1909 году один из основателей русского футуризма военный врач и художник Николай Кульбин предложил концепцию свободной музыки, а в 1916 году композитор и музыкальный теоретик Арсений Авраамов (кстати, из Ростовской области) предлагает новые методы синтеза звука. В 20-е годы Авраамов с друзьями создает первый электронный синтезатор. В дальнейшем нашими соотечественниками было столько всего создано — и музыки, и синтезаторов, что об этом можно написать не одну книгу.

На вопрос: «Зачем и кому нужно это воскрешение звуков и смыслов?» — музыкант отвечает: «Это нужно знать нашим детям».

Видео

Автор

Янина Хужина

Над статьей работали

Ксения Гагай, Нелли Шестопалова

7 комментариев к материалу.

Анатолий Губарев 30 марта 2013, 18:19

Не впечатлило!
Напомнило шумы завода и высоковольтной лаборатории. Плазма шумит лучше

Комментарий удален

Mark Silinio 30 марта 2013, 21:28, Изменено: 30 марта 2013, 21:30
Andrey Kireyev 31 марта 2013, 01:20

на бирже что ли прозябать??

Sergey Rovny 31 марта 2013, 22:44, Изменено: 1 апреля 2013, 09:38

Друзья, вы о чем? Какой .. шаман? Это случайный набор кнопок! Он инженер, безусловно! Но ни разу это не имеет отношение к музыке!!! В нашей стране огромное количество эмбиентальных композиторов, которые этого шамана на ...убирают!!! послушайте eject project, московский композитор, работающий с японцами, немцами и другими авангартистами - вот это музыка, а это профанация))) Моодежь, опомнись в твоей стране есть герои, ищи их и обрящешь!!! http://poiskm.com/artist/15887...

Olga Alexandrovna 11 июля 2013, 22:35

Разница в том, что эта "масса эмбиентальных композиторов" работает на сэмплах, скаченных из интернета и смикшированных программным способом в разнообразных редакторах, кем-то любовно разработанных под МакОсь. Нет, конечно, исходя из комбинаторики, вариантов смешать их тоже достаточно много... НО!.. Вся фишка Папы Срапы в том, что он не скачивает сэмплы и не покупает дорогостоящие звуковые платы и микшеры. Он всё паяет сам, практически из мусора, из такого хлама, глядя на который модные "эмбиентальные композиторы" брезгливо морщат носик. И этот хлам в умелых руках выдаёт совершенно невообразимые удивительные звуки. Это он создаёт то, чем потом другие музыканты могут пользоваться (и пользуются!)

Дмитрий Майданов 4 декабря 2013, 01:46, Изменено: 5 декабря 2013, 14:24

Olga Alexandrovna. Какие семплы, какая мак ось !!! Какие невообразимые и удивительные звуки !!! Да какой там Ростовский Техно-шаман !!! Это Ростовский Шарлатан !!! ЭтО Музыкой назвать то нельзя !!! Да что он создаёт ??? Хлам который не способен издать хоть один музыкальный звук !!!

Дмитрий Майданов 5 декабря 2013, 13:49

Арсений Авраамов с друзьями создает первый электронный синтезатор... Дааа ????))) И как же он называется ??? Знаю что Лев Термен изобрёл - Терменвокс, Евгении Мурзин изобрёл - АНС...

Добавить комментарий

Новое на сайте