Один дом. Дагестанцы вместе с армянами восстанавливают древнюю часовню

6
голосов

Понравился материал?
нажми ↓

Было интересно!

В Дагестане сохранилась древняя армянская часовня, которую местные армяне вместе с местными жителями горного села восстанавливают на свои средства. Раз в год дагестанские армяне собираются здесь на праздник святого Григориса. По данным последней переписи населения, в Дагестане проживает более 5 тыс. армян. Многие из них — это семьи, которые живут здесь уже более 100 лет.

Часовня святого Григориса находится в селе Нюгди Дербенского района Дагестана, это на юге республики. В этой местности вплоть до XVIII века проживала большая армянская община. Однако позже люди вынуждены были переселиться. Согласно историческим источникам, церковь была построена на месте, где в III веке принял мученическую смерть просветитель и миссионер святой Григорис.

На месте гибели Григориса была возведена часовня его имени, которая сохранилась до наших дней южнее Дербента и Белиджи, у села Нюгди. Гибель святого Григориса явилась подвигом во имя Бога, примером возвышения человека, обретшего бессмертие в памяти и душах потомков.

Долгое время про часовню не знали даже в центре духовной жизни Армении, в Эчмиадзине. Однако благодаря стараниям энтузиастов о церкви знают и помнят. Сейчас часовня официально считается недействующей, и большую часть времени она пустует. Но несмотря на это время от времени здесь проходят службы. Специально для проведения богослужения сюда из Кисловодска приезжает духовный наставник армян Северного Кавказа, тер Саргис. Сам он родился в Дагестане, но давно здесь не живет. Армяне Дагестана очень дорожат святыней, они на свои средства проводят реконструкцию храма, устраивают тут субботники, всячески облагораживают территорию церкви.

Часовня святого Григориса находится в селе Нюгди Дербенского района Дагестана. Фото: Сайт Армянского культурного центра города Махачкалы

Как минимум раз в год среди армян Дагестана бросается клич о проведении субботника в церкви. О мероприятии сообщается в СМС-рассылках и в группах в социальных сетях. Обычно субботники проводятся в августе. И по возможности люди приезжают в Нюгди, чтобы навести порядок в церкви. Работы тут хватает всегда и всем. Еще до того, как в реконструкции церкви стали участвовать армяне Махачкалы, тут очень много всего сделали именно армяне из Дербента. Они первыми начали тут реставрационные работы.

У истоков реставрации часовни святого Григориса стоит председатель общины армян Дербента Виктор Данилян. При поддержке местных властей и группы единомышленников начиная с 2004 года Виктору Михайловичу удалось укрепить стены, часовни, привести в порядок купол и крышу, восстановить и частично заменить окна и двери. Во дворе церкви теперь растут фруктовые и хвойные деревья. Сама территория церкви обнесена оградой. Все это делается на личные средства Даниляна и пожертвования армян, живущих в республике. Посильную помощь в деле реконструкции церкви святого Григориса оказывают не только армяне. Жители села Нюгди и окрестностей очень почтительно относятся к армянской святыне. Так, например, когда началась активная реконструкция храма, они указали место, где в реке лежали затопленные ворота церкви. Там же были обнаружены части алтаря и некоторые другие каменные элементы внутреннего убранства церкви.

Над одним из входов в часовню сохранился камень с надписью на армянском языке. Много лет эта плита хранилась в доме одного из местных жителей села, перед своей смертью он завещал своему сыну отдать «этот камень хозяевам, когда придет время».

Радует, что в этом благородном деле принимают участие не только армяне, но и люди других национальностей, исповедующие другие религии. Думаю, это свидетельствует о мире и добрососедстве в отношениях между народами Дагестана.

Как только церковь была немного отреставрирована, возродилась старая армянская традиция приезжать сюда в предпоследнее воскресенье августа. Это день поминовения святого Григориса, чье имя носит древняя часовня.

Тут накрываются столы, люди привозят с собой разные блюда армянской кухни. Люди целыми семьями проводят тут весь день, танцуют, поют, сидят вместе за столом, чествуют стариков и воспитывают молодежь.

Мы уже давно не живем в Дагестане, но по возможности стараемся попасть на праздник святого Григориса в Нюгди. Я получаю удовольствие от того, что встречаюсь там с людьми, которых давно знаю, но редко вижу. Я как будто прикасаюсь к истории своего народа. Армянских церквей в России очень много, но именно от этой часовни веет древностью.

Еще один большой армянский храм есть в Дербенте. Сейчас он используется для проведения концертов классической музыки, которые организовывает дербентское музыкальное училище. Кроме того, сюда несколько раз в год приезжает священник и проводит тут обряды крещения и венчания. По словам дагестанских историков, сложно ответить на вопрос, когда на территории Дагестана появились первые армяне и где они преимущественно проживали. В основном этим свидетельством являются древние археологические артефакты — надгробия с армянскими письменами. Кроме того, в Дагестане есть армянское село Карабаглы, где уже очень давно проживают армяне.

Я в свое время по работе часто ездила по районам Дагестана. Однажды мы были в Ботлихском районе. Это очень высоко в горах. И один местный житель, узнав, кто я по национальности, рассказал мне о том, что очень давно тут жили армянские амазонки, которых очень долго не могли завоевать местные воины. Их хотели обратить в ислам, но они боролись до последнего. А когда поняли, что сопротивление бесполезно, то договорились со своими врагами. По преданию, женщины пообещали сдаться самостоятельно только после того, как съедят все запасы свинины. И они выполнили свое обещание.

По данным последней переписи населения, в Дагестане проживает более 5 тыс. армян. Это семьи, которые живут здесь уже более 100 лет, а есть армяне, которые приехали в Дагестан в 1990-е годы. В основном это беженцы из Азербайджана и Армении.

Моего отца привезли сюда ребенком, его родня бежала от резни в Турции в начале XX века, тут и осели.

Мы бежали из Баку в свое время. Дагестан принял нас и стал нашим домом.

Видео

В Махачкале, Дербенте и Кизляре зарегистрированы армянские общины или культурные центры. При них созданы школы изучения армянского языка, также проводятся концерты армянских певцов и спектакли на родном языке. Представители центров регулярно участвуют в субботниках в церкви в селе Нюгди, а также организовывают субботники на христианских кладбищах республики. По словам руководителей этих общественных организаций, центры дают возможность общаться, дружить, встречаться, вместе проводить различные мероприятия.

Прислал
Денис Дедов

Армянские часовни наверняка есть во всех странах Восточной Европы и Ближнего Востока. Купцы из Армении торговали в разных странах и соответственно строили себе храмы для молитв. Хорошо, что люди не ссорятся из-за религии, а помогают друг другу восстанавливать храмы.

Прислал
Сергей Ягунов

Думаю, что для христиан, живущих в мусульманской республике, восстановление старинного храма особенно важно. Ведь религия сейчас заново поднимает голову в политике, происходит насилие на религиозной почве, и сохранить мир между народами этого региона очень важно для будущего Юга России.

Автор

Яна Мартиросова

Над статьей работали

Ксения Гагай, Денис Дедов, Сергей Ягунов

Добавить комментарий

14 комментариев к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе

Ризван 9 января 2014, 13:54

Все бы хорошо, да церковь то изначально была не армянской, это древний Албанский храм, на основе которого армяне ныне построили церковь и выдают ее за храм 4 века.. Подробнее читайте тут http://www.rizvanhuseynov.com/...

Лена Зимина 9 января 2014, 14:27

не знала, что в Дагестане тоже живут армяне. Хотя они по всей России живут.

Яна Мартиросова 13 января 2014, 00:03, Изменено: 13 января 2014, 00:05

живем! Причем, уже давно))

Отмечено
редакцией

Денис Дедов 9 января 2014, 14:35, Изменено: 9 января 2014, 15:15

Армянские часовни наверняка есть во всех странах Восточной Европы и Ближнего Востока. Купцы из Армении торговали в разных странах, и соответственно строили себе храмы для молитв. Хорошо что люди не ссорятся из-за религии, а помогают друг другу восстанавливать храмы.

Оля Волкова 9 января 2014, 14:37

а я считаю, что на самом деле дружба народов гораздо важнее, чем дружба религий..

Отмечено
редакцией

Сергей Ягунов 9 января 2014, 14:37, Изменено: 9 января 2014, 15:15

Думаю, что для христиан, живущих в мусульманской республике, восстановление старинного храма особенно важно. Ведь религия сейчас заново поднимает голову в политике, происходит насилие на религиозной почве и сохранить мир между народами этого региона – очень важно для будущего Юга России.

Marianna 9 января 2014, 14:50

В Дагестане живут не только армяне, но и евреи, столько наций как в Дагестане ни где нет в России и русских не притесняли как в Чечне, конечно сейчас Дагестан не в лучшем свете, но это чистой воды политика...

Рафаєль В. Макаров 9 января 2014, 16:27

Хорошо, что в многонациональном и многоконфессиональном Дагестане есть люди, сохраняющие храмы, не учитывая христианский храм, мусульманский или иудейский. Единственное, что огорчает - бегают по горам разные ваххабиты, всю идиллическую картину портят и другим жить спокойно мешают.

Нияз Зеляев 13 января 2014, 23:35, Изменено: 14 января 2014, 09:26

Часовня сия не хайская и никогда не была хайской. Гунны -Ирманы, властвовавшие от Сирии и до Северного Кавказа в первые века Н.Э приняли Григорианство в Сирии из рук самого Григория. Но хайев там не было при этом.
Не путайте КИПЧАКСКОЕ Христианское Государство ИРМАН и кипчакские храмы с новоявленными хайями, натягивающие на себя не свои храмы и не свою историю.
Если верить армянским источникам, в том числе энциклопедии фонда «Хайазг», прежде здесь была «часовня Святого Григориса, воздвигнутая в 337 году, как гласит предание, на месте гибели юного Григориса». По версии армянских участников прошедшей в Дербенте конференции, эта церковь была построена в древности армянами, а затем в XIX-XX вв. неоднократно реставрировалась. Однако известное на сегодняшний день самое раннее письменное упоминание часовни Святого Григориса в Нюгди относится лишь к 1857 году, когда ее посетил армянский публицист Ростом-бек Ерзинкян. Это место всегда считалось святым как для мусульман, так и христиан и нет никакой информации, что здесь прежде была именно армянская церковь.

Никаких следов древности или ее более раннего строительства не обнаружили в церкви и участники дербентской конференции, среди которых был также автор этих строк. В то же время было выяснено, что благодаря ныне покойному азербайджанцу Камилю Гудратову удалось сохранить камень с памятной надписью о реставрации церкви в конце XIX века, на основе чего армяне заново отстроили церковь и теперь стремятся датировать ее IV веком. Отметим, что в начале XX века эта церковь вновь была то ли отреставрирована, то ли армяне предприняли попытку ее достроить. А несколько лет назад начали очередную реставрацию и достройку церкви Св.Григориса, которая продолжается по сей день.

Нияз Зеляев 13 января 2014, 23:38

…Утверждения армянских докладчиков о принадлежности раннехристианского наследия Дагестана к Армянской церкви спровоцировали серьезную полемику между участниками конференции. Представители дагестанской научной общественности опровергли аргументы армянской стороны, показав, что история христианства в Дагестане и на всем Кавказе неразрывно связана с Албанской церковью, Кавказской Албанией и народами, населявшими ее с древних времен. Азербайджанская делегация в дискуссиях по этому вопросу отметила, что наследие Кавказской Албании является общим культурно-историческим сокровищем всех народов Кавказа и не имеет смысла «делить его по национальным квартирам»,
Как видите, в середине 19-го века хайи уже успели приложить свою руку к "восстановлению" храма в Дербенте, а если говорить точно - то как и везде стерли старые надписи и приделали надписи на своем языке.
Так что...опять цыгано-жуликам хайям опять не удалось "приватизировать" себе не свой храм.)))

Нияз Зеляев 13 января 2014, 23:41

Читайте внимательно:" В то же время было выяснено, что благодаря ныне покойному азербайджанцу Камилю Гудратову удалось сохранить камень с памятной надписью о реставрации церкви в конце XIX век"
Никаких варварских хайев там никогда не было и НЕ ДОЛЖНО БЫТЬ.

Яна Мартиросова 19 января 2014, 10:38, Изменено: 19 января 2014, 10:40

Не должно быть?! А с этого момента поподробнее, пожалуйста)

Ризван 4 февраля 2014, 15:47, Изменено: 4 февраля 2014, 15:50

Яна - наверное Нияз имел ввиду что в храм Нюгди следует забрать из баланса армянской диаспоры, тем более что в этих местах армяне вовсе не живут и не жили издревле

Яна Мартиросова 4 февраля 2014, 21:55

звучит отвратительно!
Нет никакого баланса, есть люди, вкладывающие свои деньги в восстановление древнего храма, который является культурным наследием Республики Дагестан. А то хозяев так много, а восстанавливают армяне, которым "якобы эта церковь никогда не принадлежала". И это не вам решать, куда ее забирать.
А это "Не должно быть" просто верх неуважения к представителям другого народа.

Добавить комментарий

Новое на сайте